Цель: развитие умения распознавать тип склонения существительного и правильно писать падежные окончания имен существительных
Задачи
Образовательные:
- отрабатывать умение распознавать тип склонения существительного, падеж;
- учить правильно писать нужное падежное окончание имен существительных
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;
- активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию.
Воспитательные:
- прививать интерес к родному языку;
- воспитывать бережное отношение к природе, самостоятельность и развивать навыки сотрудничества;
- создать доброжелательную атмосферу на уроке.
Оборудование и материалы для занятия:
- ноутбук, медиапроектор, экран;
- учебник русского языка;
- презентация
- опорная схема склонений имён существительных;
- карточки со словами-ключами;
- опорная схема алгоритма проверки безударных падежных окончаний имен существительных;
- карточки с разноуровневыми заданиями;
- фишки оранжевого и зеленого цвета на парте каждого ученика.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||
1. Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок, – Анишит Йокоповна и Маша с Мишей приглашают нас и гостей совершить
путешествие по необычному городу. Игровое целеполагание. (Проводится игра “Да и нет”)
|
Начинается урок, он пойдет нам впрок. Запись в тетради числа и классной работы (объясняют орфограмму слов: Декабря, классная работа) (Да – хлопают в ладоши, нет – топают) .
|
||||||||||||||||||||
2. Минутка чистописания. Улица Каллиграфическая. – Какие буквы мы будем сегодня писать, вы должны их отгадать. – Эти буквы обозначают согласный, непарный, звонкий звук и находятся в существительном. (Стол, стучать, мак, жидкий.) Лм (показ на доске) 3. Актуализация знаний. ___Улица Орфографическая. – Запишите словарные слова на букву ЛМ. – Какую помощь вы можете оказать? Тему урока вы назовете сами, используя ключ к разгадке.
Ключ к разгадке
Тема урока (на доске) Чему мы должны научиться на уроке? Лагерь “Склонения”. Упражнение в распознавании слов разных по склонению. – Мы в лагере “Склонения”. Нам надо расселить слова в корпуса по типу
склонения. |
Пишут до середины строки, а остальное дома
Письмо словарных слов ВЗАИМОПРОВЕРКА (оценка соседа) Лес Лес – наше богатство Лес даёт человеку кислород, которым мы дышим. Лес – это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес даёт строительный материал. Лес – прекрасное место отдыха. Леса спасают поля от засухи и очищают воздух.
Правописание падежных окончаний имен существительных
Формулируют задачи урока
1-я гр. Сестра, ходьба, зелень, стена. Комментирование слов и запись в 3 столбика |
||||||||||||||||||||
4. Санаторий “Падежный” . – Сейчас мы пойдем в гости к падежам. Разделимся на три группы по рядам в соответствии с количеством склонений. Внимательно читайте задание и “шаг” за “шагом” выполняйте работу. (Каждой группе предлагается лист-пособие со словами и алгоритм выполнения работы) 1-й ряд – слова 1 склонения – стена, земля, песня Памятка. 1. Просклонять существительные. (Если не знаете, какую букву писать, поставьте знак “?”) 3. Поставить ударение. – Проверим вашу работу |
– окончания существительных 1-го склонения. – окончания существительных 2-го склонения. – окончания существительных 3-го склонения. |
||||||||||||||||||||
5. Физкультминутка.
Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте. Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель. |
|||||||||||||||||||||
6. Учебный центр. Работа по учебнику с.142, упр.140 Улица Правильная. Летучая мышь дает нам подсказку. – Сейчас в поликлинике мы найдем лекарство для нашей орфограммы. Поликлиника. – Какие слова стали бы ключом к решению проблемы написания безударных
падежных окончаний? На слайде эти же слова с безударным окончанием проверяются с помощью опорных слов.
|
– Надо определить склонение, падеж существительного и найти в таблице
окончание.(комментируют свои действия) Дети высказывают свои мнения и приходят к вывод, что безударные окончания проверяются ударными в пределах одного склонения. |
||||||||||||||||||||
7. Алгоритмизация нового знания.
– В какой последовательности мы должны действовать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание? |
Алгоритм: 1. Ставлю существительное в начальную форму и определяю склонение.
|
||||||||||||||||||||
8 .Первичное закрепление.
– А сейчас мы применим новое знание для грамотного написания
безударного окончания. на дуб .., от злост…, в пол.., из бочк.., в озер.., на вол.., в зелен.., у дич... 9.Самостоятельная работа. |
Дети комментируют и записывают слова в столбики.
Диф. работа по карточкам |
||||||||||||||||||||
11. Итог урока.
Итак, наше путешествие подходит к концу. 12. Рефлексия. – А теперь поднимите красные фишки, кто доволен своей работой на
уроке? 13. Оценки с коментированием. |