Образ национальных героев в литературе, музыке и изобразительном искусстве

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Художественно-педагогическая идея урока:

  • показать учащимся как современный легкий развлекательный жанр музыки реп взаимодействует с величайшими творениями композиторов серьезной классической музыки, обогащая тем самым духовную жизнь подростков;
  • формировать основы музыкального вкуса, умение сопоставлять музыкальные образы, отражающие разные стороны жизни, и выполняющие разную роль в обществе (на примере русского национального героя полководца Князя Игоря и осетинского героя Урузмага).

Музыкальный ряд: реп в исполнении “Принца Игоря”, хор девушек и ария Князя Игоря из оперы А. Бородина, “Старинный сказ” Н. Петрова, песня “Вечерний Владикавказ” Алана Плиева.

Оформление урока: на доске тема урока, текст хора девушек из оперы “Князь Игорь А. Бородина”, портреты А. Бородина и Н. Петрова, репродукции картин И. Глазунова, В. Васнецова и М. Туганова.

Оборудование урока: фортепиано, музыкальный центр, электронные диски, доска, экран, проектор, хрестоматия, фонохрестоматия.

Ход урока

Вход: Звучит реп в исполнении американского рэпера, выходца из Африки, который известен под псевдонимом “Принц Игорь” (с темой половецких девушек пленниц).

У. – Вам знакомо это произведение?

Д. – Нет.

У. – Какой стиль исполнения?

Д. – РЭП.

У. – Что вы знаете об этом стиле?

Д. – РЭП - английское жаргонное (rap – стрекотать, болтать), специфический вокально-исполнительский стиль поп-музыки и рок-музыки, возникший в 1970-х годах в США. Ведет происхождение от разговорных вставок в афроамериканской вокальной музыке и скороговорки диск-жокеев. Представляет собой сольную или групповую ритмизованную речитацию (интонируюмую или неинтонируемую) или проговаривание текстов песен (или их отдельных строф).

Слайд 3, 4.

У. – Как ни странно, но РЭП живет на планете не десять, как думают многие, и даже не двадцать лет, а намного больше. Рифмованную речь (именно речь, а не пение) еще в сороковых годах использовал при общении со своими слушателями Cab Calloway. Впервые РЭП увидел свет в черных диско-клубах Южного Бронкса (Нью-Йорк) в середине семидесятых. С этого то момента новый стиль и начинает свой музыкальный рост и победоносное шествие по миру… Знаете ли вы, что легло в основу этого произведения?

Д. – ?

Слайд 5, 6, 7, 8.

У. – Многие современные музыканты часто обращаются в своем творчестве к музыке известных композиторов-классиков. Так произошло и с этим произведением. Здесь “Принц Игорь” использовал знаменитый хор половецких девушек-пленниц “Улетай на крыльях ветра” из оперы Александра Бородина “Князь Игорь”. Для написания этой оперы Бородин использовал “драгоценный памятник” русской литературы и русской истории “Слово о полку Игореве”. Давайте послушаем, как звучит этот хор в опере. (Слушание).

Слайд 9, 10.

У. – На экране есть текст этой песни. Давайте разучим отрывок из нее. (Разучивание).

У. – Не смотря на принадлежность к седой старине “Слово о полку” и сейчас молодо и современно. Человек наших дней видит в “Слове” прежде всего повесть о самоотверженной любви в родине, о мужестве, пронесенном сквозь ошибки и поражения, о людях умеющих подчинить личное чувству долга перед родиной. Безвестный автор ХII века первым в русской литературе раскрыл тему нравственного подвига во имя интересов народа, показал, как в годины лихолетий раскрывается духовная красота и стойкость русских людей.

Всем сердцем автор болеет за судьбы земли русской, ее народа, переживает за Игоря, за князей, то сочувствуя им, то осуждая и негодуя.

Слайд 11.

Особое место в опере занимает ария Князя Игоря “О, дайте, дайте мне свободу!”. Она противостоит всему половецкому “окружению”. Музыка арии правдиво рисует страдания плененного князя, горечь скорбного поражения и мужественного сердца, его страстную тоску по свободе. (Слушаем арию).

У. – Как звучит вступление к арии?

Д. – Мрачно и тяжело, передавая глубокую подавленность героя. Это монолог, причем Игорь один на один с собой.

У. – Он может соврать себе самому?

Д. – Нет. Это искренне как исповедь.

У. – Так о чем же князь Игорь говорит самому себе, о чем его самые сокровенные мысли?

Д. – О Родине!

У. – А на каких словах звучит самая яркая, часто повторяющаяся мысль арии?

Д. – “О, дайте, дайте мне свободу!”

У. – К кому он обращается?

(Пою “О, дайте, дайте мне свободу!”)

Д. – К Богу и другим святым.

У. – Вы не слышали такое выражение: “силы небесные”?

Д. – Это и есть Бог и другие святые. Он обращается к ним за помощью – больше-то не к кому.

У. – Давайте подведем первый итог. Итак, Игорь сам с собой наедине, звучат самые сокровенные его мысли… О чем они?

Д. – О себе, о жене и о Родине.

Слайд 12.

У. – Посмотрите на картину И. Глазунова “Князь Игорь”. Какие символы вы видите?

