Калимуллина Роза Ибрагимовна - учитель-дефектолог (тифлопедагог) ГОУ Белебеевская специальная (коррекционная) начальная школа-сад №37 “Ягодка” IV вида.
Окончила Башкирский Государственный педагогический институт (1984) Прошла профессиональную переподготовку в Башкирском институте развития образования (2003) по специальности специальная дошкольная педагогика и психология
Общий педагогический стаж 25 лет.
Квалификационная категория – высшая.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Формирование такого развития в дошкольном детстве трудно переоценить, тем более для детей с нарушенным зрением. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие ребенка с нарушенным зрением с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, выступает как коррекционное средство развития для воспитания полноценного восприятия и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает задачу использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Одним из таких средств является многофункциональная сенсорная доска – ковролинограф на магнитной основе, которую используют в своей работе специалисты нашего учреждения.
Она практична, удобна, очень проста и доступна в исполнении.
Сенсорная доска способствует реализации следующих задач:
- расширение знаний о сенсорных эталонах, закрепление представлений о системе сенсорных эталонов;
- расширение умения пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования.
Основа многофункциональной сенсорной доски – металлическое полотно (очень удобно использовать дверь, отслужившего свое время холодильника), ковролин, аракал. Доска гигиенична, легко протирается влажной тканью.
Оформление доски в целом, направлено не только на развитие сенсорики, но и на совершенствование навыков ориентировки на плоскости. Все полотно доски оформлено аракалом темно-зеленого цвета, по периметру она разноцветная. Верхняя сторона красная, нижняя - желтая, правая - синяя, левая - зеленая, что способствует запоминанию детьми сторон плоскости. Этой же задаче служат рабочие сенсорные плоскости у детей на столах, с таким же оформлением сторон.
Доска, действительно, многофункциональна:
- позволяет эстетично преподнести любой демонстрационный материал, дидактические пособия по различным темам;
- дает возможность развивать связную речь, составлять творческие рассказы по картинам и иллюстрациям, описывать предметные картинки;
- размещенные на ней игры позволяют развивать логику, познавательные процессы;
- доска помогает в подготовке к обучению грамоте, дети с удовольствием составляют слова, словосочетания, предложения с помощью магнитной азбуки, выделяя гласные, согласные, твердые, мягкие звуки;
- способствует совершенствованию элементарных математических представлений, дети с помощью магнитных цифр, знаков сами составляют простейшие математические задачи, примеры;
- развивает временные и пространственные представления;
- способствует сенсорному развитию ребенка в целом
Доска незаменима на занятиях по ознакомлению с окружающим миром: это формирование и конкретизация представлений детей об окружающем мире, развитие навыков классификации.
На плоскости доски можно размещать различные дидактические игры типа: “Четвертый лишний”, “Расскажи о предмете” и т.д.
Составлять различные изображения, например, “составь из частей целое”, “сложи узор из геометрических фигур” и т.д., в этом случае дети сами становятся творцами, можно только удивляться полету их фантазии. На ковролинографе с помощью цветных шнурков можно составлять различные лабиринты, которые совершенствуют тактильную чувствительность, развивают прослеживающие функции глаз. Кроме того, работа на ковролинографе развивает тонкую моторику кистей рук, общую координацию движений, развивает сохранные анализаторы.
Очень удобна доска для проведения гимнастики для глаз, размещения на ней зрительных ориентиров – маячков, офтальмотренажеров для развития зрительно-двигательно-координированного чувства “глаз-рука”. Это также помогает развивать прослеживающие функции глаз, тренирует глазодвигательные мышцы, способствует совершенствованию умения локализовывать заданный цвет из множества. Сенсорная доска помогает в развитии целостности восприятия.
Сенсорную магнитную доску можно использовать не только на занятиях. Дети используют её и в свободное от занятий время. Они сами придумывают различные игры, и в этом случае возможности доски становятся, практически, безграничными.
Кроме того, ее можно сделать мобильной, закрепив на переносном мольберте. В этом случае ее можно использовать не только в группе или кабинете учителя-дефектолога, но и в музыкальном зале на занятиях, утренниках. В нашей школе-саду для детей с нарушением зрения, такая сенсорная доска есть в кабинете каждого специалиста: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагога-психолога, в каждой дошкольной группе. Используя творчество и фантазию многофункциональную сенсорную доску можно совершенствовать.
Литература
1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988. – 210 с.
2. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учебно – методическое пособие для педагогов. СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002. – 128 с.