В настоящее время информационное общество, характеризующееся, прежде всего, глобализацией мира, развитием единого информационного пространства, динамичным развитием технологий требует от современной школы воспитания мобильного, успешного выпускника, готового к осознанному выбору и непрерывному образованию. По мнению многих исследователей (Е.И. Казакова, С.Н. Лысенкова, У. Глассер и др.), ученик, способный добиться успеха в школе, имеет больше шансов для достижения успеха в будущей профессиональной деятельности и в целом в жизни. Вследствие этого в последнее время возросло значение исследования педагогических и дидактических аспектов развития учебной успешности учащихся.
Содержание понятия учебная успешность во многом зависит от социокультурных условий (доминирующие в обществе ценности, идеалы и др.). В настоящее время учебная успешность понимается как интегративное качество личности, включающее в себя когнитивную и эмоциональную сферу. Учебная успешность предполагает высокую мотивацию достижения цели, критичность мышления, ответственность, готовность к самостоятельной деятельности и рефлексии, а также проявление данных качеств ученика в учебной деятельности[2].
Проблема развития учебной успешности приобретает особенное значение в подростковом возрасте, когда решается существенная задача социального развития - личностное и профессиональное самоопределение, завершается обязательное образование и реализуется первый самостоятельный выбор жизненного пути. На данном этапе одной из значимых целей обучения становится развитие способности обучающихся контролировать и управлять своим обучением, видеть и оценивать свои достижения. Обучающиеся должны иметь представление об уровне своих знаний по изучаемой теме на всех этапах обучения и совершенствовать их. В связи с этим возникает необходимость в систематическом оценивании, которое направлено не только на констатацию итоговых результатов, но и на обратную связь с обучающимися с целью помочь им скорректировать свою работу, устранить возможные пробелы и недочеты в знаниях. Такого рода оценивание, осуществляемое до изучения конкретной темы предмета и в ходе ее изучения, называется формирующим оцениванием. Одной из его форм является формирующее тестирование. Целью формирующего тестирования может быть корректировка учебного процесса, а также развитие способности учащихся к рефлексии учебной деятельности.
Логика формирующего тестирования достаточно проста и привычна для учителя. Если большинство обучающихся не справляются с заданиями формирующего теста, то процесс обучения следует повторить, применив другие методы объяснения нового материала [4]. Если же учащиеся справляются с заданиями, то учебный процесс проводится по плану. Наглядно это можно изобразить следующей схемой (рисунок 1).
Рис. №1. Этапы проведения формирующего тестирования
Как было сказано выше, формирующее тестирование может иметь целью не только корректировку учебного процесса со стороны учителя, но и быть направлено на развитие способности обучающихся к рефлексии собственной учебной деятельности. Остановимся подробнее на данном аспекте. Учитель может предложить обучающимся ответить на вопросы теста и определить уровень их знаний по составленным критериям. Критерии оценивания лучше представлять в бальной системе. В результате решения теста в зависимости от набранных баллов обучающийся знакомится с предложенными рекомендациями по поводу изучения темы и анализирует собственные знания. Приведем пример данного теста по разделу “Информация и информационные процессы” для учеников десятого класса.
В тест вошли вопросы по нескольким темам раздела: понятие и виды информации, понятие и виды информационных процессов, информационные процессы в природе, обществе и технике. По каждой из тем было составлено 3-4 вопроса, которые предлагались учащимся в произвольном порядке, с целью проверки того, как обучающийся ориентируется в изученном материале, умеет ли переключаться с одной темы на другую. К тесту прилагается инструкция по его прохождению и инструкция по оцениванию результатов.
Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы. В вопросах 1,3,7 вставьте пропущенное слово. В остальных вопросах выберите один правильный вариант ответа из предложенных. После решения теста ознакомьтесь с инструкцией по оцениванию.
