Решение задач на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

  • Ориентированные на развитие личности: создать для учащихся содержательные и организационные условия для развития умений решать задачи, умений использовать такие методы познания, как наблюдение, эксперимент, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и самооценку учебной деятельности.
  • Образовательные: обеспечить закрепление основных понятий, формул, закона Ома для участка цепи. Знать, как зависит сопротивление проводника от его длины и от площади поперечного сечения; организовать деятельность по самостоятельному применению знаний.
  • Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, источник тока (3.5 В), резистор № 1, реостат, амперметр (погрешность измерения 0,1 А), вольтметр (погрешность измерения 0,2 В), ключ и соединительные провода.

Ход урока

Организационный момент.

Слайд № 1. Добрый день, ребята! Тема нашего урока "Решение задач на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения".

Сегодня в этом зале
Все физиками стали.
Задачи не из легких
Придется нам решать.

Слайд № 2. Мы начинаем движение по городу "Электроток". Перед вами лежит "Маршрутный лист", где отмечены остановки: "Повторение". "Тестирование". "Остров формул". "Соответствие". "Быстрая". "Закон Ома". "Экспериментальная". "Сопротивление". "Умники и умницы". "Успешная". Слайд

№ 3. Двигаясь по "Маршрутному листу", мы достигнем цели урока: повторим основные понятия, формулы, закон Ома для участка цепи. Зная, как зависит сопротивление проводника от его длины и от площади поперечного сечения, решим задачи практического содержания.

Закрепим практические умения и навыки при решении задач, при выполнении КФЛР, проявив на уроке самостоятельность.

Для успешного передвижения по "Маршрутному листу" нам необходимо на каждой остановке оценить свои знания. К маршрутному листу выдается лист контроля

"Оцени себя сам!".

Фамилия, имя

Тема "Решение задач на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения" За каждый верный ответ выставляется 1 балл.

Повторение Тестирование Остров формул Соответствие Быстрая Закон Ома Экспериментальная Сопротивление Умники и умницы Успешная
1                    
2                    
3                    
4                    
5                    
6                    
7                    
8                    
9                    
10                    
Макс. балл 10 4 8 4 2 2 4 2+4 3 43
оценка                    
оценка
  • 5 - (37-43 балла )
  • 4 - (31 - 36 баллов)
  • 3 - (27-30 баллов)
 

Мы находимся в родном городе "Электроток".

Слайд 4.

Он всем несет тепло и свет,
Щедрей его на свете нет.
К поселкам, селам, городам
Приходит он по проводам. Что это?

Остановка "Повторение". (Фронтальный опрос).

Слайд 5. Немного истории. Вопросы к слайду.

1. Что такое электрический ток?

2. В каких единицах измеряется сила тока? Почему она так названа?

3. Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник и существовал ток?

Слайд 6. Немного истории. Вопросы к слайду.

5. В каких единицах измеряется сила тока? Почему она так названа?

Слайд 7. Вопросы к слайду.

6. В каких единицах измеряется напряжение? Почему она так названа?

Слайд 8.

Посмотрите видеофрагмент "Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи". 7. Ответьте на вопрос: "Как зависит сила тока от напряжения на участке цепи?"

Слайд 9.

Посмотрите видеофрагмент "Зависимость силы тока от сопротивления цепи".

8. Ответьте на вопрос: "Как зависит сила тока от сопротивления цепи?"

Слайд 10. Вопросы к слайду.

9. Какие три величины связывает закон Ома?

10. Как формулируется закон Ома?

Оцените свои ответы. За каждый верный ответ выставляйте 1 балл.

Молодцы! Мы продолжаем двигаться по городу "Электроток". Прибыли на остановку "Тестирование". Ребята, мы работаем самостоятельно с тестом, он лежит перед вами на столе. Слайд 11.

Тест

1. В металлическом проводнике электрический ток - это направленное движение:

А) положительных ионов

Б) отрицательных ионов

В) положительных и отрицательных ионов

Г) электронов

2. Непосредственно к источнику тока без дополнительного сопротивления можно подключить:

А) только амперметр

Б) только вольтметр

В) и амперметр, и вольтметр

Г) ни амперметр, ни вольтметр

3. В каких единицах измеряется сопротивление

А) кг

Б) В

В) А

Г) Ом

4. Какое напряжение используют в осветительной сети

А) 6 В

Б) 1,5 В

В) 220 В

Г) 500 000 В

Слайд № 12. Взаимопроверка.

Для решения задач нам необходимо знать теоретический материал. Мы прибыли на остановку "Остров формул"

Слайд № 13.

Остров в мире знаний,
"Остров формул" есть.
Нам бы заселить его,
Абсолютно весь!

Задание. Заселите остров формулами? Проверим, все ли вы вспомнили формулы. Слайд № 13. Ребята, некоторые из вас будут сдавать ГИА по физике. В экзамен включены задачи на установление соответствия позиций. Мы подъезжаем на остановку "Соответствие" и постараемся очень быстро решить эти интересные задания.

Остановка "Соответствие" Решение задач на соответствие Слайд № 14.

