Урок по специальности фортепиано в 1 классе 7-летнего срока обучения фортепианного отделения для учащихся 6-7 лет
План урока:
- Объяснение новой темы с помощью слайд-презентации «Все мы разные»
- Закрепление полученного материала
- в игровой форме на примере музыкальной сказки «Колобок»
- с помощью слайд-презентации «Скажи, какой у меня голос?»
- Домашнее задание
Цель: Познакомить учащегося с разными регистрами звука: высоким, низким, средним.
Задачи:
- В игровой форме с помощью различных методов показать многообразие каждого регистра.
- Развить у учащегося творческие способности мышления и ассоциативности и активизировать их на музыкальном инструменте.
Оборудование: Занятия проходят в кабинете по специальности, где есть два музыкальных инструмента, подставки для ученика, стулья, стол. Также необходим компьютер с программой Microsoft Power Point. Мягкие игрушки: Колобок, Мишка, Лиса, Зайка, Волк.
Ход урока
Педагог: Здравствуй, Маша! Проходи, присаживайся!
Ученица: Здравствуйте, Валентина Николаевна! Какие красивые игрушки стоят на столе! Можно мне поиграть с ними?
Педагог: Конечно! А какая игрушка тебе больше понравилась?
Ученица: Вот этот мишка! Он большой, красивый!
Педагог: А какой у него голос?
Ученица: Низкий голос, он ведь рычит!
Педагог: Умница! А кто еще имеет низкий голос?
Ученица: Волк.
Педагог: А еще лев, тигр и другие животные. У всех животных, людей и даже предметов есть свои голоса! И все они разные! Смотри, замигал наш Помощник Всезнайка! Он хочет нам что-то рассказать! Давай посмотрим?
Презентация № 1
Ученица: Как интересно! Получается, что все голоса можно разделить на высокие, средние и низкие?
Педагог: Конечно! У птичек какой голос?
Ученица: Высокий.
Педагог: А у зайчика?
Ученица: Средний.
Педагог: Все эти голоса мы с тобой найдем и на нашем рояле. Когда мы садимся за инструмент, прямо перед нами средний регистр – здесь живет Лиса, скачет чуть подальше Зайчик. (Проиграть на клавиатуре шаги Лисы, Зайчика) В правой стороне клавиатуры живет высокий регистр. Здесь какие животные, как думаешь?
Ученица: Белочка, птички. (Педагог иллюстрирует за инструментом пение птиц, прыжки белки.)
Педагог: А вот в нижнем регистре живут Серый Волк и Медведь. У них толстый, низкий голос, который называется бас. И наш рояль может рассказать тебе музыкальную сказку, если ты ему поможешь. Поможешь?
Ученица: Конечно! А какую сказку?
Педагог: У нас сегодня в гостях Мишка, Волк, Лиса, Зайчик и Колобок. Какая это сказка?
Ученица: Колобок!
Педагог: Садись за инструмент, я сяду за второй инструмент и начнем рассказывать сказку. Как сказка начинается?
Ученица: Жили-были дед да баба. Дед попросил бабу испечь Колобок, а он взял и укатился.
Педагог: Какие голоса у деда с бабой?
Ученица: Средние! Ближе к низкому. Вот здесь (показывает на инструменте).
Педагог: Голоса, которые ты показываешь находятся в малой октаве. А как дед будет говорить бабе, чтобы она испекла колобок? Быстро или медленно? И его интонация скачет или он говорит монотонно и рядышком?
Ученица: Мне кажется, что рядышком. Вот так (показывает на инструменте).
Педагог: Вот испекла баба Колобок, а он взял и укатился. Укатился по тропинке в лес. Как он покатился?
Ученица показывает на инструменте побег Колобка – небольшие скачки от верхнего регистра к среднему.
Педагог: И первого, кого встретил наш Колобок был Зайка. А зайки что делают?
Ученица: Прыгают! Вот так (показывает прыжки во второй октаве).
Педагог: Какой веселый у тебя Зайка получился! У Зайки какой голос?
Ученица: Средний.
Педагог: Маша, октава, в которой ты изобразила Зайку называется второй. А теперь давай вместе со мной споем песенку, которую Колобок пел Зайке.
Педагог начинает играть Песенку Колобка и петь вместе с Ученицей.
Педагог: Колобок пропел свою песенку и убежал!
