Цель:
- повторение и закрепление правил здорового образа жизни,
- дать знания о пользе продуктов: наличие в продуктах витаминов А, В, С, Д, Е;
- их влиянии на детский организм. Воспитание здорового образа жизни.
Оборудование: детские рисунки о здоровом образе жизни, цветок (середина и лепестки со словами), компьютер, презентация о витаминах, кроссворды, песни "На лугу пасутся ко..", "Если хочешь быть здоров - закаляйся", грамзапись отрывков из стихотворения К. Чуковского "Мойдодыр", 2 сундучка.
Ход мероприятия
1. Оргмомент. Энергизаторы.
Энергизатор "Лицом к лицу". (Звучит весёлая музыка)
Цель упражнения: усиление групповой сплочённости и активизация учащихся.
- Каждый выбирает себе пару. Я называю действия, вы их выполняете в своих парах. Когда я говорю: "Поменялись парами". Вы должны найти себе другую пару. И снова выполняете действия, которые называю я.
Действия: спина к спине, нос к носу, голова к голове, ухо к уху, коленка к коленке, нога к ноге, плечо к плечу.
В конце игры учитель делит учеников парами на 2 команды.
2. Игра "Найди клад".
Цель: Умение организовывать совместные действия, развитие сообразительности и исполнительности.
- В каждой команде выберите капитана и название.
- Сейчас вы будете искать клад, спрятанный в классе. Каждой команде я даю первую карту. Вы вместе смотрите и определяете по карте, где вторая карта. За этой картой идёт один ученик. Он приносит вторую карту. Вы смотрите и определяете, где третья карта. За ней идёт другой ученик команды. Последний ученик команды по карте должен найти сундук с кладом.
(Началась игра. Звучит весёлая музыка)
(Когда найдены два сундука, ученики садятся на места своих команд)
- В первом сундучке фотография девочки. Отгадайте, какая девочка, если она не правильно питается, много ест, одевается тепло, не закаляется, бледная, грустная.
(Болезненная, больная)
(Учитель показывает фотографию девочки)
- Во втором сундучке фотография мальчика. Отгадайте, какой мальчик, если он гуляет на свежем воздухе, любит фрукты, плавает, занимается зарядкой, румяный, весёлый, крепкий. (Здоровый, закалённый)
(Учитель показывает фотографию мальчика)
- Вы какими хотите быть? (Картинку вывешивает на доску)
- Что же это за клад, который есть у каждого человека и его надо беречь? (здоровье)
Учитель вывешивает на середину доски круг со словом ЗДОРОВЬЕ.
Тема нашего классного часа "Правила здорового образа жизни".
3. Составление цветка здоровья.
Здоровье - это наш клад, самое большое богатство и его надо беречь. Если нет здоровья, нет счастья, нет настроения. Пословица гласит: "Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их". Поэтому очень важно вести здоровый образ жизни, ведь соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье, воспитывает волю, характер человека.
Сегодня мы поговорим о правилах здорового образа жизни, о том, как следует себя вести, чтобы сохранить здоровье.
Мы создадим цветок здоровья, каждый лепесток которого - это правила здорового образа жизни.
Чистота. (сиреневый лепесток)
- Послушайте стихотворение и назовите правило здорового образа жизни.
Чтобы школа чистотой всегда сверкала,
Приложить надо усилий очень уж не мало.
Бегать, прыгать и скакать любим мы всегда,
Но для этого - спортзал, в классе - чистота.
Ценим мы уборщиц труд, мы им помогаем:
Моем парты, стены, окна, пыль везде стираем.
В нашем классе всегда чисто, пыль здесь не летает.
Чистота - залог здоровья,
Все об этом знают.
- Назовите правило здорового образа жизни.
(Учитель вывешивает лепесток цветка со словом "чистота")
- Содержи в чистоте одежду и обувь. Что для этого надо делать?
- Содержи в чистоте помещение, в котором живёшь и учишься. Что для этого надо делать? (Ежедневно делать влажную уборку).
Личная гигиена. (оранжевый лепесток)
Звучит грамзапись отрывка из стихотворения К. Чуковского "Мойдодыр" (одеяло убежало, улетела простыня :)
- Отрывок какого стихотворения мы слушали?
- Что же случилось с мальчиком? Почему?
- Назовите правило здорового образа жизни.
(Учитель вывешивает лепесток цветка со словами "личная гигиена")
- Какие правила личной гигиены надо соблюдать?
