Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о Пушкине; познакомить с прологом “ У лукоморья”.
- Развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства.
- Воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес детей к классическому искусству.
Оборудование:
- Портрет А.С. Пушкина, стенд о жизни Пушкина.
- Выставка книг А.С. Пушкина.
- Портрет композитора М.И. Глинки, ТСО – аудиокассета “Марш Черномора”.
- ТСО видеокассета “У лукоморья” – мультфильм.
- Рисунки с изображением сказочных персонажей, дуб, мягкая игрушка (домовой).
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
а) Упражнения на дыхание.
б) “Пятиминутка” (жужжащее чтение).
(Слайд 1). Сегодня наш урок посвящён А.С. Пушкину – солнцу русской поэзии. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта. Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик.
II. Проверка домашнего задания.
1. Обобщение. (Слайд 2). Что мы знаем о А.С. Пушкине (дети рассказывают о няне Пушкина, о лицее, о семье Пушкина).
А.С.Пушкин родился в Москве. Отец его происходил из старинного, обедневшего дворянского рода. Детство будущего поэта прошло в Москве. У него были старшая сестра и 2 младших брата. В доме Пушкиных любили бывать писатели, поэты. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал сочинять стихи, когда ему было 3 года.
Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Няня знала много сказок, песен, замечательно рассказывала, пела. Маленький Саша очень любил слушать.
– Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певчие сказки!
Сказки, стихи Пушкина прекрасны. Читать их надо не спеша, представляя, как будто видишь всё, что рисует словами поэт.
2. Выставка книг (показ иллюстраций из книг).
а) Домашнее задание. Принести произведения А.С. Пушкина из домашней
библиотеки (детская литература), (дети делают краткий анализ книг и
выставляют на полку).
б) Беседа учителя.
– Всю жизнь рядом с нами находятся наши верные друзья – книги. Посмотрите на это великолепное издание. Давайте представим себе на минутку, что из этой книги исчезли все иллюстрации.
Как однообразно, скучно, невыразительно будет выглядеть такая книга!
(Слайд 3). Оформление книги – дело сложное, в котором принимают участие люди разных профессий, но главная роль принадлежит художнику-иллюстратору, который делает рисунки для книги. В этой роли художника-иллюстратора участвовали не только вы, но и ваши родители. Вам, как настоящим художникам, предстояла трудная, но увлекательная работа, (анализ детских рисунков).
– Ваши родители выполнили задание: нарисовать обложку к книгам А.С. Пушкина (сказки). Дети выставляют работы своих родителей с кратким комментированием. (Слайд 4).
– Кто же создаёт книжные иллюстрации? (Художник-иллюстратор.)
Физкультминутка (Йотированные гласные).
3. Чтение последней части с “Сказки о рыбаке и рыбке”. Дети читают “цепочкой”.
Учитель: – прочитав сказку, вы наверно, поняли, когда так говорят у разбитого корыта”? (Всё потерял, что было. Остался ни с чем.)
Обобщение: старуха осталась у разбитого корыта, а старик? Он, как и прежде, будет жить у самого синего моря. И если снова попадётся в его сети золотая рыбка, он поступит, как и в первый раз. Отпустит он рыбку золотую и скажет ей ласковое слово….. (дети говорят слова рыбки).
Физкультминутка “море волнуется”.
III. Основная часть урока.
1. Знакомство с новым материалом. (Слайд 5).
– Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями А.С. Пушкина. Представьте себе, что мы с вами попали на морской берег (включается аудиокассета “Шум моря”). Опишите, что вы услышали? (Кричат чайки, шум морской волны).
Молодцы! Я Вас сегодня приглашаю в волшебную страну! Представьте, что мы вдруг оказываемся у лукоморья, а там растёт огромный дуб. (На доске открывается изображение дуба.)
– Что означает слово “лукоморье”? (Лукоморье – изогнутый, как лук, берег
моря; изгиб берега, залив.)
