Интегрированный урок (русский язык + окружающий мир) "Правописание суффиксов -онок, -енок". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

1) Познакомить с правилом написания суффиксов –ёнок-, -онок-;

2) Отрабатывать алгоритм применения правила;

3) Развитие речи и орфографической зоркости;

4) Познакомить с разнообразием зверей, их внешним строением.

5) Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: интегрированный урок-экскурсия

Этап обучения: основной

Методы преподавания: наглядно-образный, словесный

Методы познания: наблюдение, опыт, сравнение, чтение

Средства обучения: презентация “Зоопарк”, учебник, рабочие тетради, инд.карточки, кроссворд

I. Организационный момент.

- Сегодня ребята, у нас с вами необычный урок - урок-экскурсия. А куда мы с вами отправимся на прогулку, вы узнаете, если запишете элементы для чистописания.

Зеоеоепеаереке

Слайды 1,2.

- Зоопарк-это музей живой природы, в котором вы можете познакомиться с представителями животного мира нашей планеты.

- Ребята, а у нас в городе есть зоопарк?(да)

- Дикие звери приглашают нас к себе в гости. Но что нужно сделать, чтобы к ним войти?

- Правильно, купить билеты. Сколько стоит билет, мы узнаем, если внимательно послушаем стихотворение:

Много зверей в зоопарке живёт:
Белый медведь, жираф, бегемот,
Тигр, шимпанзе, лиса и енот,
Слон, леопард, снежный барс и койот.
Кто потрудился зверей сосчитать,
Прошу вас ответ немедленно дать! (11 рублей)

Просмотр видеофильма “Детский зоопарк” (беседа об увиденном)

II. Каллиграфическая минутка.

Зоопарк

Зоопарк - это музей живой природы.

- Мы отправляемся на прогулку в интернет-зоопарк.

III. Словарная работа. Разгадывание кроссворда.

Слайд 3

1.

За горами, за полями,
За высокими лесами
Хищник – ворище
Ночами рыщет, добычу ищет,
Зубами щёлк… Кто это? (волк)

2.

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)

Лось - очень крупное животное. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и берёзами. Они щиплют траву, едят папортники, грибы и другие растения. Лоси - отличные пловцы.

3.

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало -
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

4.

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (медведь)

5.

Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетая на дубы?
Кто в дупле орехи прячет?
Сушит на зиму грибы ? (белка)

Белки летом запасают корм и прячут его в дупле. Летом белки носят рыжую шубку, а зимой серую, густую и тёплую.

6.

Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы. (зебры)

Вольер – это огороженная сеткой площадка для содержания птиц и пушных зверей.

Слайд 4.

IV. Актуализация опорных знаний.

Работа по рядам. Трое учеников работают у доски. Подбор родственных слов, выделение корня и суффикса.

  • 1 ряд. Лось- лосиха, лосёнок, лосята.
  • 2 ряд. Лиса- лисица, лисёнок, лисята.
  • 3 ряд. Медведь- медведица, медвежонок, медвежата.

Создание проблемной ситуации.

- Ребята, как вы думаете, какая гласная буква пишется в суффиксе слова бельчонок после ч? (Выслушиваются варианты детей)

- Что мы знаем об особенностях буквы ч? (Буква ч всегда обозначает мягкий согласный звук. Он шипящий.)

- Какие ещё шипящие согласные вы знаете? (ж, ш)

-Давайте вместе определим, когда пишется суффикс –ёнок-, а когда –онок-.

V. Изучение новой темы.

Работа по учебнику “Русский язык” на стр. 109-110.

Слайд 5.

1. Наблюдение над правописанием суффиксов –ёнок-, -онок-.

  • лосёнок
  • тигрёнок
  • гусёнок
  • лисёнок
  • львёнок
  • телёнок
  • ежонок
  • мышонок
  • волчонок
  • бельчонок
  • скворчонок
  • галчонок

2. Чтение правила, работа по вопросам учителя.

- Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс –ёнок-? (нет)

- Можно ли сказать, что суффикс -онок -пишется только после твёрдых согласных звуков? (нет)

- Можно ли сказать, что суффикс –онок- пишется после всех шипящих звуков? (да)

3. Знакомство с алгоритмом правильного написания суффиксов.

Чтение алгоритма вслух, разбор примеров у доски.

Слайд 6.

Алгоритм применения правила правописания суффиксов –ёнок-, и –онок-.

  1. Выделить корень.
  2. Определить, какой согласный звук перед суффиксом.
  3. После [ж], [ш], [ч] пишем суффикс –онок-, после мягких согласных пишем –ёнок-.

4. Отработка правила и алгоритма его применения фронтально.

Слова записываются в два столбика.

-онок- -ёнок-

Два ученика читают надписи на слайдах.

Слайд 7.