Кроссворд "Чистота - залог здоровья".
- Каждая команда разгадывает загадки о предметах личной гигиены и записывает ответы.
Беседа.
- Что бы ты подарил другу, чтобы у него не болели зубы?
- Расставь по порядку картинки и расскажите, как вы чистите зубы.
- Почему нужно чистить зубы?
На зубах постоянно образуется налёт из микробов и остатков пищи. Частички пищи застревают и между зубами. Поэтому нужно обязательно чистить зубы, лучше всего это делать два раза в день - утром и вечером.
- Почему нужно мыть руки?
4. Игра "Что мы делали - не скажем, а что видели - покажем".
- Я показываю картинку одному ученику. Он должен всем показать правило гигиены, изображённое на картинке, но не говорить. Вы должны догадаться, что это за правило.
(Картинки: ребёнок чистит зубы, умывается, моется, подстригает ногти, моет руки, расчёсывается, пользуется носовым платком, моет ноги.)
Звучит грамзапись отрывка из стихотворения К. Чуковского "Мойдодыр" (надо, надо умываться по утрам и вечерам :.)
Правильное питание. (жёлтый лепесток)
- Посмотрим, что ещё лежит в сундучке.
(Учитель достаёт блюдо с овощами и фруктами)
- Назовите ещё правило здорового образа жизни.
(Учитель вывешивает лепесток цветка со словами "правильное питание")
- От того, как и что ест человек - зависит его здоровье.
Презентация - сценка "Спор овощей".
Учитель:
Ждут здесь овощи ребят,
Кто нужней они узнать хотят!
Овощи:
Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Ведущий:
Выскочил горошек -
Ну и хвастунишка!
Горошек:
Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Ведущий:
От обиды покраснев,
Свекла проворчала:
Свекла:
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Ведь для винегрета
Лучше свеклы нету!
Капуста:
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи,
А какие вкусные пироги капустные!
Огурец:
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Морковь:
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку -
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким
Ведущий:
Тут надулся помидор
И промолвил строго:
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Ведущий:
У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще
И тогда как верный друг,
К вам придет зеленый: лук!
Лук:
Я - приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я - ваш друг
Я простой зеленый лук!
Картошка:
Я картошка, так скромна -
Слово не сказала:
Но картошка так нужна
И большим, и малым!
Баклажан:
Баклажанная икра
Так вкусна, полезна:
Ведущий:
Спор давно кончать пора!
О чем спорите, друзья?
Овощи:
Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех важней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Ведущий:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключения.
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
Овощи:
Ешьте больше овощей -
Будете вы здоровей!
- Еда должна быть вкусной, разнообразной, полезной.
- Какую пищу можно считать полезной?
(Полезна пища, в которой много витаминов).
- А что такое витамины? (Ответы детей).
- Витамины - это вещества, необходимые организму человека. Они содержатся в продуктах питания. Без витаминов человек болеет.
Презентация "Витамины".
- Теперь мы знаем о пользе витаминов в самых различных продуктах питания.
Режим дня. (синий лепесток)
Ещё одно правило здорового образа жизни - соблюдение режима дня.
(Учитель вывешивает лепесток цветка со словами "режим дня")
- Что такое режим дня?
- Режим дня - это распорядок работы, отдыха, питания, сна.
- Назовите ваш распорядок дня.
- Чтобы хорошо учиться, заниматься многими важными и интересными делами, отдыхать и расти здоровыми - соблюдай режим дня.
Спорт. (красный лепесток)
- Посмотрим, что ещё лежит в сундучке.
(Учитель достаёт скакалку, мячик, гантели)
- Назовите ещё правило здорового образа жизни.
(Учитель вывешивает лепесток цветка со словом "спорт")
- Отгадайте кроссворд.
- Проверяем. Назовите виды спорта (презентация с картинками).
- Сохранить здоровье не просто, а потерять можно сразу. Сберечь его поможет спорт, утренняя гимнастика. Физические упражнения развивают организм, укрепляют мускулатуру (мышцы), сердце и другие органы. Заставляют глубже дышать, улучшают кровообращение, позволяют оставаться стройными, избавляют нас от многих болезней.
- Проведём конкурс на лучшую зарядку.
(Каждая команда по очереди показывает зарядку под музыку).
Закаливание. (зелёный лепесток)
Звучит песня "Если хочешь быть здоров, закаляйся!"
