Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся со словами, противоположными по значению
- научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
- расширить лексический запас учащихся;
- познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.
Развивающие:
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать умение работать в группах;
- развивать умение работать с текстом;
- развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
- воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово. Организационный момент.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите ваши шпаги мнений,
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.
- Ребята, кому из вас знакома фамилия писателя Евгения Шварца? Е.Шварц написал "Сказку о потерянном времени". В ней говорится о том, как дети, которые часто опаздывали в школу, бродили по улицам во время уроков - в общем, теряли драгоценное время - и однажды превратились в старичков , и им пришлось возвращать потерянное время, чтобы вновь стать детьми, учениками. Один из старичков не успел сделать этого в сказке. Он просит нас помочь ему вернуть потерянное время. Для этого мы должны многое успеть на этом уроке и выполнить все задания. (1 слайд)
- Вы согласны?
II. Введение нового материала.
Актуализация знаний
- Послушайте стихотворение и скажите, какая часть речи рассказывает в нем о себе.
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
(слайд 2 )
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ ? КАКИЕ?)
- Что обозначает имя прилагательное? (ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА)
Постановка цели урока
(слайд 4 Слова какой ? слон7 какая мышь? Какой лимон? банан Рисунки лимон, банан Какой (ое) чай, мороженое? Рисунки чай,мороженое
Рассмотрите рисунки. Прочитайте вопросы и запишите пары слов - имён прилагательных.
Кому нужна помощь, просигнальте мне или обратитесь к соседу.
Проверьте написанное.
(слайд 5 большой - маленький, кислый - сладкий, горячий- холодное)
Что вы можете сказать об этих именах прилагательных?
- Как называются слова с противоположным значением? (Антонимы)
- Предположите, какова будет тема нашего урока
- Верно, тема нашего сегодняшнего урока: "Употребление имен прилагательных - антонимов в речи".
- Как вы считаете, чему мы будем учиться?
- Вы и так очень много знаете об именах прилагательных, о прилагательных - синонимах, может - быть прилагательные - антонимы и не нужны?
- Выясним, для чего нужны имена прилагательные.
III. Воспроизведение новых знаний
1. Работа над предложением.
- Запишите предложение: Мы слушали музыку. А теперь послушайте музыку и опишите ее. (Дети слушают тихую, грустную мелодию.)
- Составьте предложение о том, какая это музыка. (Она была грустная.)
- Запишем эти предложения с комментированием..
- А теперь составьте предложение, употребив антонимы. (Она была веселая)
(Дети слушают веселую музыку.)
- Какую роль играют в этих предложениях антонимы?
(Для того, чтобы подчеркнуть противоположность )
Ребята, как мы увидели, антонимы обычно употребляются в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть противоположность каких-то понятий, явлений. Но у них есть и другая функция.
- Запишите предложения под диктовку, найдите антонимы.
- Какую роль здесь выполняют эти слова?
Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели день и ночь.
(Антонимы помогают нам представить эту картину: тёплая сторона, очевидно, очень далеко, и птицам пришлось долго-долго быть в пути)
2. Закрепление нового материала
Устная работа по выявлению роли прилагательных-антонимов в речи.
Работа с учебником стр. 204 № 204
- Прочитайте задание самостоятельно. Что предлагают вспомнить авторы учебника?
- Ребята, кто вспомнил , как звучали первые строчки? (Погода была прекрасная, принцесса была ужасная).
- Как стали звучать эти строчки во второй части стихотворения? (Погода была ужасная, принцесса была прекрасная).
Для чего автор использовал прилагательные-антонимы? (Чтобы изменить смысл, придать выразительность тексту, для создания комического эффекта)
Физкультминутка. Зарядка для глаз
Проведём, друзья, сейчас
Упражнения для глаз
Вправо, влево посмотрели
Глазки все повеселели
Снизу вверх и сверху вниз
Ты, хрусталик, не сердись
Посмотри на потолок
Отыщи там уголок.
Дифференцированная работа
- Прилагательные - антонимы часто встречаются в пословицах и поговорках. Я предлагаю вам работу с пословицами по выбору. Познакомьтесь со всеми заданиями и выберите для выполнения то, которое вам по силам. При выполнении этой работы вы можете использовать словарь антонимов.
1. Спиши, подчеркни имена прилагательные, противоположные по значению.
Веревка хороша длинная, а речь - короткая.
Осенью дни ненастные, а весной ясные.
2. Вставьте в пословицы нужные по смыслу слова
: дело лучше: безделья.
: сторона мать, а: - мачеха.
Слова для справок: большой, маленький, родная, чужая.
3. Вспомните пословицы, в которых есть следующие антонимы и запишите их.
Старый - новый
Большой - маленький
Добрый - злой
Самостоятельная работа.
- Сравните прилагательные - антонимы, составив предложения .
- 1 вариант: по вкусу: перец и мёд, по ширине: реку и ручей, по цвету: уголь и мел.
- 2 вариант: по весу: камень и пушинку, по величине: орла и воробья, по смелости: зайца и тигра.
- Какую роль выполняют прилагательные - антонимы в составленных вами предложениях?
Работа в группе.
- Поработаем в группе. Объединитесь в 3 группы по рядам. Чтобы выяснить, как вы умеете подбирать антонимы - прилагательные, поиграем в игру "Лото".
Нужно помнить правила работы в группе, работать дружно, не ссориться, прислушиваться к мнению окружающих.
Объясняю правила игры
Каждая группа получает карточку, на которой под номерами записаны имена прилагательные. У меня маленькие карточки, на которых даны антонимы к данным словам. Я называю слово. Если у кого-то из группы есть к нему антоним, то вы поднимаете руку, получаете маленькую карточку и закрывает ею слово на большой карточке. Побеждает тот, кому быстрее всех удалось закрыть слова.
Сытый | Быстрый | Большой |
Мокрый | Горячий | Широкий |
Бедный | Больной | Светлый |
Тяжелый | Добрый | Молодой |
Хороший | Красивый | Длинный |
Северный | Ленивый | Прошлое |
Вредный | Умный | Мягкий |
Твёрдый | Виноватый | Толстый |
Сладкий | Интересный | Пасмурный |
Трусливый | Высокий | Храбрый |
Сильный | Кривой | Тихий |
Худой | Мудрый | Новый |
Громкий | Шумный | Тесный |
Радостный | Белый | Грязный |
Итог урока
- Что мы успели повторить и закрепить на уроке?
- Что же это за слова?
- Для чего мы употребляем прилагательные-антонимы?
- Где мы с ними встречаемся?
Вы прекрасно справились со всеми заданиями и теперь нашего гостя ждет превращение. Для этого вы должны подобрать антонимы к словам, которые я назову.
Наш старичок светловолосый - темноволосый, грустный - веселый , старый - молодой
- Наш гость был старичком, а стал учеником. Пожелаем ему быть таким же прилежным и старательным, как вы, ребята.
Домашнее задание по выбору
1. Найти 5 пословиц с антонимами.
2. Написать мини-сочинение с одной из них
Рефлексия
- Ребята, за окном зима, крепкий мороз. А я предлагаю украсить ваш класс цветами. Они лежат у вас на столе. Если урок вам понравился, было интересно - выберите красный цветок, если вы остались равнодушными, вам было неуютно - возьмите зелёный цветок, а если урок не понравился - синий цветок и прикрепите на солнечную полянку при выходе с урока.