Сдача выпускниками школы единого государственного экзамена по математике поставила перед учителями ряд вопросов: Как обучать в новых условиях? Как организовать свой урок так, чтобы учащиеся после экзамена получали удовлетворение, а не говорили, что “мы таких заданий не решали?”
На первый план выходит личность ученика, его отношение к миру, способность к культурному общению и рефлексии, адекватной самооценке и саморазвитию, нацеленность на созидание и добро.
Каким должен быть современный урок? Для меня современный урок – это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Это и продуманная структура урока, и логика изучения нового материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока.
Рассмотрим возможности использование ИКТ в зависимости от оснащенности ими кабинета, в котором проводится урок.
В кабинете имеются мультимедийный проектор, экран, сканер и принтер.
Использование проектора и экрана дает возможность:
– ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;
– обсудить просмотренный материал с учащимися;
– принять совместное решение по предлагаемым заданиям;
– организовать индивидуальную работу с последующей проверкой на экране.
Плюсы компьютерной технологии обучения.
Использование ИКТ позволяет:
- сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся;
- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
- индивидуализировать процесс обучения за счет возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоения учащимися учебного материала в индивидуальном темпе, с использованием удобного способа восприятия информации;
- раскрепостить учеников при ответе на вопросы, так как компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагирует на ошибки;
- совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;
- организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Замечено, что учащиеся проявляют больший интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже самые пассивные из них с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы. Дети с нетерпением ждут уроков, помогают готовить необходимые материалы и оборудование. Разумеется, любая презентация для детей интересна и полезна, когда она сопровождается словом учителя.
Уроки математики обладают рядом отличительных особенностей, которые необходимо учитывать при конструировании современного урока математики с использованием ИКТ.
ИКТ можно использовать на всех этапах обучения математики:
На этапе актуализации знаний для создания проблемной ситуации.
Даются задания, с которыми ученики справляются, не испытывая затруднений.
Далее предлагается выполнить задание, с которым учащиеся не знакомы.
На этапе проверки домашнего задания в начале урока.
Учащиеся демонстрируют то, как они справляются с решением заданий, подобных
домашним.
На этапе изучения нового материала.
Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет
акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.
Педагог может продемонстрировать пошаговое решение новых задач.
На этапе первичного закрепления и повторения.
Ученики решают задания, подобные тем, с которыми они познакомились на уроке.
Программы учебного электронного издания могут содержать задачи различного уровня
сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы.
На этапе контроля и оценки знаний.
При контроле используются тесты. Подобный способ проверки и закрепления
знаний обучающихся весьма актуален, поэтому я широко применяю его на своих
уроках. В ходе работы с тестом учащийся может оценить качество выполнения
задания. В процессе тестирования существует четкая обратная связь. Серия тестов
позволяет фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе изучения предмета.
Обучающийся получает достоверную информацию о результате своей деятельности, о
своих успехах.
В своей педагогической деятельности я использую следующие учебные электронные издания:
- Серия “Все задачи школьной математики” (“Просвещение – Медиа”).
- Серия “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки” (“Кирилл и Мефодий”).
- Серия “Открытая математика” (“Физикон”).
- Материалы фестиваля 2007–2008 г. “Портфолио”
- Материалы фестиваля 2007–2008 г. “Открытый урок” и другими.
Несмотря на наличие готовой мультимедийной образовательной продукции и компьютерных тестов, чаще, на уроках, я использую свой материал.
Я вас познакомлю со своими методическими разработками.
Данная работа – своего рода конструктор, из которого каждый учитель сможет сконструировать свой урок, в зависимости от темы и уровня знаний учащихся.
Презентация.
Проверка домашнего задания включает в себя слайды по темам:
- Все действия с натуральными числами. 5-й клаасс
- Окружность. Круг. 5-й класс
- Пропорции. 6-й класс
Устный счет включает в себя слайды по темам:
- Действия с числами. 5-й класс
- Пропорции. 6-й класс
- Квадратичная функция. 9-й класс
Фронтальный опрос включает в себя слайды по темам:
- Свойства числовых неравенств. 8-й класс
Подготовка к объяснению нового материала включает в себя слайды по темам:
- Теорема Виета. 8-й класс
- Деление с остатком. 5-й класс
- Корень n-й степени. 9-й класс
Объяснение нового материала включает в себя слайды по темам:
- Сравнение дробей. 5-й класс
- Длина окружности, Площадь круга. 6-й класс
- Проценты. 5-й класс
- Уравнение и его корни. 6-й класс
- Среднее арифметическое. 5-й класс
- Квадратный корень. 8-й класс
- Корень n-й степени.9-й класс
- Таблицы для всех классов.
- Арифметическая и геометрическая прогрессии. 9-й класс
- Пирамида.10-й класс
Закрепление включает в себя слайды по темам:
- Признаки равенства треугольников. 7-й класс
- Умножение десятичных дробей. 5-й класс
Итог урока включает в себя слайды по темам:
- Единицы измерения. 5-й класс
- Последовательность. 9-й класс
- Кроссворд. 5-й класс
- Десятичные дроби. 5-й класс
Домашнее задание включает в себя слайды по темам:
- Пропорция. 6-й класс
- Буквенные выражения. Лабораторная работа. 7-й класс
- Задача для любознательных.
Минутки релаксации включает в себя слайды по темам:
- Оригами
- На внимательность
- Музыкальная
Заключение.
Наблюдения показывают, что применение ИКТ способствует развитию интереса к
предмету, развивает положительную мотивацию к учению, обеспечивает объективный
контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.
В заключение хочется привести высказывание известного педагога К.Д.
Ушинского: “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не
деятельностью, а ее однообразием”. Думаю, что если учитель активен в творческом
поиске, то результат не заставит долго ждать.