Перед бассейном в зоопарке -
Медвежьи следы.
С тяжёлым плеском в полдень жаркий
Медведь выходит из воды. (медвежонок)

Слайд 8.

Эй, не стойте слишком близко-
Я тигрёнок, а не киска! (тигрёнок)

Слайд 9.

На верблюде, на верблюде,
Как в пустыне, ездят люди,
Проезжают мимо рва,
За которым видят льва. (верблюжонок)

Слайд 10.

Вы разве не знаете папы -
Большого рыжего льва?
У него тяжёлые лапы
И косматая голова. (львёнок)

Слайд 11.

Белой тундрой целый день
Ходит северный олень. (оленёнок)

Слайд 12.

Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож. (пингвинёнок)

Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них ласты, которые помогают им плавать.

Слайд 13.

У колючего ежа
Все в семействе сторожа. (ежонок)

Слайд 14.

Ну а здесь резвятся пони,
Пони-маленькие кони. (жеребёнок)

Слайд 15.

Словно в зимние морозы
В тёплых шубах ходят козы. (козлёнок)

Слайд 16.

Всех огромней в джунглях слон,
Напролом шагает слон,
Грозно бивнями блестит,
Вкусно листьями хрустит. (слонёнок)

Слайд 17.

- Ребята, в зоопарке, кроме вольеров с животными, есть ещё и озеро с водоплавающими птицами. Они тихо плавают и отдыхают.

Каких птиц называют самыми крупными водоплавающими птицами?( лебедей)

Они могут прожить до 70 лет. С давних времён лебедей считают символом верности и преданности.

VI. Физкультминутка

Белые лебеди, лебеди летели
И на воду сели.
Сели, посидели, снова полетели.
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой, качают головой:
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.

“Зайка серенький сидит”

- Как называют зайчат, родившихся осенью?( листопаднички)

VII. Упражнения на отработку правила правописания суффиксов –ёнок-, -онок-

Слайд18.

Выпучив глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает.(лягушка)

Слайд 19.

Ребус (волчонок)

Слайд 20.

Что за зверь лесной такой,
Стоит как столбик под сосной?
Комочек белый у сосны,
Уши больше головы? (зайчонок))

Заяц – это животное, которое живёт в лесу, питается корой деревьев и кустарников, травой. Оно относится к группе грызунов. Заяц два раза в год меняет свою шубку. Плохо бы пришлось ему зимой, если бы он остался серым, как летом и осенью.

Слайд 21.

Острые когти
На тапках у кошки,
Но ходит неслышно
Она по дорожке. (котёнок)

Слайд 22.

- Меня зовут Маня. Но когда у меня спрашивают, как меня зовут, я говорю: “Муу-ня”. Я люблю му-учное и мо-олочное. Меня кусают муу-хи, и я говорю: “Какое му-у-учение”. (телёнок)

Слайд 23.

Мышонку шепчет мышь:
- Ты всё шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише. (мышонок)

Работа по учебнику. Работа в парах.

Упражнение 1. Запиши буквами

  • стрижонок
  • бельчонок
  • цыплёнок
  • слонёнок
  • грачонок
  • лисёнок
  • индюшонок
  • рысёнок
  • мышонок
  • козлёнок
  • скворчонок
  • ребёнок
  • утёнок
  • лягушонок

Упражнение 2. Запиши названия детёнышей. (два ученика у доски)

  • слонёнок
  • волчонок
  • лосёнок
  • лисёнок
  • бельчонок
  • тигрёнок
  • моржонок
  • телёнок
  • львёнок
  • оленёнок
  • барсучонок
  • мышонок
  • страусёнок
  • орлёнок

VIII. Задание на внимание.

Слайд 24.

Играем в прятки

  • Попробуйте найти животное
  • СмотриТЕ! ЛЁН ОКоло ив,
  • Как голубой ковёр красив.

IX. Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.

Однажды в зоопарке мам и малышей выпустили погулять. Звери разбрелись кто-куда. Вдруг

навстречу им волк. Зверята испугались, бросились наутёк и далеко убежали от своих мам. Помогите им встретиться, напишите малыша.

Мамы и малыши.

  • Ежиха-
  • Белка-
  • Лиса-
  • Медведица-
  • Зайчиха-
  • Лосиха-

Самоконтроль выполненного задания по слайду.

- Ребята, мамы с малышами благодарят вас за помощь.

Слайды 25,26,27.

X. Дифференцированное домашнее задание (комментирование):

1. Выполнить задания в рабочей тетради “Пишем грамотно”

2. Написать сочинение о своём любимом животном, используя суффиксы –онок- или –ёнок-.

XI. Итог урока. Выставление оценок за работу .

- Для кого сегодняшний урок прошёл не напрасно? Кто пополнил свои знания новым багажом?

Прогулка по зоопарку заканчивается. Хочется вам пожелать: любите окружающий нас мир, он очень интересен.