Д. – Крест с черным кругом – затмение. “Божье знамение”. Там на знамени – Божья Матерь. Они шли в бой с именем Божьей Матери. Она охраняла их. Красный плащ Игоря – как кровь.

У. – А лицо у Игоря?

Д. – Как у Христа.

У. – Оно объемное или плоское? Где встречаются такие изображения?

Д. – Плоское. Такие изображения встречаются на иконах.

У. – Так это лицо или лик?

Д. – Это лик, как на иконе.

У. – Но Игорь – грешник! Как можно его так изображать, ведь из-за него погибло столько русичей!

Д. – Но он много страдал, мучился. А в России многие мученики становились святыми.

У. – Сколько частей в арии?

Д. – Три.

У. – К кому он обращается во второй части со словами “Ты одна голубка -лада”?

Слайд 13.

Д. – К жене Ярославне. Это тема их любви, она звучит, ширится и растет. И когда, кажется, что слов уже не хватает, в безраздельное господство вступает лишь музыка, – она словно захлестывает, заглушает певца тем половодьем чувств, которые он уже не может выразить.

У. – Что происходит в третьей части?

Д. – К нему возвращается осознание своего положения… “Ни сна, ни отдыха измученной душе”… – таков удел пленника.

Слайд 14.

У. – Мы уже знакомы с художником Васнецовым, который написал картину “Богатыри”. А вот еще одна его картина “Баян”. Кто такой Баян?

Слайд 15.

Д. – Это музыкальный инструмент.

У. – Вы не поняли мой вопрос. Я спросила ни, что такое баян, а кто такой Баян? Внимательно посмотрите на картину. Кто там изображен?

Д. – Воины, дети и старик с гуслями.

У. – В старину так называли певца-сказителя, аккомпанирующего себе на гуслях. Он слагал всевозможные сказания о подвигах былинных героев. Сегодня я хочу познакомить вас с произведением композитора Николая Петрова “Старинный сказ”. В богатом и разнообразном поэтическо-музыкальном творчестве осетин особое место занимает – кадаг (былинный сказ).

Осетинский народный эпос, отразивший историческую судьбу народа, его труд и быт, является одним из излюбленных жанров народного творчества. В целом ряде эпических сказаний даны красочные описания нартовских пиршеств, которые сопровождались массовыми и сольными плясками и пением песен.

Слайд 16.

Оркестровая пьеса “Старинный сказ” была написана Н. Петровым под впечатлением от встречи с одним из старейшин, который исполнил ему на гармонике старинный наигрыш. Произведение это обрамляется одноголосным вступлением и заключением (соло гобоя). Это своеобразный мелодический эпиграф и эпилог.

Слайд 17.

Во вступлении показан образ старейшего из нартов – Урузмага, погруженного в свои мысли. Он свидетель многих событий героического прошлого своего народа. Величавая, сосредоточенная, размеренная, задумчивая музыка запечатлела единый художественный образ – волевой, мужественный. Мелодия напевно-речитативного склада, основанная на суровых, мужественных интонациях. Она придает напеву особый героический характер. (Слушание).

У. – Сколько частей в этом произведении?

Д. – Три.

У. – Что изобразил композитор во второй части?

Д. – Скачку лошадей, ведь осетины, а точнее Аланы были воины-всадники.

Слайд 18.

У. – Каким средством музыкальной выразительности он этого достигает?

Д. – С помощью ритма.

Слайд 19, 20.

Н. Петров – композитор русский по национальности, но так как он уже с 14-ти лет работал в оркестре Северо-Осетинского радио и телевидения, то его очень увлекала осетинская народная музыка, и в своем творчестве он опирался на национальную песенную традицию. Ни в одном своем произведении он не цитировал подлинно народные мелодии, а изучив основные стилистические особенности и своеобразие образного интонационно мелодического и ритмического строя осетинской песенности, глубоко претворял в музыке своих произведений характерные особенности фольклора. И то, что композитор писал в основном для диатонической гармошки, популярного и любимого инструмента в народе, тоже говорит о его любви к осетинской национальной музыке.

У. – Итак, с образами, каких национальных героев в искусстве мы сегодня познакомились?

Д. – С образами князя Игоря и Урузмага.

У. – Ребята, мы с вами являемся потомками двух великих народов – русского и осетинского, которые храбро сражались во славу отечества, а нашему городу недавно было присвоено почетное звание “Города Воинской Славы”. Из какой песни следующие слова: “Скажи, где взял ты эту гордую стать!”

Д. – Из песни “Вечерний Владикавказ” Алана Плиева на стихи Гриша Плиева.

Слайд 16–29.

Исполнение песни. Оценка учащихся. Музыкальное прощание.

У. – Спасибо за урок. Вы молодцы.

Источники.

  1. Музыка. Программа общеобразовательных учреждений 1–8 классов. Под руководством Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение 2006 г.
  2. Рассказы о музыке для школьников. Т. Рзянкина. “Князь Игорь”. Опера. А. Бородин. – М.:“Музыка” 1975 г.
  3. Региональная программа “Музыка”. Т. Еманова. – Владикавказ 2010 г.
  4. Зорина А. Г. Александр Порфирьевич Бородин. (1833–1887). – М., Музыка, 1987.
  5. http://images.yandex.ru
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki