В последнее время вопросы толерантности, патриотизма, защиты Отечества все чаще звучат с экранов телевидения. Лидеры государства напоминают гражданам о том, что не следует забывать уроки истории. Пять лет назад появился праздник День народного единства – как праздник в честь освобождения русского государства от польско-шведских интервентов. Он учрежден в память событий 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай-город, освободило Москву от интервентов, “продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе” , и способствовало окончанию Смуты. В исторической литературе Смутой (Смутным временем) принято называть драматические события конца XVI – начала XVII веков, начавшиеся со смертью в 1598 году царя Федора Ивановича и пресечением династии Рюриковичей, где тесным образом переплелись различные по характеру явления: кризис власти, самозванство, гражданская война и иностранная интервенция. По сути, этот исторический пласт можно определить как кризис – династический, социальный, экономический, политический. Иными словами, это была эпоха кризиса российской государственности. Ситуацией воспользовались самозванцы, шведские, а также польские интервенты, которые вторглись в Москву.
Этой темой начинается изучение курса истории России в 7-м классе. Стартовая
тема учебника дистанцирует историю между династиями Рюриковичей и Романовыми. И
то как удачно будет усвоен материал учащимися, будет зависеть дальнейшее
усвоение материала первого концентра в 7 классе. Победа над интервентами далась
нелегко. Для многих русичей её достижение связывалось с преодолением инерции и
малодушия. Не пересилив собственные слабости, не обновившись духом, русские вряд
ли бы смогли освободить страну от сильного и беспощадного противника. В
современной методике преподавания удачно можно использовать метод презентации
для более точного усвоения материала. Создание образов самозванцев поможет детям
усвоить материал.В начале Смуты моральный уровень российского общества был не на
высоте. Смятение, шатания, разброд охватывали дворян, казачество, часть
посадских и крестьян. Люди заражались цинизмом, корыстью, забвением святынь и
традиций. Страну захлестнул вал преступности.В народе смысл происходящего
определялся словом “воровство”. Всех возмущало предательское поведение верхушки,
но и вождей из народной среды выдвинуть было непросто, ибо на передний план
старались выбиться проныры и жулики, оттирая в сторону людей достойных,
самостоятельных, честных и не склонных к саморекламе. Народ, настрадавшись от
хаоса, воссоздал разрушенное государство, доказав, что Россия – не чья-то
частная вотчина, а предмет общей заботы “всех городов русских и всяких чинов
людей великого Российского Царствия”. Стремясь избавиться от Смуты, русский
народ обнаружил, по словам историка И.Е.Забелина, “такое богатство нравственных
сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нём и
предполагать было невозможно”.
В начале 1613 года государственное управление было восстановлено: Земский собор
избрал царём Михаила Романова. Эта кандидатура устроила всех, кто был
заинтересован в возрождении России.
Здоровый консерватизм первых Романовых давал возможность развернуть в стране
созидательную деятельность, направленную на обеспечение надёжных исторических
перспектив.
Красочные описания событий подкрепляются расшифровкой самого понятия "смута", ее
причин и альтернатив развития общества.
Очень важно, чтобы дети почувствовали тот накал борьбы за власть, который
случится в конце 16 века. Важно отображение в сознании событий. Необходимо
учитывать накопление материала для сравнительной характеристики и разбирать
время борьбы за власть уже в 20веке. Таким образом, заинтересовавшись событиями
смутного времени,, дети через презентацию смогут учитывать содержание данной
темы.
Пояснительная записка к уроку "Смутное время".
Данный урок для учащихся 7-го класса, но будет интересна всем любителям русской старины независимо от возраста и характера занятий.
Тема посвящена важным изменениям в истории России, связанным с пресечением династии Рюриковичей. Появление второй династии Романовых изменяет ход ведения истории. Автор предполагает, что по окончании виртуального путешествия, у Вас сложится представление об основных причинах начала Смуты, имена главных претендентов на престол российский. Вы узнаете интереснейшие факты об обычаях и традициях ведении политической борьбы в условиях переворота и перехода верховной власти в конце 16 века.
Идея урока:
Через “погружение в историю” познакомиться с событиями перехода власти в руки самозванцев, затем роль русского народа в защите России и избрании Романовых на престол.
Цель урока: охарактеризовать политическое состояние России после смерти Ивана Грозного, определить причину и последствия Смуты.
Задачи урока:
- Познакомить с понятием “Смута”;
- Познакомить с материалами исследования по причинам Смуты;
- Конкретизировать представление о переходе верховной власти в XVII в.и
приход к
власти Романовых.
Структура урока.
Слайд 1. Начать урок я хочу со слов СМ. Соловьева:
В начале XVII века на государство русское послано было страшное испытание... Династия Рюрикова пресеклась. Началась страшная борьба, в которой новорожденному Московскому государству надлежало, по-видимому, погибнуть...
А что же такое Смута?
Слайд 2. Записываем и расшифровываем термины.
Возмущение Восстание Мятеж Крамола
Общее неповиновение Раздор между властью Гражданская война (т.е. война между
народом в одной стране).
Необходимо определить временные рамки этого события. Предлагаю записать
предполагаемые даты:
Хронологические рамки:
дискуссия о начале – 1584, 1598, 1604 гг.
и завершении – 1612, 1613, 1618 гг.
Слайд 3. Давайте разберемся в причинах Смуты:
- Социально-экономические: тяжелейший хозяйственный кризис (поруха), неурожай и голод начала XVII в., усиление крепостничества, неудовлетворенность дворянства.
- Политические причины: несостоятельность тиранической модели взаимоотношения власти и общества, навязанной Иваном IV, династический кризис, вмешательство Польши и Швеции.
- Духовные причины: расшатывание нравственных и религиозных чувств.
Таким образом, все сферы были охвачены данным событием и причины указывают на это.
Слайд 4–5.
Власти необходимо просчитать, как будет развиваться общество в дальнейшем. Но без наследного царя... Три варианта надо запомнить и записать:
- Воплощение курса на вестернизацию России (Царь Борис и Лжедмитрий I).
- Формирование ограниченной монархии (Василий Шуйский).
- Сохранение крупнейшей на Востоке Европы самодержавной монархии.
Народ также принял участие в решении по данному вопросу и склонялся к следующему варианту:
- К самодержавию как форма политического правления.
- Основу экономики – крепостное право.
- Православие как идеология.
Слайд 6.
Все-таки надо обратить внимание на царей и претендентов стать Государем.
Сразу после смерти Ивана Грозного его второй сын Федор – царь по наследству.
Слайд 7–8.
После смерти бездетного Федора впервые в истории нашего государства Избран царь Борис Годунов. Он брат царицы Ирины...
Слайд 9.
Очень много сделано было для народа, его просвещения царем Борисом, много сил он тратил на правление... Однажды, заболев, он умирает, оставляя наследником 16-летнего сына... Трагична и недолга судьба этого царя
Слайд 10.
Настало время покорить престол иностранным польским интервентам...
Как бы это сделать, чтобы народ поверил?
Помните, после смерти в Угличе царевича и младшего сына Ивана Грозного, ходили
слухи, что спасли отрока...
Эта легенда и послужила причиной появления Лжедмитриев...
Слайд 11.
В 1608 г. настало время Василия Шуйского:
Слайд 12.
Когда свергли Шуйского, пытались навести порядок:
– признанием унии с Речью Посполитой и поэтому призвало на Московский престол
королевича Владислава.
– Установлением военной диктатуры Сигизмунда.
– “Великое посольство” митрополита Филарета и князя В.В. Голицына.
– Первое земское ополчение Прокопия Ляпунова.– народные попытки защитить Россию.
– Семибоярщина – порядок с помощью власти 7 бояр и принятиями законов.
Слайд 13.
В этот момент разразилась самая настоящая Война под предводительством Ивана
Болотникова 1606–1607 гг.
И Движение Лжедмитрия II и его народная поддержка 1608–1610 гг.
Слайд 14.
А также порядок при помощи В. Шуйского против Лжедмитрия II. Шведская
интервенция.
Польская интервенция 1610–1613 гг.
Семибоярщина. 1610–1612 гг. Правительство Российского государства в период
интервенции.
Слайд 15.
Русский народ возьмет на себя самое главное – защиту земли русской! Пока политики делили и боролись за власть. Даты:
1611 г. – Первое ополчение Прокопия Ляпунова. Итог – поражение. 1611-1612 гг. – Второе ополчение К.Минина и Д.Пожарского. Октябрь 1612 г. – освобождение Москвы.
Слайд 16.
Имена лидеров народных ополчений вошли в историю. А два из них известны всем по памятнику на Красной площади.
Слайд 17–18.
Обязательно надо вспомнить и историю об Иване Сусанине. Документ рассказывает о жалованном поручении царя, картина показывает сюжет прощания Ивана Сусанина с семьей.
Слайд 19.
Земский Собор решил из всех претендентов избрать царем русским молодого 16-летнего Михаила Романова. Он был родственником по женской линии царя Ивана грозного.
Слайд 20.
Итак, давайте повторим события через термины:
- Династический кризис-кризис связанный с невозможностью продолжения династии на престоле, это и есть “смута”;
- Гражданская война – война между гражданами страны с целью захвата власти;
- Самозванство– придумывание легенды для претендента на престол; Интервенция – иностранцы в борьбе за власть в чужом государстве;
- Семибоярщина-управление и принятие решений по государственным вопросам семью боярами;
- Народные ополчения -народное войско, патриотизм;
- “Совет всея Земли” – сбор самых уважаемых людей для принятия решений.
Слайд 21.
Смута произошла не случайно, а была обнаружением и развитием давней болезни,
которой прежде страдала Русь...
Эта болезнь окончилась выздоровлением государственного организма...
В смуте шла борьба не только политическая и национальная, но и общественная.
Борьба привела к торжеству оседлых слоев, поддерживавших спасенный ими
государственный порядок.
Такими словами охарактеризовал события С.Ф. Платонов.
Урок на этом заканчивается. Я надеюсь, что эта презентация поможет вам разобраться в событиях Смуты. Подумайте, какие последствия для страны, народа, экономики можно назвать. Это и будет вашим заданием на дом.
Литература и источники для подготовки:
- Родная старина: Отечественная история в рассказах и картинках. Сост. В.Д. Сиповский. – М. Современник, 1994 год.
- Кондратьев И.К. “Седая старина Москвы”, “Памятники архитектуры Москвы”.
- Олеарий А. Описание путешествия в Московию // Россия XVII века. Воспоминания иностранцев.
- Щуцкая Г.К. Палаты бояр Романовых. Москва.2009 год. http://nesusvet.narod.ru/books/domostroy.htm#hll http://www.booksite.rU/enciklopedia/fest/8.jpg http://1584.allrpg.mfo/index.php?kind=5&id=2501
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%B0%D1%80%D0%B8 %D0%B9
- http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=423 http://www.kreml.ru/ru/virtual/exposition/PreciousTableware/cupsWine/