– Похож ли наш дуб на волшебный ? (Не очень.) Чего не хватает, чтобы
можно было назвать его волшебным? (Какое ни будь чудо должно быть.)
– Посмотрите внимательно и вспомните какой писатель рассказал об этом дубе?
(А.С. Пушкин.)
– Может кто помнит стихи Пушкина об этом дубе. (Ученик читает отрывок.)
2. Первичное чтение по частям с комментированием.
Изучаем пролог к поэме-сказке “Руслан и Людмила” (отрывок “У лукоморья”).
а) читаем, анализируем, дети прикрепляют “золотую цепочку кота”.
б) значение слов: леший, русалка, домовой, водяной, духи;
в) значение слов: витязи, старину;
г) краткий анализ сказки “Руслан и Людмила”.
Знакомство с композитором М.И. Глинкой (аудиокассета) “Марш Черномора” отрывок
из оперы М.И. Глинки.
д) Знакомство с художником В. Васнецовым – репродукция картины “Иван Царевич на
сером волке”.
е) Обобщение по отрывку “У лукоморья”
3. Работа над текстом. Чтение учащимися по частям с кратким комментированием.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Учитель:
– У лукоморья – это неизвестная, сказочная местность, изогнутый, как лук, берег моря, а на берегу – дуб, крепкий, красивый, могучий.
На доске дуб зелёный, золотая цепь, кот учёный.
Давайте, не будем спешить в волшебную сказочную страну. Сначала поговорим о чудесах, в которые все люди верят: о русалке, лешем, домовом, колдунах ….
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Так много волшебства…есть существа, которых нет в настоящей жизни… (поэтому эта поэма – сказка).
На столе рисунки: леший, русалка, избушка, водяной Мягкая игрушка – домовой.
Домовой, леший, водяной – это не люди, а духи. Их никто не видел, а только слышал: домовой стучит, возится за печкой; водяной – хозяин рек, озёр. Леший, лесовик, живёт в лесу, поёт песни без слов. Он любит качаться на деревьях. Леший свистит, ухает, хохочет, пугая людей, умеет подражать голосам животных и птиц. Ему подчиняются все ленные обитатели. Осенью он бушует в лесу, ломает деревья, гонит зверей. На зиму прячется под землёй, где и ждёт наступления весны.
Леший может быть высоким как дерево, а может быть ниже травы, укрываясь земляничным листочком.
Русалка – живёт на болотах. По ночам песни поёт, заманивает путников. Волосы у неё зелёные, как водоросли, расчёсывает она их гребешком из рыбьих костей.
Избушка на курьих ножках (Кто в ней живёт ?).
там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
– Что за чудо: из моря выходят 30 витязей, точь в точь равны и голосом, и волосом , и лицом и ростом. А выходят они из моря на 1 час, и с ними дядька их морской. (Рисунок витязей, книга “Сказка о царе Салтане.)
Витязь – воин, солдат. Наши витязи были богатырями.
Богатырь – герой русских былин, воин, который отличается небывалой силой, мужеством, умом.
Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста, крепкого телосложения, сильный, смелый. (Как называли на Руси сильных, храбрых?).
Дядька в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в дворянской семье. Наш дядька не простой солдат, а морской.
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
Физкультминутка “ветер дует”.
Сегодня мы изучаем вступление к поэме – сказке, а дальше события развиваются так: киевский князь Владимир выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг, веселье прерывается: раздаются сильные удары грома, воцаряется тьма. Когда снова становиться светло все, с ужасом, замечают, что Людмила исчезла! Это злой волшебник, Черномор, похитил её и унёс в свой ,заколдованный, замок.
Ребята А как вы себе представляете Черномора?
Злой, маленький, бородатый….
(Рисунок колдуна с богатырями, портрет М.И. Глинки, аудиокассета– запись “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила”.)
Вот замечательный русский композитор М.И. Глинка, (портрет на доске), написал на сюжет этой поэмы – сказки оперу.
Кто знает, что такое опера?