1. Конечная совокупность данных, использующаяся для хранения информации и оперирующая определенными правилами, называется…
2. Основная задача шифрования состоит в:
a) представлении информации в сжатом виде
b) защите смысла передаваемой информации
c) снижении стоимости передачи информации
3. Предмет, использующийся для хранения и передачи информации, называется…
4. Информация по форме представления подразделяется на:
a) текстовую, числовую, графическую, звуковую
b) социальную, техническую, биологическую, генетическую
c) зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную
5. Основной задачей хранения и накопления информации является:
a) обеспечение доступности информации в течение некоторого промежутка времени
b) прогнозирование событий и ситуаций
c) повышение достоверности информации
6. Основные компоненты системы, необходимой для обмена информацией это:
a) источник, приемник информации
b) источник, приемник информации, канал связи
c) источник, приемник информации, канал связи, сообщение
7. Комплекс мер, направленных на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных, называется…
8. Перевод текста с одного языка на другой является процессом:
a) обмена информацией
b) передачи информации
c) обработки информации
9. Носителем текстовой информации является…
a) азбука Морзе
b) книга, написанная на любом языке
c) книга, написанная на языке приемника информации
10. Существует ли однозначное определение понятия информации?
a) нет, поскольку понятие информации не дается однозначно, а вводится на примерах.
b) да, информация – это смысл, содержащихся в объектах окружающей действительности.
Инструкция по оцениванию. Впишите в бланк оценивания ваши ответы. Сравните их с правильными. За каждый правильный ответ ставится один балл. Подсчитайте набранное количество баллов. В зависимости от их количества прочитайте рекомендацию по изучению раздела “Информация и информационные процессы”. При необходимости повторите изученный материал и пройдите тест еще раз.
Бланк оценивания
№ вопроса | Правильный ответ | Ваш ответ | Количество баллов |
1 | алфавит | ||
2 | b | ||
3 | носитель | ||
4 | a | ||
5 | a | ||
6 | b | ||
7 | защита информации | ||
8 | c | ||
9 | с | ||
10 | a | ||
Итого: |
Рекомендации
10 баллов – набранный вами балл соответствует отметке “отлично”. Вы усвоили все темы раздела на высоком уровне.
9-8 баллов – набранный вами балл соответствует отметке “хорошо”. Вы усвоили раздел на соответствующем уровне. Проанализируйте вопросы, в которых вы допустили ошибки. Попытайтесь разобраться в них самостоятельно. Обратитесь к таблице соответствия вопросов теме раздела, чтобы определить, какие темы усвоены вами, а какие требуют дополнительного изучения.
7-6 баллов – набранный вами балл соответствует отметке “удовлетворительно”. Вы не до конца освоили раздел “Информация и информационные процессы”. Обратитесь к таблице соответствия вопросов теме раздела, чтобы определить, какие темы усвоены вами, а какие требуют дополнительного изучения.
менее 6 баллов – набранный вами балл соответствует отметке “неудовлетворительно”. Вы не усвоили раздел. Повторите материал. Проанализируйте возникающие трудности. Составьте как минимум 5 вопросов и проконсультируйтесь с преподавателем. Решите тест еще раз.
Таблица соответствия вопросов теме
Название темы раздела | Номера вопросов, соответствующих теме |
Понятие и виды информации | 1, 3, 4, 10 |
Понятие и виды информационных процессов | 2, 5, 7 |
Информационные процессы в природе, обществе и технике | 6, 8, 9 |
Современные информационные технологии автоматизировать работу с формирующими тестами, а также дают возможность использовать в качестве вопросов рисунки, анимацию. В качестве примера тест “Информация и информационные процессы” был автоматизирован средствами MS Power Point с использованием языка программирования Visual Basic for Application [1].
Следует отметить, что интеграция формирующего тестирования в обучение оказывает положительное влияние на развитие всех составляющих учебной успешности. Так, непосредственная работа с тестом развивает аналитические способности, критическое мышление подростка (когнитивную составляющую учебной успешности). Оценивание результатов своей работы влечет за собой удовлетворенность данными результатами или желание усовершенствовать их, что влияет на развитие эмоциональной составляющей. Кроме того применения формирующего оценивания на практике позволяет разнообразить формы контроля, что, по мнению С.В. Фоминой, способствует обеспечению регулярной и целенаправленной самостоятельной работы, позволяет подростку видеть свои достижения, за счет чего происходит переход на более высокий уровень учебной успешности [3].
Список литературы
- Тарасова О.В. Создание теста "Один из..." в MS PowerPoint с использованием Visual Basic for Application [Электронный ресурс]//Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/567424/. Загл. с экрана
- Фомина С. В. Становление ценностных ориентаций подростка в учебной деятельности// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. №3. С.652-656.
- Формирующее оценивание [Электронный ресурс]// Intel – обучение для будущего: типы оценивания. – Режим доступа: http://educate.intel.com/ru/AssessingProjects/OverviewAndBenefits/FormativeAssessment/
- Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Текст]/ А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004. – 541 С.