Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения материала о сословиях средневекового общества. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необходимо знать: историческую терминологию; условия жизни разных сословий.
Цели:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о сословиях средневекового общества, в частности дворянского сословия. Закрепить формирование исторических понятий. Продолжить обучение навыкам обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию, выбирать главное.
Развивающая: способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, уметь выбирать из предложенного списка правильный ответ. Продолжить обучение навыкам обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию, выбирать главное.
Воспитательная: воспитывать любознательность и интерес к истории.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок-игра.
Основные понятия: сословие, замок, донжон, турнир, акколада, кодекс, рыцарь, палица, кольчуга, латы, забрало, герольды.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Путешествие в средневековье”, раздаточный материал, иллюстрации.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя.
Ребята, давайте с вами вспомним сословия средневекового общества.
“Двойной мой панцирь блещет ярче дня.
Мой меч – Гвидона дар, ведь мы родня.
Мне путь не уступить – плохая шутка.
Все прочь бегут, доспехами звеня!”
- О ком у нас пойдет речь сегодня на уроке? Кто такие рыцари?
- Какие литературные произведения или фильмы вы знаете, рассказывающие о рыцарях?
Очень часто в литературных произведениях и художественных фильмах образ рыцарей идеализируется и не дает четкого представления об истинном образе. Поэтому сегодня мы познакомимся с понятиями “рыцарство”, “рыцарь” с точки зрения исторической науки. А также рассмотрим, как жили рыцари средневековья, их основные занятия. Это и есть цель нашего урока.
Итак, мы отправляемся в путешествие в средние века.
1 станция “Мой дом - моя крепость”
Где обычно строили замки?
Какой материал использовали при строительстве?
- Перед вами схема средневекового замка. Покажите основные части замка. (Приложение 1)
- Представьте, что на замок напали враги. Одни из вас будут его защищать, другие выступят в роли нападающих. При помощи иллюстраций и исторических источников воссоздайте штурм и оборону замка. Расскажите об этом от первого лица. Какие осадные орудия использовали при штурме замка? (Приложение 2)
Внутреннее убранство замка.
- Работа с иллюстрациями и источниками. При помощи иллюстраций и раздаточных материалов составьте рассказ о внутреннем убранстве замков. (Приложение 3)
2. Рыцарское вооружение.
А) “Оденьте” рыцаря.
Опишите вооружение средневекового рыцаря, сделай подписи к рисунку. (Приложение 4)
Б) Сравните вооружение рыцарей разных стран.
Работа с раздаточным материалом. (Приложение 5)
В) Математические задачи.
Стоимость оружия и доспехов в Средние века
В 5-9 веках один доспех лорика стоил 12 солидов - золотых римских монет весом по 4,55 грамма каждая; шлем - 6 солидов, меч - 7 солидов, щит и копье - 2 солида, а хороший конь - 12 солидов. 1 солид был равен 4,55 г золота.
В Х веке воин, желавший справить себе новое вооружение, платил за него уже 330 солидов. Приличное поместье тогда стоило всего 60 солидов, папа сильных волов, пригодных для пахоты, 20 солидов.
В Японии самурайские мечи типа мару по ценам средневековья стоили до 500 кг серебра.
Сколько солидов и золота необходимо было потратить на приобретение доспехов в 5-9 вв.?
Сколько поместий и волов мог приобрести рыцарь, если не потратит деньги на покупку доспехов?
Сколько килограммов серебра понадобится, чтобы вооружить мальчиков вашего класса?
3. Перечислите занятия феодалов.
4. Кодекс рыцарской чести.
А) Соберите рассыпавшиеся слова. (Напечатать разным шрифтом). (Приложение 6)
- Знатные феодалы стараются быть щедрыми; таким образом, они заслуживают уважение у других феодалов;
- Рыцари верны в служении королю и сеньору.
- Рыцари смелы, презирают смерть.
- Рыцари ищут подвига.
- Борются с врагами христианской веры.
- Защищают слабых, сирот и вдов.
Б) Кому посвящали свою жизнь рыцари? Работа с раздаточным материалом. (Приложение 7)
Предлагаю Вам провести обряд посвящения наших мальчиков в рыцари.
В) Работа с документами. Занятия рыцарей. Культ Прекрасной дамы. (Приложение 8)
Г) Прочитайте посвящение Прекрасной Даме. (Это задание выполняют мальчики.)
Например: Умная, божественная, восхитительная, ваши глаза как звезды.
5. Подведение итогов. Кого в наше время можно назвать рыцарем?
Что нового о жизни рыцарей вы узнали на уроке? (Вручение дипломов)