Дидактическая цель: Проверить усвоение основных понятий, номенклатуры по материкам и океанам.
Образовательная цель: Систематизировать знания по материкам и океанам; углубить знания и обобщить по темам материков и океанов.
Воспитательная цель: Привить навыки коллективного труда, формировать научное мировоззрение.
Развивающая цель: Создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, картами атласа, умения анализировать и обобщать полученные знания.
Тип урока: обобщение знаний.
Технология проблемного обучения, развивающегося обучения, рефлексии.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: учебник географии 7 класс, средства ИКТ.
Цели для учащихся:
- Знать: основные географические понятия, термины, номенклатуру материков и океанов.
- Уметь: выбирать лишнее и аргументировать свой ответ, логически мыслить, сравнивать и решать проблемные вопросы по теме.
К уроку подготовлена презентация.
На доске эпиграф урока:
“Собирай факты! Из них разовьется мысль”. Ж.Бюффон
Рейтинг учащихся:
? - более 9
Знаток – 7 зн.
Умник – 5 зн.
Счастливчик – 3 зн.
__________________Уровень знаний
Говорят, что каждое открытие начинается с удивления. Удивится человек тому, что знают и видят все, задумается, станет много читать, изучать и сделает открытие. И сегодня на нашем смотре географических знаний я хотела бы, чтобы увидав себя в борьбе за знания, сравнили себя с другими, удивились бы тому, что есть ученики, которые, оказывается, знают больше вас и сделали бы для себя открытие: что нужно делать, чтобы больше знать?!
Перед вами стоит задача: показать свои знания и самоопределиться, т.е. найти свой уровень знаний.
Сегодня за каждый правильный ответ вы будете получать отличительные знаки, с помощью которых вы определите свой уровень знаний. На самом высоком уровне – знак вопроса. Хотите знать этот уровень? Тогда пробуйте, дерзайте, и вы узнаете, кто находится на этом уровне.
I. Разминка
- Кто автор учебников географии 6-7 классов, по которым вы обучаетесь?
- Назовите самый большой остров в составе Филиппинских островов? (Лусон)
- В каком океане находятся острова Мафия и Европа?
- В какой стране находится водопад Кивач?
- На каком острове дом начинают строить с покупки двери?
- В какой части света находится государство Монако?
- Назовите 5 самых больших морей мира?
- На какой реке находится водопад Д.Ливингстона?
- Назовите шоколадные острова, находящиеся у берегов Африки, где были крупные невольничьи рынки?
- У берегов какого материка находится море Содружества?
II. Самый большой остров в составе Гавайских островов?
Игра “О, Везунчик!”
У ведущего 2 подсказки – мнение класса и служба спасения.
Учащиеся отмечают карандашом правильные ответы.
III. Расшифруй город – 2 звезды.
Назвать 5 любых олимпийских городов – 1 звезда.
И далее звезда за правильный ответ.
IV. Работа всего класса на листочках – писать только первые буквы от правильного ответа.
Ветер – горизонтальное движение воздуха.
Индийский – самый теплый океан.
Конго – река, дважды пересекающий экватор.
Тихий – самый большой океан.
Остров – что такое Мадагаскар.
Рим – столица Италии.
Индонезия – самое большое государство-архипелаг.
Япония - Токио, чья столица.
___________________________________________
1 звезда.
Какие географические объекты носят это имя – имя Английской королевы (озеро, водопад, столица, остров, пустыня) – 1 звезда – 1 объект.
А какие еще географические объекты вы знаете, которые носят имена, фамилии великих людей. – 1 звезда – 1 объект.
V. Приснился сон – суша поменялась с местами с океаном и Омск, который был расположен на реке, оказался где?
VI. Вылови остров.
Каждый из вас хоть раз ловил рыбу – так как больше мальчиков. Но никто не вылавливал остров. Попробуем!
Запишите первую букву океана, в котором находится этот остров.
- Ос - в Пасхи.
- Ос – в Св.Елены
- Новая Земля
- Крит
- Сулавеси
- Сейшельские
- Гавайские
- Галапагос
- Канарские.
Ответ на доске: Т, А, С, А, Т, И, Т, Т, А – 4 правильных ответа – 1 звезда.
Все правильные ответы – 2 звезды.
Какой стране Э – 1 ответ – 1 звезда.
VII. Гадание на карте – 2 звезды.
На уроках географии можно узнать свою судьбу – гадая на географических картах.
Вам предоставляется погадать на контурной карте и для этого мне необходимо 3 человека – по 1 с каждого ряда.
- Какой остров в переводе означает “зеленая страна”.
- В какой стране располагается вулкан Катамай?
- В каком море нельзя утонуть?
1 – реки – подписать на контурной карте реки (дает учитель).
2 – подписать на контурной карте страны (дает учитель).
3 – Робинзон Крузо – остров Мяо-Мяо?
Ответы на вопросы:
- В каком море?
- В какой стране?
- Почему такое название?
- В случае опасности, до каких стран доплывем?
- Из какого растения добывать воду?
Ну а если вы попали носом мимо карты, вам предстоит сделать географическое открытие.
VIII. Работаем на листочках – проверяем свое логическое мышление.
Выбрать лишнее слово.
Альпы, Анды, Гималаи, Кавказ.
Сингапур, Перу, Бруней, Тайвань.
Катамай, Кракатау, Костюшка, Орисаба.
Мексиканский, Сиамский, Рижский, Апенинский.
IX. Миф.
И, в заключении, я хотела бы обратить ваше внимание на эпиграф урока. И сейчас в доказательство этого, мы сделаем последнее творческое задание. Я прочитаю вам миф, сложенный народами Австралии. В нем есть 3 очень важных факта, вы должны их собрать, ответить на вопрос: Какие природные явления могли стать основой для создания этого мифа? И развить мысль дальше.
Мысль. Но так как в Австралии нет вулканов, то эти события были характерны для островов Индонезии. Сила извержения вулкана была такова, что это видели жители Австралии.
Подводим итоги, считаем знаки, определяем свой уровень. Есть ли у нас ученики перешагнувшие отметку 9?
Знакомьтесь - это ЗВЕЗДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИОЙ ВЕЛИЧИНЫ взошедшие сегодня на географический олимп.
И все таки должна быть одна –Суперзвезда, вокруг которой вращались бы и счастливчики, и умники, и знатоки, и звезды меньшей величины.
X. Суперзвездой станет та звезда, которая назовет больше всех островов на букву “К”.
А теперь скажи-ка мне “суперзвезда” - ты сегодня стоишь в самом центре географических знаний, а есть ли на нашей планете такая страна или народ, живущий в центре Земли?
Нет, так как любая точка может быть центром.
Вот и в нашей жизни так, что сегодня суперзвездой стал(а) , а в следующий раз, ею может стать любой из вас. Только побольше нужно читать, узнавать, интересоваться и все у вас получится! Удачи вам на следующем смотре знаний!