№ 19. Установите соответствие между физическими величинами и приборами для их измерения

Физические величины Приборы
А) Сила тока 1) Вольтметр
Б) Напряжение 2) Амперметр
В) Сила тяжести 3) Ареометр
  4) Мензурка
  5) Динамометр

 

А Б В
     

Проверим ваши знания. Верный ответ оценивается в 2 балла. Слайд № 15.

Слайд № 16.

№ 20. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются

Физическая величина Формула
А) электрическое сопротивление 1) q / t
Б) удельное электрическое сопротивление 2) RS / l
В) напряжение 3) U / t
  4) U / I
  5) I R

 

А Б В
     

Проверим ваши знания. Верный ответ оценивается в 2 балла. Слайд № 17.

Остановка "Быстрая". Слайд № 18. Работа с учебником.

Откроем стр. 87 учебника. Устно выполним упражнение 14 № 1.

Откроем стр. 99 учебника. Устно выполним упражнение 18 № 2. Оценим свои знания.

Как читается закон Ома? Как найти напряжение? Сопротивление? Силу тока? Приступим к решению задач. Решим задачу №3

Проверим ваше решение

Остановка "Закон Ома" Решение количественных задач

Слайд № 19.

№ 21. В проводнике сопротивлением 4 0м идет ток 500мА. Каково напряжение на концах этого проводника? Ответ выразите в (В).

Проверим ваше решение. Слайд №

Слайд № 20.

№ 22. Найти силу тока в проводнике сопротивлением 3 кОм, на который подано напряжение 90В. Ответ выразите в мА.

Все прекрасно выполнили задачи. Оценили себя сами. А теперь, ребята предположения выдвигайте:

Как определить электрическое сопротивление?

Экспериментально подтверждайте,

Чтоб не было сомнения!

Остановка "Экспериментальная"

Слайд № 21 - 22.

Часть 3. ГИА 9 класс. Экзамен в новой форме.

23. Используя амперметр и вольтметр, определите сопротивление проводника.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета сопротивления проводника;

3)укажите результаты измерения силы тока в цепи, напряжения на концах проводника:

4) запишите численное значение сопротивления проводника.

Лабораторная работа оценивается в 4 балла.

Остановка "Сопротивление" Слайд № 23.

Решим задачи у доски.

№ 5. Определите сопротивление нагревательного элемента электрической цепи, выполненного из константановой проволоки длиной 24,2 м и площадью поперечного сечения 0.5 мм2.

№ 6.Допустимый ток для изолированного медного провода сечением 1 мм2 при продолжительной работе равен 11 А. Сколько метров проволоки можно включить в сеть с напряжением 220 В ?

Самостоятельная работа.

Вариант 1. № 7. Кипятильник включен в сеть с напряжением 220 В. Чему равна сила тока в спирали электрокипятильника, если она сделана из нихромовой проволоки длиной 5 м и площадью поперечного сечения 0,1мм2 ?

Вариант 2. №8. Рассчитайте напряжение на концах линии электропередачи длиной 0,5 км при силе тока в ней 15 А, если провода, изготовленные из алюминия, имеют площадь поперечного сечения 14 мм2.

Остановка "Умники и умницы" Слайд № 24.

Объявляется конкурс "Физика в жизни". Кто желает решать качественные, очень интересные задачи. Пожалуйста, к доске! Вызываются трое учащихся. Итак, набираем баллы, отвечая на вопросы.

1. Проводит ли стекло электрический ток?

2. Цепь состоит из батареи аккумуляторов и последовательно соединенных амперметра, металлической цепочки и выключателя. Если замкнуть цепь и руками постепенно увеличивать натяжение цепочки, то по амперметру можно наблюдать возрастание тока. Чем объясняется это явление?

Молодцы. Ну и последнее задание нашего конкурса

3. Для чего на электрифицированных дорогах на стыках рельсов устраиваются соединители в виде жгутов толстой медной проволоки, приваренных к концам обоих рельсов?

Ребята, физика - удивительная наука, и надо шаг за шагом познавать ее. Мы приехали на остановку "Домашнее задание" Слайд № 25.

Повторить параграф 44, 45. Упражнение 20 № 3, 4

Слайд № 26.

Итак, ребята, мы побывали с вами в городе "Электроток". На всех его остановках. Мы решали задачи, экспериментировали, а сейчас на остановке "Успешная" оценим свои знания! Сдадим маршрутный лист и лист контроля "Оцени себя сам!"

Слайд № 27. Подводятся итоги урока.

Задачи все мы разгадали,
Свои вы знания показали.
Молодцы, скажу я вам,
И наставление вам дам.
Вперед, ребята, так держать!
В познании физики преуспевать!

Литература.

1. Физика 8, А.В. Перышкин, учебник для общеобразовательных учреждений, Дрофа, 2009, -191 с.

2. ГИА - 2009, экзамен в новой форме: 9-й класс, Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова - М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2009, - 116 с. (Федеральный институт педагогических измерений)

3. ФИЗИКА, опорные конспекты и разноуровневые задания, А.Е. Марон, Е.А. Марон, Санкт-Петербург, 2009, -90 с.

4. Качественные задачи по физике в средней школе, М.Е. Тульчинский, Москва "Просвещение", 1972, -237 с.

5. DVD Школьный физический эксперимент: Постоянный электрический ток, ООО "Телекомпания СГУ ТВ", 2005.

6. Интернет (анимации).