(Музыкально – театральное произведение, где артисты поют). Давайте послушаем отрывок из оперы М.И. Глинки “Руслан и Людмила”, который называется “Марш Черномора”.
Итак, колдун с длинной бородой хочет понравиться Людмиле. Он наряжается в богатые в богатые одежды и идёт к ней, окружённый толпой слуг. Торжественно звучат трубы, возвещая о приближении хозяина замка. Музыка резкая, жёсткая, отрывистая.
Затем слышатся тихие, трепещущие звуки. Они поднимаются всё выше и выше и замирают наверху.
Вторая часть марша звучит светло, легко. В оркестре нежно и звонко играют колокольчики. Их звучание придаёт музыке волшебный, сказочный характер. Видимо, это великолепный замок Черномора, полный дивных чудес и сияние драгоценных камней, которыми щедро украшен замок.
(Вторую часть можно послушать на уроке музыки.)
– Понравилась вам музыка? Каким вы представили себе Черномора?
(Важный, гордый, но трусливый). С помощью звуков Глинка нарисовал портрет Черномора.
(Я увидела, как Черномор крадётся. А я увидела, как он важно идёт и грозно шагает, а слуги несут его бороду. Когда музыка звучала громко, она изображала Черномора злым, а когда тихо, т.е., как бы попискивала, то я видела его слабым и трусливым).
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с бабаю – ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух…там Русью пахнет!
С помощью красок мы можем изобразить любой сюжет, портрет. Так великий художник Виктор Васнецов написал картину “Иван Царевич на сером волке”.
Одной из самых любимых тем для художника является сказка. На полотнах Васнецова ожили для нас почти все герои русских народных сказок.
(Репродукция картины В. Васнецова “ Иван Царевич на сером волке”.) Царевна грустит в темнице, а ей служит волк. Иван – Царевич преодолевает все трудности, чтоб освободить её.
Баба – Яга живёт в избушке на курьих ножках, летает по белому свету в ступе, заметает следы метлой. Характер у Бабы – Яги вредный, но она может совершать и добрые дела. Служат ей лягушки, змеи, чётные коты, вороны.
(Рисунок Бабы – Яги, Кащея. Учебник “ИЗО в начальной школе” В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.)
(Слайд 6).
И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
Смотрите, какая сказочная картина получилась! Здорово!
А.С. Пушкин у лукоморья собрал вместе сказочных героев.
“Лукоморье”, изгиб морского берега, слово -то какое красивое!
Читала в древних летописях: “От Царьграда до Лукоморья 300 вёрст”. (Расстояние.)
“ Лукоморье – на синем море сказок, на острове Буяне…”. Пушкину тоже захотелось, также как и нам, попасть в сказочную страну. А почему бы и нет? Ведь он сказочник. И вот он садится под дуб, и (учебник “Русская азбука” 1 класс, иллюстрация) кот учёный свои сказки говорит ему. Одну из них Пушкин поведал нам, поэма – сказка “Руслан и Людмила” (книга).
А теперь я вам предлагаю внимательно посмотреть и послушать мультфильм “ У лукоморья”.
3. Просмотр видеофильма. Мультфильм “У лукоморья”.
IV. Итог урока. Обобщение, оценки.
– В прологе поэт утверждает, что и простонародное может быть прекрасным, в нём он отразил самые главные особенности народной сказки: как будто мозаику складывал поэт, сочиняя эти строчки. И каждый кусочек мозаики превратился в отдельную сказку. А отдельные картинки мозаики складывались в общую картину волшебных сказок.
Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина.
Литература
- Ворожейкина Н. И. “Рассказы по родной истории”, М.: Просвещение, 1998.
- Критская Е. Д. “Музыка”, М.: Просвещение, 2007.
- Кузин В. С., Кубышкина Э.И. “Изобразительное искусство в начальной школе”, М.: Дрофа, 2008.
- Пушкин А. С. “Руслан и Людмила”, М. : “Детская литература”,1985.
- Порудоминский В. “Первая Третьяковка”, М. : “Детская литература”,1978.