Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Проводится в форме игры “Счастливый случай”. Игра состоит из 7 геймов.

Цели игры:

  • фронтальное повторение учебного материала по математике;
  • повышение познавательной активности у учащихся;
  • развитие культуры общения и культуры ответа на математический вопрос.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, лист с ответами для судей, итоговая таблица, секундомер или часы с секундной стрелкой.

Организационная часть: класс разбивается на три команды. Количество учащихся в каждой команде произвольное. Определяется место каждой команды. В судейскую группу достаточно выбрать 2–3 человека: один следит за временем по секундомеру, второй ведёт подсчёт очков и заполняет итоговую таблицу.

Вступительное слово: Дорогие друзья! Сегодня у нас с вами есть замечательная возможность - ещё раз окунуться в интереснейший занимательный мир математики, мир формул и правил. Соревнование наше построено в виде игры “Счастливый случай”. Семь геймов нужно пройти каждой команде. А девизом к нашему мероприятию я выбрала слова М.И.Калинина “…если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе”

Итак, начинаем.

Первый гейм: Разминка или Дальше, дальше

Читаются вопросы для одной команды. Отвечает любой член этой команды. Если ответа нет, то капитан произносит фразу “Дальше, дальше…” Гейм длится 2 минуты.

Количество правильных ответов – количество заработанных баллов

Вопросы первой команде

1

Единица скорости на море? Узел

2

1% от тысячи рублей? 10 рублей

3

Можно ли при умножении чисел получить 0? Да

4

Чему равен 1 пуд? 16 кг

5

Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? Виет

6

Наименьшее натуральное число? 1

7

Периметр квадрата равен 20 см. Чему равна его площадь? 25 см2

8

Как найти неизвестное делимое? Делитель умножить на частное

9

Раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве? Стереометрия

10

Как называется утверждение, принимаемое без доказательства? Аксиома

11

Как называется вторая координата точки? Игрек

12

Что больше: или ? Равны

13

Найдите третью часть от 60? 20

14

Как называется функция вида y=kx+b? Линейная

15

Какое уравнение называется линейным? Уравнение вида kx+b=0

16

Являются ли диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярными? Нет

17

Четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны, называется? Параллелограмм

18

Параллелограмм, у которого все углы прямые? Прямоугольник

19

Отрезок, соединяющий противолежащие вершины четырехугольника? Диагональ

20

Число, из которого вычитают? Уменьшаемое

Вопросы второй команде

1 Как называется основная часть числа? Процент
2 Как найти неизвестный множитель? Произведение разделить на известный множитель
3 Назовите единицу массы драгоценных камней? Карат
4 Первая женщина-математик? С.В. Ковалевская
5 Назовите наибольшее отрицательное целое число? -1
6 Площадь квадрата 49см2.. Чему равен Р? 28 см
7 Как найти неизвестное уменьшаемое? Вычитаемое + разность
8 Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости? Планиметрия
9 Как называется утверждение, требующее доказательства? Теорема
10 Как называется первая координата точки? Икс
11 Что больше: 5 или ? >
12 Разделите 100 на половину? 200
13 Как называется функция вида y=аx2+b+с ? Квадратичная
14 Назовите любое неполное квадратное уравнение? аx2+bх=0; аx2+с=0; аx2=0
15 В каком четырехугольнике диагонали взаимно перпендикулярны? (хотя бы один) Ромб, квадрат
16 Четырехугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны? Трапеция
17 Сумма длин всех сторон многоугольника? Периметр
18 Отрезок, соединяющий две любые точки окружности? Хорда
19 Какую часть часа составляют 15 минут?
20 В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? Сто

Вопросы третьей команде

1 Как называется одна девяностая части прямого угла? 1 градус
2 Сколько кг в половине тонны? 500 кг
3 Старинная русская единица длины? 1 сажень= 2 м 13 см

