Искусство эпохи Возрождения. 9-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель: формирование представлений учащихся о художественной культуре эпохи Возрождения.

Задачи:

  • познакомить учащихся с истоками и характером художественного образа Ренессанса;
  • развивать познавательную активность;
  • воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Введение

– У человечества есть своя биография: младенчество, отрочество, зрелость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить периоду начинающей зрелости с ее неотъемлемой романтикой, поисками индивидуальности, борьбой с предрассудками прошлого. Без Возрождения не было бы современной цивилизации.

Колыбелью искусство Возрождения или Ренессанса (от фр. Renaissance– “Возрождение”) была Италия.

III. Мировоззренческие основы ренессансной культуры

– Эпоха Возрождения– одна из самых впечатляющих страниц в истории мирового искусства. Она охватывает около трех столетий (XIV–XVI вв.). В сравнении с эпохами древнего мира (около 5000 лет), средневековья (около тысячи лет), Возрождение представляется очень кратким периодом времени. Однако по количеству гениальных произведений искусства, новизне и смелости поисков мастеров той эпохи художественное наследие Возрождения не уступает предшествовавшим этапам развития мирового искусства.

В XV– XVI века Западная Европа переживала “золотой век” своей истории, в который Италия вступила на столетие раньше – в XIV веке. Появилось искусство во Флоренции в начале XIV века, отсюда оно распространилось на всю Италию. К концу XVI века новый стиль охватил почти всю Европу, постепенно вытеснив готику.

– В итальянском искусстве не считая проторенессансных (предренессансных) явлений XIII– XIV веков различают Раннее (XV в.), Высокое (XV – 1 четверть XVI в.) и Позднее (XVI в.) Возрождение. В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма. (У каждого ученика на столе схема, заполняем ее вместе).

Работа в тетради:

  • Гуманизм (от лат. humanus– человечный)– течение общественной мысли, которое зародилось в XIV веке в Италии, а затем на протяжении XV– XVI веков распространилось и в других европейских странах.
  • Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо.
  • Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности.
  • Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и физическими возможностями.

– Каковы же были предпосылки идей гуманизма? Что гуманисты взяли за основу своих принципов?

– Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Великое прошлое, постоянно напоминавшее о себе в Италии, воспринималось в то время как высшее совершенство, тогда как искусство Средних веков казалось неумелым, варварским.

Тем не менее, искусство Ренессанса многим обязано художественной традиции средних веков. Старое и новое находилось в нерасторжимой связи и противоборстве. Т.о. мы можем сформулировать определение.

Работа в тетради:

Искусство Возрождения – это возрождение чего? Античной традиции, классической культуры Древней Греции и Древнего Рима;

– это возрождение кого? Человека и его целостности: духовной и физической.

– Италия находилась на пересечении нескольких стилистических потоков, каждый их которых внес свой вклад в формирование художественного образа Ренессанса.

IV. Основные особенности искусства и культуры эпохи Возрождения

Работа в тетради:

  • гуманизм и его девиз “Человек– мера всех вещей”;
  • развиваются науки, книгопечатание, совершаются географические открытия, изобретения;
  • появляется научная основа изобразительных искусств и архитектуры:

    … происходит развитие реалистических тенденций в искусстве, освобождение от условности готического искусства;
  • основной жанр– портрет;
  • развивается станковая живопись, станковая скульптура;
  • зарождаются жанры: пейзаж, исторический, бытовой;
  • культура носит светский характер, хотя основной круг сюжетов оставался связан с библейской и мифологической тематикой.

V. Закрепление

– Почему именно Италия стала страной, где произошло зарождение новой культуры?

– Почему эпоха получила такое название?

– Объясните, почему основным жанром изобразительного искусства эпохи Возрождения становится портрет?