Учебник Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И. Н. Пономарёвой - М.: Вентана-Граф
Класс 6
Тема Плод. Разнообразие и значение плодов.
Это заключительный урок в теме "Цветок и плод" и разделе: "Органы цветковых растений".
Цели урока
- формирование у учащихся представления о плоде как главном генеративном органе покрытосеменных растений, об их строении и многообразии;
- формирование у учащихся умений работать со схемой, таблицей, натуральными объектами, умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- формирование умений работать самостоятельно и в группе.
Методы и методические приёмы
Объяснительно-иллюстративный, проблемное изучение, частично-поисковый. Методы, способствующие первичному усвоению учебного материала: информационно-развивающие, поисковые. Методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретённых знаний (упражнения, решение проблемных задач)
Технические средства обучения мультимедийный проектор, компьютер.
Методические средства обучения
Рабочая тетрадь №1 для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, презентация к уроку, раздаточный материал на каждый стол (коллекция плодов)
Ход урока
Организационный этап
Приветствие. Учащиеся сообщают об отсутствующих.
Мотивация и актуализация деятельности. Формулирование цели урока
Слайд 2 Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь, поглядите на чудо, которое видеть вы раньше нигде не могли. Он умеет такое, что никто на Земле не умеет. В.Солоухин
Что хочет сказать автор этих строк?
Какую роль в жизни растения играет цветок?
Что образуется на месте цветка у цветкового растения?
Слайд 3 ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИ УРОКА
Большинство сельскохозяйственных растений человек выращивает для получения и использования плодов. Сегодня на уроке мы познакомимся с различными видами плодов, с их классификацией, поговорим о возможных способах распространения плодов и семян, их значении.
ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА В ТЕТРАДЬ.
Повторение сформированных умений и навыков
Давайте вспомним строение цветка. Слайд 4 Работа со схемой.
- Почему тычинка и пестик выделены? /они главные части цветка/
- Что является мужским органом цветка? Что является женским органом цветка? Почему?
- Что должно произойти для того, чтобы семена образовались?
- Что такое опыление и оплодотворение?
- Что образуется из семязачатка, из завязи пестика?
Несколько пар собирают логическую цепочку. Слайды 5-6.
Ознакомление с новыми умениями, упражнения на первичное закрепление
Работа с учебником. Что такое плод? Слайд 7
Плод - орган размножения цветковых растений.
Из чего он состоит? /из семян и околоплодника/ Какую роль играет околоплодник? Как называются растения, у которых семена защищены оболочками плода? /покрытосеменные или цветковые/
ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ ОЧЕНЬ МНОГО. ПЛОДЫ У РАЗНЫХ РАСТЕНИЙ ОТЛИЧАЮТСЯ ПО РЯДУ ПРИЗНАКОВ. Знакомство с таблицей: Классификация плодов.
Задание 1. Назовите сухие многосемянные плоды, сухие односемянные плоды, сочные односемянные плоды, сочные многосемянные плоды.
Задание 2. Как называется и к какой группе относится плод гороха, мака, персика, яблони, огурца? Работа в паре. Слайд 8.
Задание 3. Кто лишний? Почему вы так считаете? Слайд 9-10.
ягода, яблоко, костянка; боб, желудь, орех; коробочка, ягода, стручок; яблоня, груша, смородина.
Задание 4. Расшифруйте названия плодов, закодированные в преложенных ниже сочетаниях букв. ЧТОРУКС, АНСТЯКОК, ЯМКНЕСА, ЯАДОГ.
Назовите сочный односемянный плод. Слайд 11-12.
Работа с натуральными объектами в группе (плоды клёна, шиповника, рябины). Опишите натуральные объекты по плану: Слайд 13
1. Название растения.
2. Характеристика плода.
3. Название плода.
4. Сравните плоды между собой. Найдите сходство и различие.
ПРОБЛЕМА. ПОЧЕМУ ПЛОДЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ? Слайд 14
ВЫВОД: Все особенности строения плодов связаны с условиями окружающей среды в которой живут растения, со способом их распространения Слайд 15 ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ
Каким способом распространяется растение, если:
- плод имеет очень маленькую массу (орхидея 0,003 мг, грушанка, заразиха 0,001 мг);
- семя кокосовой пальмы защищено от морской воды, плавучее, всхожесть не теряет несколько лет;
- семена некоторых растений после истребления человеком дронта на протяжении сотен лет не прорастали. Когда их скормили гусям и после дефекации посадили в почву - проросли;
- плод сухой, с 2-4 зазубренными крючочками (лопух, череда, гравилат);
- плод сухой с выростами в виде крылышек. Имеет смещение центра тяжести. Когда падает - крутится (клён, вяз, ясень, берёза);
- плоды и семена имеют жировые или сахаристые придатки как у фиалки, хохлатки, чистотела.
- при созревании плода бешеного огурца, внутри него увеличивается давление жидкости. Тыквина при прикосновении легко отделяется от плодоножки и отлетает на 10-12 м от материнского растения.
Слайд 16. КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ СПОСОБЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЛОДОВ И СЕМЯН?
Слайд 17-18. КАКОЙ СУЩЕСТВУЕТ БИОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ В РАСПРОСТРАНЕНИИ СЕМЯН? Удаление семян от материнского растения на большое расстояние для освоения и заселения территории.
Слайд 19. ЧЁРНЫЙ ЯЩИК. Плоды этого дерева - прекрасная пища при высоких физических нагрузках. В старину их брали с собой мореплаватели, сейчас паста из этих плодов входит в рацион космонавтов. Ядрышки плода по форме напоминают головной мозг с извилинами. Что это? ГРЕЦКИЙ ОРЕХ.
Слайд 20. ЧЕМ МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ПЛОДОВ ДЛЯ ЕДЫ? КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ В ПРИРОДЕ?
Слайд 21. Выводы:
- плоды обеспечивают развитие и созревание семян.
- участвуют в расселении растений.
- являются продуктами питания для всех живых организмов.
Домашнее задание. Рефлексия. Параграф 25.
Слайд 22. Ситуационная задача:
1. О физически слабом человеке говорят: "Мало каши ел". Почему каши полезны? Плоды каких растений используют для приготовления пшённой, манной, овсяной, перловой каши? Плоды каких растений вы использовали в своём рационе за последнюю неделю?
2. Какие растения стали культурными уже в глубокой древности? Перечислите их. Найдите на карте родину этих культурных растений. Сравните современные культурные растения с их предками.
3. Плоды каких растений употреблять в пищу нельзя? Почему? Создайте презентацию с обзором ядовитых растений своего края. Познакомьте с ней своих одноклассников.
4. Зимой, в январские морозы, птицы города не могут найти достаточно корма. Как можно им помочь? Соберите с осени плоды и семена растений для подкормки птиц зимой. Разработайте план проведения акции: "Помоги пернатым друзьям!". Понаблюдайте за поведением птиц. Сделайте записи в дневнике наблюдений.
Выставление оценок в журнал за работу на уроке.
Литература.
1. Энциклопедия для детей. Т 2 Биология. - 5-е изд., перераб. И доп. /Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. - М.: Аванта+, 2000.
2. Биология в таблицах. Учебное пособие. Никишов А.И., Петросова Р.А. Рохлов В.С., 1997 "Илекса".