Цели:
- Сформировать представление о числе 10, познакомиться с составом этого числа, подготовить уч-ся к изучению темы “Двузначные числа”; закрепить навыки счета в пределах 10.
- Развивать основные мыслительные операции (памяти, внимания, быстроты реакции, гибкости и вариативности мышления), творческие способности уч-ся.
- Воспитывать интерес к предмету, чувство ответственности и взаимопомощи, уважение к товарищам.
Оборудование: Презентация, проектор, экран, схемы задач.
I. Организационный момент.
Приветствие.
– Давайте поприветствуем наших гостей. Настроимся на работу, подарим друг другу улыбки, чтобы у нас было хорошее настроение и заряд бодрости. Я рада, что мы готовы к уроку, к общению друг с другом.
(Слайд 2)
– Ребята, вы любите сказки?
– А хотели бы сейчас побывать в сказке?
– Нам поможет там оказаться Цветик-семицветик с его магическими
словами.
(Слайд 3)
– Лети-лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели.
Вели, чтобы мы оказались в сказке.
2. Актуализация знаний
(Слайд 4)– В какой сказке мы с вами оказались? (Гуси-лебеди)
– Давайте поможем Машеньке найти её братца.
– Проверим, насколько вы внимательны! Посмотрите на экран. (Слайд 5)
1, 4, 7, 5, 6, 3, 9
– Прочитайте ряд чисел. Какое задание можно предложить?
– Составьте различные суммы и разности, используя эти числа.
(7 – 1 = 6, 9 – 6 = 3, 3 + 4 = 7, 3 + 6 = 9, 4 + 5 = 9 и т.д.)
– Молодцы, но вернемся к Машеньке. Бросилась девочка догонять гусей-лебедей, а на пути ей встретилась Печка. (Слайд 6)
– Печка! Печка! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Выполни мои задания – скажу. Вот задание печки.
(Слайд 7)
– Запишите эти числа в порядке возрастания.
1, 3, 4, 5, 6, 7, 9
– Получили ли отрезок натурального ряда. (Нет. Нужно вставить числа 2, 8.)
– Запишите ниже отрезок натурального ряда: (Слайд 7)
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
– Что общего у этих чисел? (Однозначные).
– На какие группы можно их разбить? (Чётные и нечётные).
– Назовите чётные числа. Нечётные.
– Запишите эти числа в порядке убывания. (Слайд 8)
9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1
– А теперь устно сложите числа первого и второго ряда. Что вы заметили? (Мы каждый раз получаем число 10.)
– Запишите это число на следующей строчке. Машенька стала записывать это число и задумалась. Как вы думаете, о чем? Кто записал число в одной клеточке? Кто в двух клеточках?
2. Сообщение темы урока.
– Как вы думаете, в чем нам предстоит разобраться на уроке? О чем мы будем говорить?
– Сегодня, помогая Машеньке, мы узнаем, как получается число 10, научимся его правильно писать, изучим состав этого числа и поупражняемся в счёте.
Открытие нового.
– Выполнила Машенька задание и побежала дальше. Видит – стоит Яблоня.
(Слайд 9)
– Яблоня! Яблоня! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Выполнишь моё задание – скажу.
1) Знакомство с числом 10.
– Давайте обратимся к нашему учебнику. (С. 38) Яблонька спрашивает, что мы знаем о числе 10?
– Где находится 10 в числовом ряду и на числовом отрезке? (После 9).
– Как получить 10? (К 9 прибавить 1).
– Как ещё можно записать 10? Что за обозначения у вас на странице? (х – римская цифра, 10 точек в виде треугольника).
– Число 10 выступало в древности символом гармонии и полноты. Десяток стал основой
десятичной системы счета, которую используют во всем мире.
– Чем число 10 отличается от изученных? (Двузначное)
Ноль катился по странице
И не значил ничего.
Рядом встала единица,
Сделав десять из него.
– Узнала Маша про число 10 и побежала дальше, видит – течёт молочная река, кисельные берега. (Слайд 10)
– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
– А ты выполни моё задание – скажу.
– Давайте поможем девочке! Речка велела Машеньке научиться писать число 10.
– Сколько цифр требуется для записи этого числа?
– Сколько клеточек нужно для записи числа 10?
2) Объяснение написания числа 10. (Слайд 11)
– Давайте посмотрим, как записывается число 10. Проследите глазками за волшебным карандашом.
– Число 10 пишется в двух клеточках с использованием цифр 1 и 0, Цифра 1 пишется в правой половине клеточки и цифра 0 в правой половине клеточки.
– Подготовим наши пальчики к работе.
Разминка пальчиков перед работой.
Ручку я в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
– Пропишите в печатной тетрадочке число 10.
3) Состав числа 10
– Научилась Машенька, благодаря вам, писать число 10 и побежала дальше за братцем! (Слайд 12)
Вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.
– Поможем сестрице повернуть избушку! Какой номер у избушки? (10)
– Избушка просит нас вернуться к своим записям и провести наблюдение. (Слайд 13)
– Здесь записан состав числа 10. Как вы думаете, сколько примеров вы должны запомнить?
