Цель:
- Формировать умение определять значение наречий.
- Развивать орфографическую зоркость, мышление, речь, умение анализировать и обобщать.
- Воспитывать в детях умение работать в коллективе; прививать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (предложения из сказок).
Ход урока
1. Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята!
День сегодня необычный,
И учитель непривычный.
Вы не бойтесь, я не злая.
Никого не укушу.
Но сегодня на уроке
Я о многом вас спрошу.
Вообще, я очень люблю веселых детей.
Давайте, ребята, весело подготовим себя к уроку. (Релаксация)
Ну что, ребята, готовы поработать на уроке?
Как говорится: Время не ждет. Упустишь минутку - потеряешь час.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Минутка чистописания.
Словарное слово, над которым мы сегодня поработаем -
Хорошо- /харашо/ - 6б., 6зв., 3сл.
- Почему это слово стало словарным?
- Какая это часть речи?
- На какой вопрос отвечает?
- Что обозначает это наречие?
- Еще какие значения наречий вам знакомы?
- А кто догадался, над чем мы с вами сегодня будем работать на уроке?
2.
- Где песня льется, там легче живется.
Слайд №1 Презентация.
Звучит песенка Винни-Пуха.
Ребята, одну строчку из песенки я записала на доске, прочитайте и запишите ее в тетрадь. ( Используется дидактический прием какографии)
/Хорошо жывёт насвети винни-Пух оттого пает он эти песни вслух./
В чем дело?
Ошибки в словах? Давайте вместе их исправим.
(Предложение сложное, 2 основы, нужна запятая.)
Запишите в тетрадь. Подчеркните основы предложений.
А не встретились ли вам в предложении наречия? (хорошо, вслух)
Придумайте, пожалуйста, антоним к наречию хорошо. (плохо и др.)
А сейчас, глядя на картинки, назовите синонимы к слову хорошо.
Слайд №2
(Придумывают синонимы к слову хорошо, выбегают по одному, показывают картинки)
Дополнительные синонимы: здорово, любо, неплохо, отлично, отменно, первоклассно, положительно, прекрасно, удачно, чудно.
Ребята, что обозначают все эти наречия? (Образ действия)
Докажите. (Отвечают на вопрос как?)
3.
В народе говорят:
Слайд №3
Грамоте учиться - никогда не пригодится.
Грамоте учиться -
всегда пригодится.
Незнайка лежит, Знайка рядом бежит.
Незнайка лежит,
Знайка далеко бежит.
Ребята, а как называются такие высказывания? (Пословицы)
Встретились ли вам здесь наречия. Что они обозначают?
(Всегда - вр.д., далеко - м. д.)
4.
Что ж, всего сразу не сделаешь, пора и отдохнуть.
Физ. минутка.
Повторяйте за мной.
Светит, светит солнышко - ярко, ярко.
Будет нам от солнышка - жарко, жарко.
Побежим по берегу - быстро, быстро.
Закричим от радости голосисто! (Эй!)
И, устав, на камушек сядем срочно.
Жить на свете здорово! Это точно!
5.
Отдохнули? Пришло время для самостоятельной работы.
Слайд №4
Ребята, прочитайте эти слова.
Налево, легко, хорошо, вчера, днем, вверх, очень, смелый.
Что о них можете сказать? (Это наречия, но не все)
Какую работу над этими словами можете предложить. (Распределить в 4 группы по значению)
Место действия Время действия Образ действия Степень качества
Но помните:
Пишут умом, а не пером.
Один ум хорошо, а два - лучше.
Взаимопроверка. Возьмите в руки простые карандаши.
Работа без ошибок оцениваете на 5, с одной ошибкой - 4, а остальные отметки сегодня мы ставить не будем.
Поднимите руки те, у кого 5 и 4. Давайте вместе порадуемся! (аплодисменты)
5.
Вы слышали пословицу:
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Все понимают смысл этой пословицы?
Вот сейчас вы и поработаете в группах. Работаем по принципу: выиграть - выиграть. Если выполните задание все, на экране откроется картинка.
Ребята, вам нужно восстановить строчки из сказок, вспомнить название сказки, найти в нем наречие и определить значение.
Думайте медленно, работайте быстро.
1. вертеться, кувшина, начала, лиса, жадно, у
2. ему, по дороге, колобок, навстречу, заяц, катится, а
3. вернулся, Машеньку, вечером, медведь, и, увидел
4. он, лягушку, стрелой, со, увидел, очень, испугался, и
(звучат ответы детей)
Слайд №5
А вот и ваши отгадки.
Какие это сказки?
Вместе у вас все получилось. Давайте себе похлопаем.
6.
Ребята, над чем же мы с вами сегодня работали весь урок? Что обозначают наречия?
А кто из вас хоть один раз мне ответил, встаньте, пожалуйста. Обнимите себя за плечи крепко, крепко! Это и я вас тоже обнимаю. Ну, а теперь поднимите правую руку вверх все погладьте себя по голове, умнички!
Дома придумайте, пожалуйста, 4 предложения, в которых будут наречия всех четырех значений.
7.
Раз дело решено
и под лавку брошено,
можно и отдохнуть!
Игра "Крокодил" Вам нужно будет угадать наречие, которое согласуется с глаголами.
Подошли (быстро), говорили (громко), смотрели (грустно), бросили (вдаль), стало (страшно), было (смешно).
Молодцы! Урок окончен!