Цели:
- рассказать о ученом;
- познакомить учащихся с книгой Д.С.Лихачева “Письма о добром”.
Оборудование: компьютер, экран, проектор.
Методические приемы: беседа в игровой форме.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Слово учителя.
Готовясь к этому уроку, мы провели анкету, в которой было всего несколько вопросов. По результатам определили, что 12% хотят жить на другой планете, 7 % – в будущем, 81% – в наше время и на нашей планете и при этом быть счастливыми.
А что нужно для счастья?
На этот вопрос большая часть участников ответила: “Чтобы вокруг тебя были добрые, отзывчивые, внимательные люди”.
III. Слово о Д.С.Лихачеве.
Одним из таких интересных и благородных людей был Д.С.Лихачев. Человек необычный, с открытым лицом, внимательными и добрыми глазами.
Презентация 1.
IV. Игра “Письмецо в конверте”.
Условие: учащиеся выбирают конверт с номером, в котором лежит одно из “писем”, вернее выдержка с главной мыслью Д.С.Лихачева.
Задание: продолжи мысль ученого, приведи свой аргумент из жизни (личного опыта) или художественной литературы.
Примечание: ты можешь согласиться с мнением автора, а можешь опровергнуть его.
Письма (можно на выбор по усмотрению учителя):
Письмо второе.
Молодость – вся жизнь.
Подлинные друзья приобретаются в молодости.
Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо
настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости.
В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать,
дурные – не давать спать!
– Какое слово является ключевым и согласны ли вы с мнением автора?
– Есть ли у вас друзья и как вы поступаете с ними?
– Почему молодым легче сблизиться?
Самая большая ценность – жизнь.Письмо четвертое.
Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.
– Были ли в вашей жизни такие встречи, которые вас поразили?
– Кто были эти интересные люди?
В чем смысл жизни.Письмо пятое.
…надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.
Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий, и немалых
тоже…
Не врать ради выгоды…
Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы
жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Можно творить просто
добрую атмосферу вокруг себя.
Человек рождается и оставляет по себе память. Об этом нужно заботиться с самого
начала…
И вот очень важно, какую память он о себе оставит.
– У вас есть цель в жизни? А принципы?
– Умеете ли вы отказываться от удовольствий ради принципов?
– Что нужно делать, чтобы создавать вокруг себя благоприятную ауру?
– Какую память вы бы хотели оставить после себя?
Что объединяет людей.Письмо седьмое.
Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми.
…Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.
Незаботливый или беззаботный человек недобрый и не любящий никого.
– В подтверждение этой мысли Д.С.Лихачев предлагает проследить жизнь человека
с момента его зачатия и до старости.
– Заботитесь ли вы о ком-нибудь сейчас и как это проявляется?
Быть веселым, но не смешным.Письмо восьмое.
Но каким веселым нужно быть? Шумное и навязчивое веселье утомительно
окружающим.
Не будьте смешными.
Не быть смешным – это не только умение себя вести, но и признак ума.
Смешным можно быть во всем: в манере одеваться, в поведении (не кладите руки на
стол, не старайтесь всех перекричать, будьте элегантны).
Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть.
…будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. …Ложь
всегда выдает себя, ложь всегда “чувствуется”, и вы не только становитесь
противны, хуже – вы смешны.
– Есть ли среди ваших знакомых смешные люди? Чем они выделяются?
Человек должен быть интеллигентным.Письмо двенадцатое.
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
– Если в вашем окружении (дома, в школе, в других местах) интеллигентные люди?
Почему вы так считаете?
– Что значит быть интеллигентным в наши дни?
О воспитанности.Письмо тринадцатое.
Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими и с младшими – годами и по положению.
– Считаете ли вы себя воспитанным человеком?
– Как вы думаете: легко ли в наши дни жить воспитанным людям?
О дурных и хороших влияниях.Письмо четырнадцатое.
В жизни каждого человека есть любопытное возрастное явление: сторонние
влияния.
Влияния бывают и хорошие и плохие. Плохих влияний следует опасаться.
– Какой человек прежде всего попадает под влияния? (безвольный)
– -Назовите примеры хороших влияний.
Про зависть.Письмо пятнадцатое.
Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой.
…Развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную
неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете
завидовать.
– Испытывали ли вы к кому-нибудь чувство зависти и по какому поводу?
– Можно или нужно с ним бороться?
Искусство ошибаться.Письмо восемнадцатое.
В жизни ошибок бывает много. И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их
немедленно и … красиво.
Признаться в своей ошибке перед самим собой не всегда легко, нужен опыт, чтобы
после совершенной ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу,
продолжить ее.
– Имеет ли человек право на ошибку?
– Какие ошибки нельзя исправить и почему?
Любите читать.Письмо двадцать второе.
У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке…
– Есть ли у вас дома книги, которые вы или ваши родные перечитывают? Какие это книги? Кто их принес в дом и поставил на полку?
Путешествуйте!Письмо двадцать девятое.
Одна из самых больших ценностей жизни – поездки по своей стране и по чужим
странам.
На земле нет неинтересных мест: есть только неинтересующиеся люди, люди, не
умеющие находить интересное, внутренне скучные.
– Обязательно ли уезжать куда-либо, чтобы узнать что-то новое?
– Можно ли путешествовать дома за книгой, у телевизора, компьютера?
Письмо 34, 35, 36.
О русской природе. О русской пейзажной живописи. Природа других стран.
Пейзаж страны – это такой же элемент национальной культуры, как и все прочее.
Не хранить природу – это то же, что не хранить родную культуру. Она – выражение
души народа.
– Если бы вам дали в руки кисть, то какое время года вы изобразили бы и почему?
О памяти.Письмо сороковое.
Память – преодоление времени, преодоление смерти.
“Беспамятный” – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а
следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
– Какие семейные традиции передаются в вашем роду?
– Помните ли вы своих ушедших родственников?
Уметь заметить красоту наших городов и сел.Письмо сорок второе.
Самое трудное – заметить идеальный образ в облике города и села. Если нет этого идеального образа в какой-то местности, то нет и красоты.
– Любите ли вы свой город? За что?
– чтобы вы изменили в облике города, чтобы он стал еще лучше?
V. Вывод:
Д.С.Лихачев верил в то, что доброта и духовная красота человека способны на многое. И вы, юное поколение, сможете сохранить и приумножить то, что Вам завещано. А для этого нужно быть сильным духом и верой в будущее, чтобы жизнь на планете Земля продолжалась.