Повторение, контроль – занятия не очень приятные. Можно ли изменить ситуацию и даже, по возможности, доставить детям радость? Французская сказка Boucle d’or предоставляет массу возможностей. [1,2; текст см. Приложение. В случае недоступности ролика обращайтесь к автору материала ioulialvovna@mail.ru]
Занятие проводилось в 5-х классах в конце учебного года (УМК “Синяя птица 5”). Его можно проводить и как повторение в начале учебного года, при работе по другим УМК – после того, как будет изучено passé composé, или же не брать это задание. Все задания – авторская разработка; разнообразные задания для работы с младшими школьниками можно найти на указанных ниже сайтах.
В сильной группе можно не дублировать задания на русском языке. “Подсказки” для ответов на вопросы (на слайде, по щелчку) желательно использовать только тогда, когда учащиеся затрудняются с ответом. Можно также свернуть презентацию и вернуться к ролику.
В сказке много незнакомых слов, глаголов в неизученных временах. Но они не блокируют понимания, поскольку “картинка”, уже усвоенная лексика и повторы обеспечивают восприятие произведения.
Упражнения желательно распечатать. В этом случае сильные ученики могут работать в своём темпе, более самостоятельно. Контроль может осуществляться учителем, возможен взаимо- и самоконтроль (если вывести ответы на слайд). Вся работа проходит в довольно быстром темпе.
Цели урока.
-
Повторить изученный лексико-грамматический материал;
-
мотивировать к изучению французского языка.
Задачи.
-
Образовательная: развивать навыки аудирования, монологическую речь учащихся;
-
Воспитательная: воспитывать культуру поведения;
-
Развивающая: знакомить учащихся с французской литературой.
Оборудование: компьютер, проектор, экран (лучше интерактивная доска), презентация, диск или видеоролик (сказка), раздаточный материал (листы с заданиями).
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы познакомимся с французской сказкой. (В этом месте возникает лёгкий шум, волнение, что ничего не будет понятно.) Вы её поймёте, если будете внимательно смотреть.
II. Работа с презентацией [2, 3, 4] и фильмом.
А. Учитель показывает первый слайд и предлагает перевести название сказки, указывая на завиток волос девочки и на их цвет, либо на золотое украшение. Возможные варианты перевода: “Золотой завиток”, “Золотая кудряшка”, “Золотой локон”.
Le conte s’appelle “Boucle d’or”. Traduisons le titre.
Примечание. В слабой группе учитель семантизирует лексические единицы maison, ours, table, chaise, bol, lit с помощью картинок на слайде. Задание может выполняться после просмотра, как одно из упражнений.
Б. Учащиеся смотрят фильм. (Regardons le conte.)
В. Выполнение заданий к сказке. (Faisons les devoirs.)
Примечание. На вопросы учащиеся отвечают устно. Но при наличии времени, а также, если учитель посчитает нужным, задание может быть выполнено письменно.
Les exercices
1. Quel est le titre du conte russe ? (Как называется русская сказка?)
2. Voilà la morale du conte. Trouvez la fin (Вот мораль сказки. Найдите конец).
Voici ce qui arrive quand on n’écoute
pas sa maman.
– Вот что бывает / случается, …………………………………...... .
3. Répondez aux questions. (Ответьте на вопросы.)
-
Avec qui habite Boucle d’or ?
-
De quelle couleur sont ses yeux ?
-
De quelle couleur sont les fleurs (les jacinthes) ?
-
Est-ce que la famille des ours est grande ? Ils sont combien ?
-
Est-ce que les ours sont méchants ?
-
Qu’est-ce que la fille a oublié chez les ours ?
4. Ecrivez avec un article défini. (Напишите с определённым артиклем.)
-
un bol – … …
-
un ours – … …
-
une maison – … …
-
des chaises – … … …
5. Ecrivez au pluriel. (Напишите во множественном числе.)
-
un ours – … …
-
une table – … …
-
un lit – … … …
6. Mettez les adjectifs à la bonne forme et à la bonne place. (Поставьте прилагательные в нужную форму и на нужное место.)
-
C’est une … … maison. (joli)
-
Il y a un … … lit. (petit)
-
Il y a un … … ours. (grand)
-
la … … fillе (petit)
-
un … … lit (moyen)
-
une … … chaise (moyen)
-
les … … fleurs (joli)
7. Mettez, s’il le faut, un article contracté (Употребите, если нужно, слитный артикль).
-
Les ours rentrent à (la maison). – …
-
La fille est à (le lit). – …
-
C’est la soupe de (les ours). – …
-
C’est la morale de (le conte). – …
8. Mettez les verbes au (Поставьте глаголы в passé composé).
-
Qui … … ma soupe ? (goûter)
-
Qui … … ma soupe ? (manger)
-
La fillette … … dans le bois. (partir)
Clés
1. “Маша и медведи” или “Три медведя”.
2. …, когда не слушают(ся) / когда не слушаешь(ся) маму. (Можно поискать и другие моральные выводы [5].)
3.
-
Boucle d’or habite avec sa maman.
-
Ses yeux sont bleus. / Elle a les yeux bleus.
-
Les fleurs sont bleues et blanches.
-
La famille des ours n’est pas grande. Ils sont 3 : papa, maman et le/leur fils (leur enfant).
-
Non, ils ne sont pas méchants / ils sont bons.
-
[La fille a oublié] son bouquet [de jacinthes] / ses fleurs.
4.
-
le bol
-
l’ours
-
la maison
-
les chaises
5.
-
des ours
-
des tables
-
des lits
6.
-
C’est une jolie maison.
-
Il y a un petit lit.
-
Il y a un grand ours.
-
la petite fille
-
un moyen lit
-
une moyenne chaise
-
les jolies fleurs
7.
-
... à la maison.
-
... au lit.
-
... des ours.
-
... du conte.
8.
1. a goûté
7 .a mangé
8. est partie
Г. “Pour aller plus loin”, – как говорят французы.
Работу со сказкой можно продолжить сразу или на более продвинутом этапе обучения, выполняя различные творческие задания, развивающие монологическую и диалогическую речь учащихся. Используя известный и абсолютно реальный сюжет “Ребёнок пошёл гулять и заблудился”, можно сделать:
– репортаж с места событий (на фоне домика, где живёт девочка
или медведи);
– заметку в газету или журнал;
– интервью с девочкой или её мамой.
Медведей при желании можно заменить егерем, лесником и т. д.
Задания выполняются индивидуально или в микро-группах; это может быть, к примеру, “журналистский конкурс” внутри класса или между классами. Главное – предоставить ученикам возможность выбора и в то же время помочь простроить высказывание так, чтобы применить имеющиеся знания (можно использовать и материал упражнений), не обращаясь всё время к русско-французскому словарю.
Учитель может подготовить список слов и выражений, который облегчит и его работу, и работу учащихся: faire une promenade (se promener), cueillir des fleurs, sortir du bois, voir une maison (un lit) de..., goûter / manger la soupe, réveiller la fille, sauter par la fenêtre, courir, fatigué, triste, content, heureux и др.
Источники.
-
Boucle d’or et 14 autres histoires / Les histoires du Père Castor / DVD. – France. (Или http://www.youtube.com/watch?v=VMBdg-IeCLc).
- http://chezlorry.ca/histoires/boucledor.htm
-
http://maternelle.sylviane.free.fr/pages/boucleor.htm
- http://materalbum.free.fr/al4.htm
-
http://fr.wikipedia.org/wiki/Boucles_d'or_et_les_Trois_Ours
Всем, кто заинтересуется данным материалом, желаю успешной и творческой работы.