Строение и значение стебля

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


ЗАДАЧИ УРОКА:

  • сформировать понятие о стебле как осевой части побега;
  • познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля;
  • установить взаимосвязь между особенностями строения стебля и выполняемыми им функциями;
  • раскрыть влияние факторов окружающей среды на рост и форму стеблей;
  • продолжить формирование исследовательских умений учащихся (Лабораторная работа по изучению внешнего и внутреннего строения стебля)

ОБОРУДОВАНИЕ: электронная презентация, раздаточный материал - Приложение 1, Приложение 2.

ХОД УРОКА

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

Этап урока Вид деятельности учащихся № слайда, роль учителя
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

Строение побега

Виды побегов по развитию междоузлий?

В чем особенности строения этих побегов?

Заполняют схему на ИД (интерактивной доске) маркером

Называют виды побегов и объясняют их различия по строению

Слайд 2

 

Слайд 3

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ:

1) КЛАССИФИКАЦИЯ СТЕБЛЕЙ

а) по степени одревеснения (травянистые, деревянистые)

б) по направлению и характеру роста (прямостоячий, приподнимающийся, ползучие, лазающие, вьющиеся)

в) по форме поперечного сечения (округлые, сплюснутые, гранистые, ребристые, бороздчатые (желобчатые), крылатые)

2) ВЕТВЛЕНИЕ СТЕБЛЕЙ:

 

Записывают в тетради

Вспоминают материал из темы "Побег" и заполняют схему на ИД, записывают в тетрадь

Записывают в тетради

Работают с Приложением 1 и устанавливают соответствие между типом ветвления стебля и примером растения

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

 

Слайд 7

 

Слайд 8

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ:

1. Предварительная подготовка к изучению раздела (Приложение 2 - заполненный вариант)

2. Знакомство с основными элементами внутреннего строения стебля

 

 

3. Работа со словарем

Перечерчивают таблицу в тетрадь

Изучение рисунка на слайде, расположение слоев и структур стебля.

Просмотр флэш-слайда из коллекции ЦОР, и заполнение таблицы. Работа с учебником, заполнение пропусков и комментарии учителя (*можно часть работы оставить в качестве домашнего задания).

В учебнике ищут формулировку термина "Годичное кольцо" (по щелчку открывается формулировка после ответа учащихся)

Слайд 9

Слайд 10

 

 

Слайд 11

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

(задача на развитие креативного мышления)

В чем отличие внутреннего строения стеблей липы и клевера?

Работа с флэш-анимацией по особенностям передвижения веществ по стеблю (если остается время) - внизу расположена гиперссылка на флэш-ролик

Учащиеся отвечают на вопрос, используя микрофотографии срезов стеблей липы и клевера

Ребята объясняют особенности строения клеток проводящей системы стебля, какими тканями они образованы

Слайд 12

 

 

Слайд 12

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Параграф 20, рабочая тетрадь. Обратить внимание на Годичные кольца - О чем они могут рассказать?

*Решить кроссворд (по желанию)

Заложить опыт по семенам

Сообщение о суккулентах (как они приспособились к засухе)

   

Приложение 3.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Каждый годичный слой состоит из двух частей - ранней и поздней древесины. Ранняя древесина (внутренняя) обращена к сердцевине, она более светлая и мягкая. Поздняя древесина обращена к коре (темная и твердая). Различие между ранней и поздней древесиной хорошо выражено у хвойных и некоторых лиственных пород. По ранней древесине в дереве происходит передвижение соков вверх по стволу, а поздняя древесина выполняет механические функции ("скелет дерева"). От объема поздней древесины зависят ее плотность и механические свойства.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ.

1. Биология. Весь школьный курс в таблицах/сост. Л.В.Ёлкина. - Минск: Современная школа: Кузьма, 2009 - с.с.72-75

2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/ Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. - 3-е изд. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009. - с. 369-372

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

4. Пономарёва И.Н. Биология: 6 класс: методическое пособие/ И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н.Пономарёвой. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2010.