Цели урока:
- Сформировать представления учащихся о незаметных защитниках урожая, о защите урожая без ядохимикатов.
- Развивать познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой. Воспитывать любовь к природе и развивать чувство ответственности.
Оборудование: презентация к уроку, атлас-определитель, книга «Зелёные страницы», карточки для опроса.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня у нас урок знакомств. Мы узнаем о животных, которым достаётся часть выращенного человеком урожая и об их врагах - защитниках урожая. Для этого мы отправимся в поле, в сад, на огород.
2. Проверка домашнего задания.
- Перечислите основные отрасли растениеводства.
- Какие отрасли развиты в нашем крае?
(Ответы детей.)
- Разгадайте кроссворд «Растениеводство». (слайд 2)
Вопросы к кроссворду:
- Теплолюбивое растение, иногда выращивается на силос.
- Полевая культура, в народе называют «второй хлеб».
- Из зёрен этого растения получают крупу - пшено.
- Круглый овощ, краснеющий к осени.
- Из зёрен этого растения варят гречневую кашу.
- Из муки, полученной из зёрен этого растения, пекут батоны и плюшки.
- Это растение родственник лесной клубники.
- Маленький горький овощ, обладающий противомикробным действием.
- Это растение цветёт в июле, а при выращивание в теплице - в начале марта. Разновидности: … - травянка, … Фишера.
- Полевое растение, из зёрен которого изготавливают муку.
- Это растение украшает букеты школьников 1 сентября.
- Полевое растение – лакомство лошадей.
- Растение, получившее своё название от персидского слова «тюрбан»- чалма, гордость цветоводов.
- Растение с крупными жёлтыми плодами.
- Плоды этого кустарника бывают чёрными и красными.
(Ответы: 1.Кукуруза. 2.Картофель. 3. Просо. 4. Томаты. 5. Гречиха. 6. Пшеница. 7. Виктория. 8. Чеснок. 9. Гвоздика. 10. Рожь. 11. Гладиолус. 12. Овёс. 13. Тюльпан. 14. Тыква. 15. Смородина. Ключевое слово: РАСТЕНИЕВОДСТВО.)
- Назовите отгаданные растения, которые выращивают полеводы, овощеводы, цветоводы.
Полеводы выращивают кукурузу, картофель, просо, гречиху, рожь, овёс, пшеницу;
Овощеводы – томаты, чеснок, тыкву;
Цветоводы – гвоздику, гладиолус, тюльпан.
- Какими растениями занимается плодоводство? (Смородина, садовая земляника.)
Проводится конкурс сообщений на тему: «Культурные растения моего края». Оценивание сообщений учащихся.
Индивидуальная работа по карточкам.
- Напишите, что получает человек из данных растений: лён, пшеница, рожь, хлопок.
- Напишите, какими способами сажают картофель.
- Что такое растениеводство? Как растениеводство связано с промышленностью?
- Заполните схему и допишите по 2 -3 растения для каждой отрасли растениеводства:
- Укажите лишнее слово в каждой строке.
а) просо, овёс, горох, ячмень;
б) огурец, кабачок, чеснок, вишня;
в) груша, абрикос, гречиха, смородина;
г) капуста, лилия, ирис, флоксы.
Словарный диктант. (слайд 3)
- Отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием зерновых культур. (Полеводство)
- Овощ с вытянутым оранжевым корнем. (Морковь)
- Второе название томата. (Помидор)
- Овощная культура, потребляющая большое количество воды, листья образуют кочан. (Капуста)
- Овощная культура, выращиваемая как в теплицах, так и в открытом грунте, имеет сочный зелёный продолговатый плод. (Огурец)
- Вьющееся растение, имеющее плоды в виде стручка и круглые семена. (Горох)
- Полевая культура, богатая крахмалом. (Картофель)
- Ягодная культура с плодами красного цвета. (Земляника)
3. Работа над новой темой: «Незаметные защитники урожая».
- Представьте себе (глаза у всех закрыты), мы с вами на картофельном поле, ярко светит солнце, зеленеет ботва, мы наклоняемся (открываем глаза) и видим маленького жёлтого жука, спинка которого украшена десятью чёрными полосками, но вот животное вспорхнуло и улетело. (слайд 4)
О ком идёт речь? (О колорадском жуке.)