- Назовите ещё правило здорового образа жизни.
(Учитель вывешивает лепесток цветка со словом "закаливание")
- Что значит - закаляйся?
В нашей стране много людей, чей возраст около сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет - закалённое тело. Закаливать организм можно двумя способами: с помощью воздушных ванн и водных процедур. Начинать закаливание нужно с проветривания комнаты. В школе, в группе мы регулярно проветриваем помещение - это помогает нам быть бодрыми, меньше болеть, быть закаленными.
Успешным закаливание может быть лишь при соблюдении определенных правил.
Первое правило - закаливание нужно проводить постоянно.
Другое правило - закаливание нужно проводить постепенно. Встав рано, в одно и тоже время, открыв форточку нужно сделать зарядку. После зарядки приступите к водным процедурам. Начинать следует с простого - обтирания. Для этого нужно намочить полотенце или губку и за 2 минуты растереть все части тела. Затем вытереться насухо. Постепенно снижайте температуру воды.
Одновременно необходимо постепенно переходить на более легкую одежду, не кутаться. Занимайтесь спортом, чаще бывайте на свежем воздухе.
Помните: солнце, воздух, и вода - самые верные наши друзья. Закаливание проводится с помощью воздуха, воды, солнца.
Закалённый человек без вреда для здоровья переносит и ветер, и холод, почти не болеет простудными заболеваниями.
Подведение итога.
Мы создали цветок здоровья. Если за цветком не ухаживать, он завянет и погибнет. Здоровье надо сохранять и укреплять.
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться -
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь -
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Я открыла вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
5. Энергизаторы.
(Дети и учитель встают в круг).
- Давайте подведём итог нашего классного часа. Продолжите предложения по кругу.
Мы говорили о :.. (о здоровье, о спорте и т.д.)
Я буду ::(беречь здоровье, делать зарядку, закаляться и т.д.).
Энергизатор "Ты мне нравишься, потому что :".
- Подумайте и скажите, что вам нравится в человеке справа, что - то хорошее о своём соседе.
Цель упражнения: повышение самооценки, адекватного самовосприятия, применение навыков делать и принимать комплементы, уважение друг к другу.
Энергизатор "Массаж".
- Повернитесь так, чтобы перед каждым участником была спина другого человека. Сосед сзади начинает массировать плечи соседа, стоящего впереди него.
Цель упражнения: усилить групповую сплочённость через телесный контакт.
Энергизатор "Острова".
(Мелом нарисуйте на полу 4 круга).
- Это острова: банановый остров, остров сокровищ, остров черепах, изумрудный остров. Но один из островов очень скоро затонет в море, и жители этого острова должны быстро переселиться на другой остров. Выберите себе остров, на котором он хотел бы жить.
(Когда все разместятся, учитель называет остров, который тонет. Участники бегут к другим островам. Игра продолжается до тех пор, пока все не соберутся на одном острове.)
Цель упражнения: усиливает внимание, стимулирует физическую активность, заставляет кооперироваться.
Литература.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир (учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы). Москва. "Вентана - Граф", 2002 г.
- Журнал "Здоровье детей" № 16, 2009 г.
- Кошелева Л.Ф. Классный час "Правила Мойдодыра". Журнал "Завуч начальной школы" № 7, 2008 г.
- Литвинов Е.Н. Весёлая физкультура (учебник для 1 класса четырёхлетней начальной школы). Москва, "Просвещение", 1996 г.
- Пенькова Е.Г. Классный час "Если хочешь быть здоров". Журнал "Завуч начальной школы" № 7, 2008 г.
- Романенко В.М. Классный час "Здоровый образ жизни". Журнал "Завуч начальной школы" № 7, 2008 г.
- Шишкина А.В. Классный час "Мы и наше здоровье". Журнал "Завуч начальной школы" № 7, 2008 г.
Дополнительные задания.
Выберите слова характеристики здорового человека.
Здоровый человек - это ::.. человек.
- крепкий
- сильный
- толстый
- бледный
- неуклюжий
- весёлый
- ловкий
- красивый
- сутулый
- румяный
- стройный
Собери пословицы.
- Здоровье в порядке - :::. спасибо зарядке.
- Здоровье :. всего дороже.
- Здоровье :. не купишь.
- Ешь правильно - :.. и лекарство не надобно.
- Кто спортом занимается, :.. тот силы набирается.