Проводится в форме игры “Счастливый случай”. Игра состоит из 7 геймов.
Цели игры:
- фронтальное повторение учебного материала по математике;
- повышение познавательной активности у учащихся;
- развитие культуры общения и культуры ответа на математический вопрос.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, лист с ответами для судей, итоговая таблица, секундомер или часы с секундной стрелкой.
Организационная часть: класс разбивается на три команды. Количество учащихся в каждой команде произвольное. Определяется место каждой команды. В судейскую группу достаточно выбрать 2–3 человека: один следит за временем по секундомеру, второй ведёт подсчёт очков и заполняет итоговую таблицу.
Вступительное слово: Дорогие друзья! Сегодня у нас с вами есть замечательная возможность - ещё раз окунуться в интереснейший занимательный мир математики, мир формул и правил. Соревнование наше построено в виде игры “Счастливый случай”. Семь геймов нужно пройти каждой команде. А девизом к нашему мероприятию я выбрала слова М.И.Калинина “…если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе”
Итак, начинаем.
Первый гейм: Разминка или Дальше, дальше
Читаются вопросы для одной команды. Отвечает любой член этой команды. Если ответа нет, то капитан произносит фразу “Дальше, дальше…” Гейм длится 2 минуты.
Количество правильных ответов – количество заработанных баллов
Вопросы первой команде
1 |
Единица скорости на море? | Узел |
2 |
1% от тысячи рублей? | 10 рублей |
3 |
Можно ли при умножении чисел получить 0? | Да |
4 |
Чему равен 1 пуд? | 16 кг |
5 |
Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? | Виет |
6 |
Наименьшее натуральное число? | 1 |
7 |
Периметр квадрата равен 20 см. Чему равна его площадь? | 25 см2 |
8 |
Как найти неизвестное делимое? | Делитель умножить на частное |
9 |
Раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве? | Стереометрия |
10 |
Как называется утверждение, принимаемое без доказательства? | Аксиома |
11 |
Как называется вторая координата точки? | Игрек |
12 |
Что больше: или ? | Равны |
13 |
Найдите третью часть от 60? | 20 |
14 |
Как называется функция вида y=kx+b? | Линейная |
15 |
Какое уравнение называется линейным? | Уравнение вида kx+b=0 |
16 |
Являются ли диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярными? | Нет |
17 |
Четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны, называется? | Параллелограмм |
18 |
Параллелограмм, у которого все углы прямые? | Прямоугольник |
19 |
Отрезок, соединяющий противолежащие вершины четырехугольника? | Диагональ |
20 |
Число, из которого вычитают? | Уменьшаемое |
Вопросы второй команде
1 | Как называется основная часть числа? | Процент |
2 | Как найти неизвестный множитель? | Произведение разделить на известный множитель |
3 | Назовите единицу массы драгоценных камней? | Карат |
4 | Первая женщина-математик? | С.В. Ковалевская |
5 | Назовите наибольшее отрицательное целое число? | -1 |
6 | Площадь квадрата 49см2.. Чему равен Р? | 28 см |
7 | Как найти неизвестное уменьшаемое? | Вычитаемое + разность |
8 | Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости? | Планиметрия |
9 | Как называется утверждение, требующее доказательства? | Теорема |
10 | Как называется первая координата точки? | Икс |
11 | Что больше: 5 или ? | > |
12 | Разделите 100 на половину? | 200 |
13 | Как называется функция вида y=аx2+b+с ? | Квадратичная |
14 | Назовите любое неполное квадратное уравнение? | аx2+bх=0; аx2+с=0; аx2=0 |
15 | В каком четырехугольнике диагонали взаимно перпендикулярны? (хотя бы один) | Ромб, квадрат |
16 | Четырехугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны? | Трапеция |
17 | Сумма длин всех сторон многоугольника? | Периметр |
18 | Отрезок, соединяющий две любые точки окружности? | Хорда |
19 | Какую часть часа составляют 15 минут? | |
20 | В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? | Сто |
Вопросы третьей команде
1 | Как называется одна девяностая части прямого угла? | 1 градус |
2 | Сколько кг в половине тонны? | 500 кг |
