Цели:
- Знакомство учащихся с историей алфавита;
- Развитие воображения, мышления;
- Воспитание национальной гордости за богатство русского алфавита;
Ход урока
1. Организационный момент:
2. Сообщение темы: Прочитайте тему сегодняшнего занятия.
(Слайд 1).
– Ответьте, кто живет в алфавите?
(Слайд 2).
– Сколько букв в алфавите?
– Сколько букв для гласных звуков?
– Сколько букв для согласных звуков?
– Посчитайте сколько букв в алфавите?
Задание № 1. Приложение 1а.
– Напишите слова в алфавитном порядке.
(Слайд 3).
– Да, в русском алфавите живут значки – буквы. Их количество запомнить легко. Слева направо число букв – 33 и справа налево число букв – 33.
(Слайд 4).
– Долго трудились люди над изобретением букв для своего языка.
– Послушайте, как это было.
– Как изобрели буквы?
3. История возникновения алфавита.
(Слайд 5).
– В Древнем городе Финикия (город расположенный на побережье средиземного моря), жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы только для согласных звуков.
(Слайд 6).
– Финикийцы знакомили другие народы со своей письменностью. На ее основе стали разрабатывать алфавит древние греки (народ который является основным населением Греции).
(Слайд 7).
(Слайд 8).
– Греческий ученый Пеломед сумел создать 16 букв. В течении многих лет ученые следующих поколений прибавляли то 2 буквы, то 3 буквы, а один даже ученый создал 6 букв.
(Слайд 9).
– Тратились многие усилия, чтобы усовершенствовать письмо, сделать его наиболее понятным и удобным для людей. Ученые понимали, что людям нужна грамота, а как читать и писать без букв? Никак! Так сложился греческий алфавит. Впоследствии он завоевал почти весь мир! Он помогал разным народам создавать свою письменность, в том числе и нам, славянам (крупнейшая группа в Европе по происхождению народов).
– А было это так:
– Наш алфавит родился и появился из букв , созданных учеными Кириллом и Мефодием (братья , славные просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства – одна из трех мировых религий).
(Слайд 10).
– Сначала Кирилл составил свой алфавит, назывался он Кириллицей.
(Слайд 11).
– Мефодий изобрел свой алфавит , который назывался Глаголицей.
(Слайд 12).
– Но шло время алфавит изменялся и совершенствовался. И наконец алфавит стал
таким каким мы его знаем.
– В нашем алфавите 33 буквы. Они расположены в определенном порядке. Кто
установил такой порядок неизвестно. Знания алфавита велико! Если его не знать,
то трудно будет работать со словарями, трудно будет решить чью фамилию написать
первой в классный журнал. Фамилии учащихся и взрослых принято писать по
алфавиту, тогда никто не обидится. Все документы, энциклопедии, справочники
составляются по законам алфавита.
– Таким образом , вы наверное поняли, что алфавит любого народа создавался
нелегко – это целая история. Плохо, что у нас нет красочного праздника,
посвященного алфавиту. А вот в стране Болгария (государство на юге Европы на
Балканском полуострове, омывается Черным морем). Весной все люди выходят на
улицы с цветами и с буквами в руках! Да – да с буквами в руках! Болгарская
азбука и русская азбука очень похожи.
– Вот наша современная азбука!
(Слайд 13).
– Проверим как вы знаете алфавит.
Задание № 2 . Приложение 1б.
– Вначале нужно найти все гласные буквы и подчеркнуть их красным карандашом, затем найти все согласные буквы и подчеркнуть их синим карандашом.
4. Физкультминутка
(Слайд 15).
Найдите на своем листке задание № 3.
Задание № 3. Приложение 1в.
На доске написано стихотворение.
(Слайд 16).
Запишите слова – названия инструментов в алфавитном порядке.
(Молоток, пила, плоскогубцы, рубанок, сверла, топор.)
5. Игра “Угадайка”
(Слайд 17).
– Я буду задавать вопросы , а вы отвечать. Если хочешь ответить, не шуми, а только руку подними.
- Какая буква в алфавите стоит пятая по счету? (Д)
- Какая десятая? (и)
- Какая буква стоит перед буквой М? (Л), а какая за ней (Н)
- Какая буква стоит на втором месте по счету в алфавите? (Б)
- Какая буква стоит перед буквой Я? (Ю)
- Соседями какой буквы являются С и У? (Т)
Задание № 4. Приложение 1г. Животный алфавит.
(Слайд 18).
– Как вы думаете, что я имею ввиду под названием “Животный алфавит”?
Почти угадали, нужно на каждую букву алфавита написать одно название животного: зверя, птицы, насекомого, ползающего.
– И так на своем листке нашли задание № 4. По моей команде начнете составлять алфавит. Кто первый составит, несет мне, я на нем ставлю порядковый номер. Кто первый сдает напишу № 1, кто второй № 2, и т.д. Как пять наберу, начнем проверять. У победителя должны быть заполнены названия животных на все буквы.
Проверка.
– Я читаю работу № 1, которую выполнила…
– Вы слушайте внимательно, есть ли такие в природе животные. Если нет,
поднимайте руку, я перестаю читать и выслушиваю ваши замечания (читаю по порядку
все работы и решаю кто победитель.
6. Домашнее задание.
– Попробуйте дома составить Растительный алфавит. Проверьте на память себя сколько вы знаете названий деревьев, трав, цветов., а потом поищите ответ в книжках и пополните свой список “Растительного Алфавита”. Принесете и сдадите мне, я посмотрю результаты вашего труда.
– Желаю всем успехов!
– Спасибо за внимание!
(Слайд 19).
Приложение 1. Задания к уроку.
Приложение 2. Презентация к уроку.