Цели урока:
- Ориентированные на развитие личности: создать для учащихся содержательные и организационные условия для развития умений решать задачи, умений использовать такие методы познания, как наблюдение, эксперимент, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и самооценку учебной деятельности.
- Образовательные: обеспечить закрепление основных понятий, формул, закона Ома для участка цепи. Знать, как зависит сопротивление проводника от его длины и от площади поперечного сечения; организовать деятельность по самостоятельному применению знаний.
- Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, источник тока (3.5 В), резистор № 1, реостат, амперметр (погрешность измерения 0,1 А), вольтметр (погрешность измерения 0,2 В), ключ и соединительные провода.
Ход урока
Организационный момент.
Слайд № 1. Добрый день, ребята! Тема нашего урока "Решение задач на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения".
Сегодня в этом зале
Все физиками стали.
Задачи не из легких
Придется нам решать.
Слайд № 2. Мы начинаем движение по городу "Электроток". Перед вами лежит "Маршрутный лист", где отмечены остановки: "Повторение". "Тестирование". "Остров формул". "Соответствие". "Быстрая". "Закон Ома". "Экспериментальная". "Сопротивление". "Умники и умницы". "Успешная". Слайд
№ 3. Двигаясь по "Маршрутному листу", мы достигнем цели урока: повторим основные понятия, формулы, закон Ома для участка цепи. Зная, как зависит сопротивление проводника от его длины и от площади поперечного сечения, решим задачи практического содержания.
Закрепим практические умения и навыки при решении задач, при выполнении КФЛР, проявив на уроке самостоятельность.
Для успешного передвижения по "Маршрутному листу" нам необходимо на каждой остановке оценить свои знания. К маршрутному листу выдается лист контроля
"Оцени себя сам!".
Фамилия, имя
Тема "Решение задач на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения" За каждый верный ответ выставляется 1 балл.
№ | Повторение | Тестирование | Остров формул | Соответствие | Быстрая | Закон Ома | Экспериментальная | Сопротивление | Умники и умницы | Успешная | |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
Макс. балл | 10 | 4 | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | 2+4 | 3 | 43 | |
оценка | |||||||||||
оценка
|
Мы находимся в родном городе "Электроток".
Слайд 4.
Он всем несет тепло и свет,
Щедрей его на свете нет.
К поселкам, селам, городам
Приходит он по проводам. Что это?
Остановка "Повторение". (Фронтальный опрос).
Слайд 5. Немного истории. Вопросы к слайду.
1. Что такое электрический ток?
2. В каких единицах измеряется сила тока? Почему она так названа?
3. Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник и существовал ток?
Слайд 6. Немного истории. Вопросы к слайду.
5. В каких единицах измеряется сила тока? Почему она так названа?
Слайд 7. Вопросы к слайду.
6. В каких единицах измеряется напряжение? Почему она так названа?
Слайд 8.
Посмотрите видеофрагмент "Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи". 7. Ответьте на вопрос: "Как зависит сила тока от напряжения на участке цепи?"
Слайд 9.
Посмотрите видеофрагмент "Зависимость силы тока от сопротивления цепи".
8. Ответьте на вопрос: "Как зависит сила тока от сопротивления цепи?"
Слайд 10. Вопросы к слайду.
9. Какие три величины связывает закон Ома?
10. Как формулируется закон Ома?
Оцените свои ответы. За каждый верный ответ выставляйте 1 балл.
Молодцы! Мы продолжаем двигаться по городу "Электроток". Прибыли на остановку "Тестирование". Ребята, мы работаем самостоятельно с тестом, он лежит перед вами на столе. Слайд 11.
Тест
1. В металлическом проводнике электрический ток - это направленное движение:
А) положительных ионов
Б) отрицательных ионов
В) положительных и отрицательных ионов
Г) электронов
2. Непосредственно к источнику тока без дополнительного сопротивления можно подключить:
А) только амперметр
Б) только вольтметр
В) и амперметр, и вольтметр
Г) ни амперметр, ни вольтметр
3. В каких единицах измеряется сопротивление
А) кг
Б) В
В) А
Г) Ом
4. Какое напряжение используют в осветительной сети
А) 6 В
Б) 1,5 В
В) 220 В
Г) 500 000 В
Слайд № 12. Взаимопроверка.
Для решения задач нам необходимо знать теоретический материал. Мы прибыли на остановку "Остров формул"
Слайд № 13.
Остров в мире знаний,
"Остров формул" есть.
Нам бы заселить его,
Абсолютно весь!
Задание. Заселите остров формулами? Проверим, все ли вы вспомнили формулы. Слайд № 13. Ребята, некоторые из вас будут сдавать ГИА по физике. В экзамен включены задачи на установление соответствия позиций. Мы подъезжаем на остановку "Соответствие" и постараемся очень быстро решить эти интересные задания.
Остановка "Соответствие" Решение задач на соответствие Слайд № 14.
№ 19. Установите соответствие между физическими величинами и приборами для их измерения
Физические величины Приборы А) Сила тока 1) Вольтметр Б) Напряжение 2) Амперметр В) Сила тяжести 3) Ареометр 4) Мензурка 5) Динамометр
А Б В
Проверим ваши знания. Верный ответ оценивается в 2 балла. Слайд № 15.