Ученица играет на рояле побег Колобка.
Педагог: Катится Колобок, а навстречу ему Волк. Какой это Волк?
Ученица: Серый и добрый.
Педагог: У него, наверно, высокий голос!
Ученица: Нет! У него низкий голос! Вот такой! (Показывает на рояле).
Педагог: Молодец! Октава, в которой ты показала называется большая. Здесь голос ниже, чем в малой. А какой это Волк? Быстрый или медлительный?
Ученица: Не очень быстрый. Он не бегает, а ходит. Вот так (показывает на рояле шаги Волка).
Педагог: И Волку Колобок спел свою песенку и снова убежал от него!
Педагог вместе с ученицей играет и поет Песенку Колобка, ученица изображает побег Колобка.
Педагог: А что было дальше?
Ученица: А навстречу ему Медведь, но Колобок и от него убежал. У Медведя толстый, низкий голос и он неповоротливый! (Показывает на рояле шаги Медведя.)
Педагог: Твой Медведь говорит самым низким голосом – он говорит нотами контр и субконтроктав. А что дальше произошло?
Ученица: Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса.
Педагог: А как катится Колобок? Быстро или медленно?
Ученица: Быстро. (Показывает на рояле быстрый бег Колобка от верхнего регистра к среднему.)
Педагог: Лиса попросила Колобка спеть свою Песенку. Как она это сделала? Грубо и резко? Или плавно?
Ученица: Плавно, ласково. Вот так (показывает просьбу Лисы).
Педагог: И Колобок спел ей Песенку.
Педагог играет и поет вместе с ученицей Песенку Колобка.
Педагог: В нашей сказке все закончилось хорошо и Колобок убежал от Лисы. Понравилась тебе сказка?
Ученица: Да!
Педагог: А какие герои тебе понравились? Какие они? Какой у них голос?
Ученица: Зайка – он веселый, скачущий, у него средний голос. Волк – у него низкий голос, он добрый.
Педагог: Покажи мне этих героев на рояле.
Ученица играет на инструменте Зайку и Волка.
Педагог: Молодец! Смотри, снова наш Помощник хочет нам что-то сказать!
Презентация № 2
Ученица: Какой у меня голос? Что он хочет сказать?
Педагог: Сейчас наш Помощник будет показывать нам разных животных и персонажей, а мы давай попробуем изобразить каждое животное? Вот это кто? (Слайд № 2)
Ученица: Котенок! У него высокий, писклявый голос!
Педагог: Мало рассказать, нужно еще и показать!
Ученица показывает на рояле мяуканье котенка.
Педагог: А это кто? (Слайд № 3)
Ученица: Львенок! У него голос не низкий, как у льва, а выше. В малой октаве. (Показывает.)
Педагог: Смотри, наш Помощник предлагает нам хитрую задачу! Здесь целых два персонажа! Маша, кто это? И какие у них голоса? (Слайд № 4)
Ученица: Это Волк и Красная шапочка. У Волка низкий голос, в большой октаве, а у Красной шапочки высокий – во второй октаве. (Показывает.)
Педагог: Какая ты молодец! Все правильно рассказала и показала! А здесь кто изображен? (Слайд № 5)
Ученица: Вот это птичка. У нее высокий, красивый голос! (Показывает.)
Педагог: Наш Помощник снова задает нам каверзную картинку. Кто здесь изображен? (Слайд № 6)
Ученица: А это мама, папа и дети.
Педагог: А какие у них голоса?
Ученица: У папы низкий, в малой октаве. У мамы выше, уже в среднем регистре. А у детей – высокие и звонкие, во второй октаве! (Свои слова Маша иллюстрирует игрой.)
Педагог: Мы с тобой столько нового узнали сегодня на уроке! Голоса у всех разные, но их можно разделить на три регистра. Какие это регистры?
Ученица: Низкий, средний и высокий.
Педагог: Узнали названия некоторых октав, какие ты запомнила?
Ученица: Малая октава, это средний регистр. Большая октава – низкий регистр.
Педагог: А еще в низком регистре есть контроктава и субконтроктава. А в среднем регистре есть вторая октава. Дома напиши, пожалуйста, по три предмета на низкий, средний и высокий регистры и запомни названия октав. На этом наш урок закончен. До свидания!
Ученица: До свидания!