Роль прилагательных-антонимов в речи. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся со словами, противоположными по значению
  • научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
  • расширить лексический запас учащихся;
  • познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение работать в группах;
  • развивать умение работать с текстом;
  • развивать сообразительность, мышление, внимание, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;
  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
  • воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово. Организационный момент.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите ваши шпаги мнений,
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.

- Ребята, кому из вас знакома фамилия писателя Евгения Шварца? Е.Шварц написал "Сказку о потерянном времени". В ней говорится о том, как дети, которые часто опаздывали в школу, бродили по улицам во время уроков - в общем, теряли драгоценное время - и однажды превратились в старичков , и им пришлось возвращать потерянное время, чтобы вновь стать детьми, учениками. Один из старичков не успел сделать этого в сказке. Он просит нас помочь ему вернуть потерянное время. Для этого мы должны многое успеть на этом уроке и выполнить все задания. (1 слайд)

- Вы согласны?

II. Введение нового материала.

Актуализация знаний

- Послушайте стихотворение и скажите, какая часть речи рассказывает в нем о себе.

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.

(слайд 2 )

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ ? КАКИЕ?)

- Что обозначает имя прилагательное? (ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА)

Постановка цели урока

(слайд 4 Слова какой ? слон7 какая мышь?
Какой лимон? банан Рисунки лимон, банан
Какой (ое) чай, мороженое? Рисунки чай,мороженое

Рассмотрите рисунки. Прочитайте вопросы и запишите пары слов - имён прилагательных.

Кому нужна помощь, просигнальте мне или обратитесь к соседу.

Проверьте написанное.

(слайд 5 большой - маленький, кислый - сладкий, горячий- холодное)

Что вы можете сказать об этих именах прилагательных?

- Как называются слова с противоположным значением? (Антонимы)

- Предположите, какова будет тема нашего урока

- Верно, тема нашего сегодняшнего урока: "Употребление имен прилагательных - антонимов в речи".

- Как вы считаете, чему мы будем учиться?

- Вы и так очень много знаете об именах прилагательных, о прилагательных - синонимах, может - быть прилагательные - антонимы и не нужны?

- Выясним, для чего нужны имена прилагательные.

III. Воспроизведение новых знаний

1. Работа над предложением.

- Запишите предложение: Мы слушали музыку. А теперь послушайте музыку и опишите ее. (Дети слушают тихую, грустную мелодию.)

- Составьте предложение о том, какая это музыка. (Она была грустная.)

- Запишем эти предложения с комментированием..

- А теперь составьте предложение, употребив антонимы. (Она была веселая)

(Дети слушают веселую музыку.)

- Какую роль играют в этих предложениях антонимы?

(Для того, чтобы подчеркнуть противоположность )

Ребята, как мы увидели, антонимы обычно употребляются в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть противоположность каких-то понятий, явлений. Но у них есть и другая функция.

- Запишите предложения под диктовку, найдите антонимы.

- Какую роль здесь выполняют эти слова?

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели день и ночь.

(Антонимы помогают нам представить эту картину: тёплая сторона, очевидно, очень далеко, и птицам пришлось долго-долго быть в пути)

2. Закрепление нового материала

Устная работа по выявлению роли прилагательных-антонимов в речи.

Работа с учебником стр. 204 № 204

- Прочитайте задание самостоятельно. Что предлагают вспомнить авторы учебника?

- Ребята, кто вспомнил , как звучали первые строчки? (Погода была прекрасная, принцесса была ужасная).

- Как стали звучать эти строчки во второй части стихотворения? (Погода была ужасная, принцесса была прекрасная).

Для чего автор использовал прилагательные-антонимы? (Чтобы изменить смысл, придать выразительность тексту, для создания комического эффекта)

Физкультминутка. Зарядка для глаз

Проведём, друзья, сейчас
Упражнения для глаз
Вправо, влево посмотрели
Глазки все повеселели
Снизу вверх и сверху вниз
Ты, хрусталик, не сердись
Посмотри на потолок
Отыщи там уголок.

Дифференцированная работа

- Прилагательные - антонимы часто встречаются в пословицах и поговорках. Я предлагаю вам работу с пословицами по выбору. Познакомьтесь со всеми заданиями и выберите для выполнения то, которое вам по силам. При выполнении этой работы вы можете использовать словарь антонимов.

1. Спиши, подчеркни имена прилагательные, противоположные по значению.

Веревка хороша длинная, а речь - короткая.

Осенью дни ненастные, а весной ясные.

2. Вставьте в пословицы нужные по смыслу слова

: дело лучше: безделья.

: сторона мать, а: - мачеха.

Слова для справок: большой, маленький, родная, чужая.

3. Вспомните пословицы, в которых есть следующие антонимы и запишите их.

Старый - новый

Большой - маленький

Добрый - злой

Самостоятельная работа.

- Сравните прилагательные - антонимы, составив предложения .

  • 1 вариант: по вкусу: перец и мёд, по ширине: реку и ручей, по цвету: уголь и мел.
  • 2 вариант: по весу: камень и пушинку, по величине: орла и воробья, по смелости: зайца и тигра.

- Какую роль выполняют прилагательные - антонимы в составленных вами предложениях?

Работа в группе.

- Поработаем в группе. Объединитесь в 3 группы по рядам. Чтобы выяснить, как вы умеете подбирать антонимы - прилагательные, поиграем в игру "Лото".

Нужно помнить правила работы в группе, работать дружно, не ссориться, прислушиваться к мнению окружающих.

Объясняю правила игры

Каждая группа получает карточку, на которой под номерами записаны имена прилагательные. У меня маленькие карточки, на которых даны антонимы к данным словам. Я называю слово. Если у кого-то из группы есть к нему антоним, то вы поднимаете руку, получаете маленькую карточку и закрывает ею слово на большой карточке. Побеждает тот, кому быстрее всех удалось закрыть слова.

Сытый Быстрый Большой
Мокрый Горячий Широкий
Бедный Больной Светлый
Тяжелый Добрый Молодой
Хороший Красивый Длинный
Северный Ленивый Прошлое
Вредный Умный Мягкий
Твёрдый Виноватый Толстый
Сладкий Интересный Пасмурный
Трусливый Высокий Храбрый
Сильный Кривой Тихий
Худой Мудрый Новый
Громкий Шумный Тесный
Радостный Белый Грязный

Итог урока

- Что мы успели повторить и закрепить на уроке?

- Что же это за слова?

- Для чего мы употребляем прилагательные-антонимы?

- Где мы с ними встречаемся?

Вы прекрасно справились со всеми заданиями и теперь нашего гостя ждет превращение. Для этого вы должны подобрать антонимы к словам, которые я назову.

Наш старичок светловолосый - темноволосый, грустный - веселый , старый - молодой

- Наш гость был старичком, а стал учеником. Пожелаем ему быть таким же прилежным и старательным, как вы, ребята.

Домашнее задание по выбору

1. Найти 5 пословиц с антонимами.

2. Написать мини-сочинение с одной из них

Рефлексия

- Ребята, за окном зима, крепкий мороз. А я предлагаю украсить ваш класс цветами. Они лежат у вас на столе. Если урок вам понравился, было интересно - выберите красный цветок, если вы остались равнодушными, вам было неуютно - возьмите зелёный цветок, а если урок не понравился - синий цветок и прикрепите на солнечную полянку при выходе с урока.

Приложение.