Однокоренные слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Презентация к уроку

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • Формировать представление детей о корне слова, как общей части родственных слов, в которой заключается общее значение всех родственных слов.
  • Соотнести понятия "родственные слова" и " однокоренные слова", "общая часть родственных слов" и " корень слова".
  • Формировать опыт монологических высказываний-рассуждений по результатам анализа учебного материала.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

III. Словарная работа

IV. Основная часть урока

V. закрепление

VI. Итог урока

VII. Домашняя работа

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем наших гостей. Сядут сначала девочки, а потом мальчики.

- Открываем тетради. Записываем число, классная работа. Подчеркните орфограммы.

II. Каллиграфическая минутка

(На доске даны слова гор..д, м..л..ко, д..ска)

- Что общего в этих словах? ( Имена существительные, и все они на безударную гласную)

- Какое слово лишнее и почему? ( Слово "доска", потому что безударная гласная проверяется ударением, а остальные слова словарные)

- Какую гласную мы будем прописывать сегодня? ( Гласную букву "О")

- Подготовим кисти рук и пальчики к работе . ( Физминутка)

(Ребята прописывают букву "о" в сочетании с наклонной петлей внизу и вверху)

(Один ученик работает за доской, производит фонетический разбор слова "доска". Проверка. )

III. Словарная работа

- Спишите словарные слова с доски, вставляя нужную орфограмму, в столбик, и допишите ещё 3 словарных слова на безударную гласную "О", которые мы изучали. ( Фронтальная проверка)

- Давайте образуем от наших слов обозначающих предмет, слова обозначающие признак предмета.

- Что общего в каждой паре слов? ( Они близкие по смыслу, имеют общую часть-корень)

- Выделите в них общую часть.

- Как можно их назвать? Какие это слова? ( Родственные слова .слайд № 2)

- Перечислите признаки родственных слов. ( 1. Слова близки по смыслу. 2. У слов общая часть -корень. слайд № 2)

IV. Работа над темой урока

- Откройте учебник на стр.63. Какими словами начинается этот урок? ( Понаблюдайте и объясните)

- За чем же нам предстоит понаблюдать и что объяснить? (Почему родственные слова называются однокоренными)

(На экране появляется тема " Однокоренные слова" слайд № 3)

- Тема нашего урока "Однокоренные слова"

- Послушайте внимательно сказку. ( слайд № 4)

"Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, у него появлялись новые слова- веточки. Эти слова назвали однокоренными. А так как они все были дети одного корня-папы, то их ещё назвали родственными. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем.

Из глубокого уважения к родителю однокоренные (родственные) слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный. И вот однажды появились на свете слово " ход" ( слайд № 5). Нашли его люди и думают: " Что же с ним делать?"

А слово это и говорит: " Посадите меня, и я превращусь в большое красивое дерево".

Посадили люди слово "ход" и стало оно расти. Появилось дерево с веточками- однокоренными словами".

- Вот вам и задание.

- Запишите свои слова с корнем "ход". Выделите общую часть в этих словах

(На экране появляются слова ходить, переход, ходовой, ходок, ходули, походка).

- Какие это слова? Почему? Что их объединяет?

- Так почему родственные слова называют однокоренными словами?

- Прочитаем правило на стр. 65.

Физминутка

V. Закрепление

(На экране появляются слова дворовая, домашняя, громовой ,дворик, домовая, громыхать, дворник, домик). ( слайд № 6)

- Соберите родственные слова по группам.

дом двор гром

- Как называются слова каждой группы?

- Выделите общую часть в каждой группе слов.

2) Работа с текстом (слайд № 7)

В тайге растёт кедр. Кедровник - любимое место многих животных и птиц. Осенью в нём созревают кедровые шишки. Кедровки успевают делать свои запасы.

- Прочитайте текст.

- Найдите однокоренные слова в тексте. (кедр, кедровник, кедровые, кедровки)

- Какой у них корень?

- Объясните значение каждого слова. (Кедр- хвойное вечнозелёное дерево; кедровник- лес из кедровых деревьев; кедровая (шишка) - плод с семенами кедра; кедровка- птица обитающая в хвойных лесах) (слайд № 8)

- Запишите первое предложение. Укажите части речи над словами.

(Дети самостоятельно выполняют задание)

Психофизическая тренировка: Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше:

3) Работа в парах

- У каждого на партах карточка. Прочитайте задание и выполните его.

"Выделить группы однокоренных слов. Поставить "+" у одной группы,

а "-"у другой".

  • Карточка 1: Вода, водитель , водный, проводник, водичка, водить.
  • Карточка 2: лисица, листья, лисёнок, листочек, листовой, лиса.
  • Карточка 3: горка, горение, горный, горняк, горелка, загорелся.
  • Карточка 4: сок, соколиха, соковый, сокол, соковарка, соколик.
  • Карточка 5: веснушка, весовой, весы, веснянка, весовщик, весна

- Проверим вашу работу, посмотрите на экран. ( слайд № 9)

4) Работа по учебнику

- Сейчас выполним упражнение 11. Первый ряд вырастит дерево с корнем "глаз", второй ряд с корнем "боль", третий ряд с корнем "зуб"

- Выделите корень в однокоренных словах

VI. Итог урока

- Сегодня на уроке мы с вами выполняли упражнения, чтобы понаблюдать и объяснить, почему родственные слова называются однокоренными. Ответьте на этот вопрос.

VII. Домашнее задание Стр.66 упр.12.