1 верста= 1 км 67 м

4 Автор первого учебника по математике в России? Магницкий
5 Назовите самое маленькое простое число? 2
6 Длина окружности 10п см. Чему равна площадь круга? 25п см2
7 Как найти неизвестный делитель? Делимое разделить на частное
8 Какая наука описана в книге Евклида “Начала”? Геометрия
9 Как называется равенство, верное при определенных значениях переменной? или Как называется равенство с переменной? Уравнение
10 Цифры третьего разряда? Сотни
11 Что меньше 4 или ? 4
12 Четвертая часть числа 30. А само число? 120
13 Как называется уравнение вида y=x2+рх+q ? Приведенное квадратное уравнение
14 Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны? Медиана
15 Хорда, проходящая через центр? Диаметр
16 Непересекающиеся прямые на плоскости? Параллельные
17 Наименьшее семизначное число? Миллион
18 Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов? 7
19 Модуль нуля? 0
20 Сумма углов четырехугольника? 3600

Второй гейм: В мире формул

Каждой команде по очереди предлагается ответить на вопрос: “Что это за формула?”.

Правильный ответ оценивается в один балл.

Смотри слайды 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Третий гейм: Продолжить сказанное.

Каждой команде по очереди предлагается вспомнить определение, формулировки свойств, формулировки признаков.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Смотри слайды 12, 13, 14.

Четвёртый гейм: Заморочки из бочки.

Капитаны называют сектор, по ссылке открывается соответствующий слайд. Команды обсуждают и дают ответ.

За каждый правильный ответ присуждается два балла. Смотри слайды 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22)

Пятый гейм: Математические ребусы

Каждой команде поочерёдно предлагается отгадать ребус. Если команда не может ответить, слово следующей команде.

За каждый правильный ответ – 2 балла.

Смотри слайды 24, 25, 26.

Ответ: вектор

Ответ: наклонная

Ответ: дискриминант

Шестой гейм: Тёмная лошадка

Внимательно прослушайте математическую сказку и ответьте на поставленные вопросы.

Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: “Давайте отправимся в Царство четырехугольников. Кто первым придет, тот и будет королем”. Все согласились. Рано утром все отправились в далекое путешествие. На пути им встретилась река, которая сказала, что переплывут ее только те, у кого диагонали пересекаются и делятся пополам. Часть четырехугольников осталась на берегу, а остальные переправились и пошли дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников осталось у горы, остальные продолжили путь. Дошли до обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем. Кто стал королем?

Ответ: квадрат. Дополнительное очко получит тот, кто прокомментирует сказку.

Кто смог переплыть реку? (Параллелограмм, ушла трапеция)

Кто смог обойти гору? (Прямоугольник, квадрат, ушли - ромб и параллелограмм)

Кто прошел по мосту? (Квадрат, а ушел прямоугольник)

Седьмой гейм: Софизмы в математике.

Пока жюри подводит итоги, объявляется седьмой гейм. Проводит его учитель

На доске или с помощью презентации воспроизводится софизм, который доказывает, что 2=1. Софизм – умышленно ложное заключение с замаскированной ошибкой. Софизм – ложное заключение, формально кажущееся правильным. Основано на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.

Пусть a=b (умножим левую и правую части на а)

a2=ab (вычтем из левой и правой частей b2)

a2-b2=ab-b2

(a-b)(a+b)=b(a-b) (: (a-b))

a+b=b т.к. a=b

b+b=b

2b=b (:b)

2=1

Кто объяснит невероятное?

Подведение итогов.

Жюри объявляет итоги. Учитель проводит награждение команды-победительницы.

Литература

  1. Б.А. Кордемский, А.А.Ахадов. Удивительный мир чисел. М.: Просвещение, 1986.
  2. Ф.М. Шустеф. Материал для внеклассной работы по математике. Минск.: Народная асвета, 1968.
  3. Я.И.Перельман. Занимательная алгебра. М.: Издательство “Наука”, 1967.
  4. Я.И.Перельман. Занимательная геометрия. М.: Издательство “Наука”, 1969.