Цель урока:
- Установить причинно-следственные связи между странами, историческими событиями, учеными и их открытиями;
- Показать влияние истории на развитие физики.
Задачи урока:
Обучающие:
- Закрепить понятия: электромагнитное поле, электромагнитная волна;
- Установить связь между энергией и скоростью света;
- Научить устанавливать причинно - следственные связи и применять знания из физики, географии, истории и химии.
- Уметь применять знания из физики, географии, химии и истории .
Развивающие:
- Развитие применения содержательного смысла физических понятий, величин для анализа физических явлений и процессов.
- Развитие нравственности и познавательного интереса к физике;
- Развитие умения пользовать экспериментальным оборудованием;
- Делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных различными значениями.
- Научиться описывать преобразование энергии в физических явлениях и процессах протекающих во Вселенной.
Воспитательные:
- Воспитание гражданской позиции человека.
Оборудование:
- политическая карта мира; карта войн Наполеона;
- видео сюжет о приходе к власти Гитлера;
- портреты ученых Галилея, И. Ньютона, М.Фарадей, Дж. Максвелл, А.Эйнштейн,
- формула Эйнштейна,
- цветные картинки Англии, Франции, Германии,
- схема адронного коллайдера,
- картинки зарождения Вселенной (электронное облако, большой взрыв, образование во Вселенной химических элементов),
- периодическая таблица Менделеева.
План урока
1. Англия (17,18 век): географическое положение, религия, девиз, политическая система, экономика, изобретения.
2. Майк Фарадей и его предположение, что свет имеет электромагнитную природу.
3. Джеймс Максвелл помог Фарадею и рассчитал скорость распространения волн, вывел уравнения Максвелла доказывающие, свет имеет конечную скорость.
4. Франция (до французской революции): географическое положение, религия, девиз, политическая система, экономика, изобретения.
5. Дочь французского короля предположила, что энергия пропорциональна квадрату скорости.
6. Альберт Эйнштейн доказал, что энергия пропорциональна квадрату скорости света.
7. Германия (до второй мировой войны): географическое положение, религия, девиз, политическая система, экономика, изобретения.
8. Ученые третьего рейха (Отто Ганн и Лиза Майер, их открытия и получение энергии согласно формуле Эйнштейна).
9. Положение ученых в странах оккупированных фашистами. Применение формулы Эйнштейна, взрывы в Хиросиме и Нагасаки.
10. Разгон частиц до скоростей близким к скорости света. Адронный коллайдер: местоположение, схема, назначение, цели экспериментов.
11. Гипотеза зарождения Вселенной, образование химических элементов, жизни на Земле.
12. Домашнее задание: посмотреть в интернете видео сюжет о зарождении Вселенной.
Вывод: Установлена взаимосвязь между историческими событиями в разных странах, развитием Вселенной и открытиями ученых.