3 | Старинная русская единица длины? | 1 сажень= 2 м 13 см 1 верста= 1 км 67 м |
4 | Автор первого учебника по математике в России? | Магницкий |
5 | Назовите самое маленькое простое число? | 2 |
6 | Длина окружности 10п см. Чему равна площадь круга? | 25п см2 |
7 | Как найти неизвестный делитель? | Делимое разделить на частное |
8 | Какая наука описана в книге Евклида “Начала”? | Геометрия |
9 | Как называется равенство, верное при определенных значениях переменной? или Как называется равенство с переменной? | Уравнение |
10 | Цифры третьего разряда? | Сотни |
11 | Что меньше 4 или ? | 4 |
12 | Четвертая часть числа 30. А само число? | 120 |
13 | Как называется уравнение вида y=x2+рх+q ? | Приведенное квадратное уравнение |
14 | Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны? | Медиана |
15 | Хорда, проходящая через центр? | Диаметр |
16 | Непересекающиеся прямые на плоскости? | Параллельные |
17 | Наименьшее семизначное число? | Миллион |
18 | Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов? | 7 |
19 | Модуль нуля? | 0 |
20 | Сумма углов четырехугольника? | 3600 |
Второй гейм: В мире формул
Каждой команде по очереди предлагается ответить на вопрос: “Что это за формула?”.
Правильный ответ оценивается в один балл.
Смотри слайды 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
Третий гейм: Продолжить сказанное.
Каждой команде по очереди предлагается вспомнить определение, формулировки свойств, формулировки признаков.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Смотри слайды 12, 13, 14.
Четвёртый гейм: Заморочки из бочки.
Капитаны называют сектор, по ссылке открывается соответствующий слайд. Команды обсуждают и дают ответ.
За каждый правильный ответ присуждается два балла. Смотри слайды 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22)
Пятый гейм: Математические ребусы
Каждой команде поочерёдно предлагается отгадать ребус. Если команда не может ответить, слово следующей команде.
За каждый правильный ответ – 2 балла.
Смотри слайды 24, 25, 26.
Ответ: вектор
Ответ: наклонная
Ответ: дискриминант
Шестой гейм: Тёмная лошадка
Внимательно прослушайте математическую сказку и ответьте на поставленные вопросы.
Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: “Давайте отправимся в Царство четырехугольников. Кто первым придет, тот и будет королем”. Все согласились. Рано утром все отправились в далекое путешествие. На пути им встретилась река, которая сказала, что переплывут ее только те, у кого диагонали пересекаются и делятся пополам. Часть четырехугольников осталась на берегу, а остальные переправились и пошли дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников осталось у горы, остальные продолжили путь. Дошли до обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем. Кто стал королем?
Ответ: квадрат. Дополнительное очко получит тот, кто прокомментирует сказку.
Кто смог переплыть реку? (Параллелограмм, ушла трапеция)
Кто смог обойти гору? (Прямоугольник, квадрат, ушли - ромб и параллелограмм)
Кто прошел по мосту? (Квадрат, а ушел прямоугольник)
Седьмой гейм: Софизмы в математике.
Пока жюри подводит итоги, объявляется седьмой гейм. Проводит его учитель
На доске или с помощью презентации воспроизводится софизм, который доказывает, что 2=1. Софизм – умышленно ложное заключение с замаскированной ошибкой. Софизм – ложное заключение, формально кажущееся правильным. Основано на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.
Пусть a=b (умножим левую и правую части на а)
a2=ab (вычтем из левой и правой частей b2)
a2-b2=ab-b2
(a-b)(a+b)=b(a-b) (: (a-b))
a+b=b т.к. a=b
b+b=b
2b=b (:b)
2=1
Кто объяснит невероятное?
Подведение итогов.
Жюри объявляет итоги. Учитель проводит награждение команды-победительницы.
Литература
- Б.А. Кордемский, А.А.Ахадов. Удивительный мир чисел. М.: Просвещение, 1986.
- Ф.М. Шустеф. Материал для внеклассной работы по математике. Минск.: Народная асвета, 1968.
- Я.И.Перельман. Занимательная алгебра. М.: Издательство “Наука”, 1967.
- Я.И.Перельман. Занимательная геометрия. М.: Издательство “Наука”, 1969.