- Мы переворачиваем листья и видим… (Личинок жука.) (слайд 4)
- Личинки оранжево - красного цвета, они так же прожорливы, как и сами жуки. Ваши действия? (Мы жуков и личинок собираем в банку.)
- А если поле большое? Всех не соберёшь? (Можно посадить по краям поля специальные растения. А можно обрабатывать поле ядохимикатами.)
- Есть много способов борьбы с вредителями. Но можно обойтись и без них, если знать, что у колорадского жука и его личинок есть враг – хищник жук – жужелица. (слайд 4)
Прочитайте в учебнике на стр. 209 абзац под рисунком, какой опыт провели учёные. Какой можно сделать вывод? (Если на картофельном поле есть жуки – жужелицы, то за урожай можно не беспокоиться.)
- Отправимся дальше. Сейчас мы в саду. (слайд 5)
Кругом растут яблони. Посмотрите, сколько недозревших яблок лежит под деревом. Посмотрите яблоко повреждённое гусеницей (слайд 5) Вам попадалось червивое яблоко?
- На самом деле это не червь, а гусеница серой бабочки. (слайд 6) Эта хитрая гусеница пробирается в сердце яблока, съедает его семена, а повреждённые плоды падают на землю. Но и у гусениц есть свои враги. Как вы думаете кто? (Это птицы, ведь плоды находятся на дереве, а большинство птиц тоже обитает на деревьях.)
- Конечно, это насекомоядные птицы: скворцы, синицы, мухоловки – пеструшки. Прочитайте о них в атласе – определителе на стр. 180-183. Какие ещё птицы водятся в садах? (Дрозды, садовая славка, пеночка – теньковка, зяблик.)
- Какие друзья есть у человека в саду? (Это насекомоядные птицы.)(слайд 7)
- Если есть такие помощники, то можно обойтись и без ядохимикатов.
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел. (туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся –
Бабочка кружит и вьётся. (покружиться)
4. Продолжение изучения новой темы.
- А сейчас отправимся на огород. Посмотрите, что произошло с листьями этих растений? (слайд 8) (Они скрутились и почти высохли.)
- Эта работа тли. Тля высасывает соки растений, поэтому они стали такими. (слайд 8)
Но и у этих вредителей тоже есть враги. Расскажите о них.
Заслушиваются рассказы детей о златоглазках и божьих коровках из книги «Зелёные страницы».
Учитель показывает слайд 9.
- Вредителями полей являются грызуны – это мыши и полёвки, но и у них есть враги. (слайд 10)
Это хищные птицы: сова, пустельга, канюк (слайд 11). О хищных птицах прочитайте в атласе – определителе на стр. 187.
- Вы видите, оказывается у людей много крылатых помощников, защитников урожая. Заполним в тетради таблицу:
Вредители |
Защитники |
…………… |
……………. |
- А как беречь, наших незаметных защитников урожая? (Надо строить скворечники для птиц. Нельзя ловить божьих коровок и златоглазок. Надо знать своих помощников.)
- Прочитайте статью «Как их беречь?» на стр. 211 учебника. Чтение по цепочке.
- Что ещё вы узнали из статьи? (Надо умеренно применять ядохимикаты, потому что яды убивают помощников и накапливаются в растениях. Надо создавать условия птицам: зимой делать кормушки. Для хищных птиц ставить в поле присяды – шесты с перекладиной.)
- Я думаю, что знакомство сегодня состоялось, мы узнали о вредителях урожая и об их врагах. Так будем же внимательны к нашим помощникам, будем их оберегать! (слайд 12)
5. Закрепление изученного.
- Запишите в тетради цепи питания, сложившиеся в поле, в саду, на огороде. ( Взаимопроверка в парах.)
- Посмотрите внимательно на данную схему: яблоки → яблонная плодожорка → скворец.
- Кто отвечает за экологическое равновесие? (Скворец.)
- Как может нарушиться экологическое равновесие по вине человека?
(Ответы детей.)
- Как одним словом назвать златоглазку, пустельгу, божью коровку, сову, канюка? (Помощники. Хищники.)
- Какое название более точное? (Хищники по типу питания. Помощники по виду деятельности.)
6. Подведение итогов.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Стр. 208 – 213. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 3.
Сделать книжку – малышку «Незаметные защитники урожая».