(Только пять, так как остальные повторяются.)
– Запишите их в первый столбик.
– Проверьте себя. (проверка на экране) (Слайд 14)
– Какую вы видите закономерность?
(Если одно число увеличивается на 1, другое на столько же уменьшается, а результат остается без изменений.)
– Молодцы! Справились с заданием, но чтобы избушка впустила Машеньку забрать братца, она дает еще задание. (Слайд 15)
(№ 1 с. 38)
– Как вы думаете, что авторы хотели нам предложить в этом задании? На какие части можно разбить фигуры на рисунке? На какие части при этом разбивается число 10?
– Запишите во второй столбик для каждого разбиения все возможные числовые равенства,
(Для каждого ряда свой рисунок).
– Проверьте себя. (Слайд 16)
– Назовите в каждом выражении целое и части. Как найти целое? Как найти части?
4. Первичное закрепление.
– С вашей помощью Машенька вызволила братца и они побежали домой. А Баба Яга
отправила Гусей-лебедей в погоню. Добежала девочка с братцем до молочной реки.
(Слайд 17)
Обратилась девочка к речке:
– Речка-матушка, спрячь меня!
– Выполнишь моё задание – спрячу.
– Речка хочет проверить, как вы усвоили состав числа 10.
№ 3 – самостоятельно.
– Достройте замок из цифр, используя только что полученные знания. Проверяем, 10 – это…
5. Физкультурная минутка.
– Пока речка прячет Машеньку и Иванушку, мы с вами отдохнем.
Прыжки. (Прыгнуть столько раз, сколько не достаёт до числа).
10 это 9 да …
8 это 4 да…
9 это 6 да….
7 это 5 да…
– А теперь отдохнут наши глазки
Физкультурная минутка для глаз.
Наши глазоньки устали.
Мы дадим им отдохнуть:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем глазками моргать. (Слайд 18)Головою не верти,
За листочком ты следи
Вверх, вниз, вправо, влево
Только глазками води.
6. Повторение изученного.
1) Решение задач.
– Пока мы отдыхали, Машенька с братцем далеко убежали, а гуси-лебеди опять близко летят, вот-вот настигнут! Видят дети – стоит яблонька. (Слайд 19)
Обратилась девочка к ней за помощью, а яблонька отвечает:
– Выполнишь моё задание – спрячу. (Слайд 20)
– 5 гусей летят над вами,
столько же за облаками.
– Какой вопрос можно задать?
(Отвечайте поскорей,
сколько было всех гусей?)
– Как поняли выражение “столько же за облаками”? (Значит 5)
– Запишите только решение задачи!
5 + 5 = 10 ( г.)
– Яблонька приготовила для вас загадки: (Слайд 21)
1. То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь.)
– Найдите задачу про тетрадь в № 7( а)
– Какой еще вопрос можно задать к этой задаче? Решите задачу устно. (4 + 6 = 10)
2. Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт,
И большущий пароход. (Карандаш.)
– Загадка про какую задачу? (№ 7 б)
– Что значит “на 3 меньше?” Как узнать, сколько карандашей у Ани? (10 – 3 = 7)
3. Шоколадом вся облита,
А внутри тянучка.
Это лакомство купили
Для внучка и внучки. (Конфета.)
– Прочитайте задачу про конфеты.
– Какого вида задача? Что в ней нужно найти? (Часть.) Как найти часть? Какая схема подходит к этой задаче?
Запишите только решение. Составьте задачу, обратную данной.
Проверка
(на экране). (Слайд 22)2) Работа с выражениями.
– Справились вы с заданиями, и укрыла яблонька детей! Пролетели гуси-лебеди
мимо.
– Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди догоняют, того и гляди, братца
из рук вырвут! Добежала девочка до печки. (Слайд 23)
– Печка-матушка, спрячь нас!
– Выполни моё задание – спрячу. (Слайд 24)
– Печка предлагает каждому выбрать задание по силам. Подумайте, с каким
столбиком вы можете справиться, запишите его себе в тетрадь и найдите
неизвестные числа.
8 – 4 + 6 =
6 – 3 + 7 =
3 + 5 +
= 10
4 +
+ 3 = 10
10 – 3 –
= 5
10 –
– 4 = 3
– Проверьте себя. (Слайд 25)
– Гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге. А девочка с
братцем возвратилась домой к родителям! (Слайд 26)
– Пора и нам возвращаться из сказки!
– Скажем магические слова! (Слайд 27)
Лети-лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели!
– Вели, чтобы мы оказались в своём классе! (Слайд 28)
7. Итог урока.
– Понравилось вам участвовать в сказке?
– Чему учит эта сказка? (Помогать попавшим в беду людям, слушать родителей)
– Чему мы учились на уроке?
Самооценка.
– Оцените свою помощь Машеньке и свою работу в тетради.
Красный квадратик рисует на полях тот,– кто активно помогал ей всё время, хорошо потрудился, не допустил ошибок, доволен собой.
Зелёный – хорошо потрудился, но были допущены неточности.
Синий – надо еще постараться.
Спасибо за урок!