Слайд № 16.
№ 20. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются
Физическая величина Формула А) электрическое сопротивление 1) q / t Б) удельное электрическое сопротивление 2) RS / l В) напряжение 3) U / t 4) U / I 5) I R
А Б В
Проверим ваши знания. Верный ответ оценивается в 2 балла. Слайд № 17.
Остановка "Быстрая". Слайд № 18. Работа с учебником.
Откроем стр. 87 учебника. Устно выполним упражнение 14 № 1.
Откроем стр. 99 учебника. Устно выполним упражнение 18 № 2. Оценим свои знания.
Как читается закон Ома? Как найти напряжение? Сопротивление? Силу тока? Приступим к решению задач. Решим задачу №3
Проверим ваше решение
Остановка "Закон Ома" Решение количественных задач
Слайд № 19.
№ 21. В проводнике сопротивлением 4 0м идет ток 500мА. Каково напряжение на концах этого проводника? Ответ выразите в (В).
Проверим ваше решение. Слайд №
Слайд № 20.
№ 22. Найти силу тока в проводнике сопротивлением 3 кОм, на который подано напряжение 90В. Ответ выразите в мА.
Все прекрасно выполнили задачи. Оценили себя сами. А теперь, ребята предположения выдвигайте:
Как определить электрическое сопротивление?
Экспериментально подтверждайте,
Чтоб не было сомнения!
Остановка "Экспериментальная"
Слайд № 21 - 22.
Часть 3. ГИА 9 класс. Экзамен в новой форме.
23. Используя амперметр и вольтметр, определите сопротивление проводника.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета сопротивления проводника;
3)укажите результаты измерения силы тока в цепи, напряжения на концах проводника:
4) запишите численное значение сопротивления проводника.
Лабораторная работа оценивается в 4 балла.
Остановка "Сопротивление" Слайд № 23.
Решим задачи у доски.
№ 5. Определите сопротивление нагревательного элемента электрической цепи, выполненного из константановой проволоки длиной 24,2 м и площадью поперечного сечения 0.5 мм2.
№ 6.Допустимый ток для изолированного медного провода сечением 1 мм2 при продолжительной работе равен 11 А. Сколько метров проволоки можно включить в сеть с напряжением 220 В ?
Самостоятельная работа.
Вариант 1. № 7. Кипятильник включен в сеть с напряжением 220 В. Чему равна сила тока в спирали электрокипятильника, если она сделана из нихромовой проволоки длиной 5 м и площадью поперечного сечения 0,1мм2 ?
Вариант 2. №8. Рассчитайте напряжение на концах линии электропередачи длиной 0,5 км при силе тока в ней 15 А, если провода, изготовленные из алюминия, имеют площадь поперечного сечения 14 мм2.
Остановка "Умники и умницы" Слайд № 24.
Объявляется конкурс "Физика в жизни". Кто желает решать качественные, очень интересные задачи. Пожалуйста, к доске! Вызываются трое учащихся. Итак, набираем баллы, отвечая на вопросы.
1. Проводит ли стекло электрический ток?
2. Цепь состоит из батареи аккумуляторов и последовательно соединенных амперметра, металлической цепочки и выключателя. Если замкнуть цепь и руками постепенно увеличивать натяжение цепочки, то по амперметру можно наблюдать возрастание тока. Чем объясняется это явление?
Молодцы. Ну и последнее задание нашего конкурса
3. Для чего на электрифицированных дорогах на стыках рельсов устраиваются соединители в виде жгутов толстой медной проволоки, приваренных к концам обоих рельсов?
Ребята, физика - удивительная наука, и надо шаг за шагом познавать ее. Мы приехали на остановку "Домашнее задание" Слайд № 25.
Повторить параграф 44, 45. Упражнение 20 № 3, 4
Слайд № 26.
Итак, ребята, мы побывали с вами в городе "Электроток". На всех его остановках. Мы решали задачи, экспериментировали, а сейчас на остановке "Успешная" оценим свои знания! Сдадим маршрутный лист и лист контроля "Оцени себя сам!"
Слайд № 27. Подводятся итоги урока.
Задачи все мы разгадали,
Свои вы знания показали.
Молодцы, скажу я вам,
И наставление вам дам.
Вперед, ребята, так держать!
В познании физики преуспевать!
Литература.
1. Физика 8, А.В. Перышкин, учебник для общеобразовательных учреждений, Дрофа, 2009, -191 с.
2. ГИА - 2009, экзамен в новой форме: 9-й класс, Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова - М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2009, - 116 с. (Федеральный институт педагогических измерений)
3. ФИЗИКА, опорные конспекты и разноуровневые задания, А.Е. Марон, Е.А. Марон, Санкт-Петербург, 2009, -90 с.
4. Качественные задачи по физике в средней школе, М.Е. Тульчинский, Москва "Просвещение", 1972, -237 с.
5. DVD Школьный физический эксперимент: Постоянный электрический ток, ООО "Телекомпания СГУ ТВ", 2005.
6. Интернет (анимации).