Падежные окончания имён существительных. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: развитие умения распознавать тип склонения существительного и правильно писать падежные окончания имен существительных

Задачи

Образовательные:

  • отрабатывать умение распознавать тип склонения существительного, падеж;
  • учить правильно писать нужное падежное окончание имен существительных

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;
  • активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию.

Воспитательные:

  • прививать интерес к родному языку;
  • воспитывать бережное отношение к природе, самостоятельность и развивать навыки сотрудничества;
  • создать доброжелательную атмосферу на уроке.

Оборудование и материалы для занятия:

  • ноутбук, медиапроектор, экран;
  • учебник русского языка;
  • презентация
  • опорная схема склонений имён существительных;
  • карточки со словами-ключами;
  • опорная схема алгоритма проверки безударных падежных окончаний имен существительных;
  • карточки с разноуровневыми заданиями;
  • фишки оранжевого и зеленого цвета на парте каждого ученика.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня!
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.

– Анишит Йокоповна и Маша с Мишей приглашают нас и гостей совершить путешествие по необычному городу.
– Чтобы войти в него нам надо ответить на вопросы. Вы готовы?

Игровое целеполагание.

(Проводится игра “Да и нет”)

  • Существительное – это часть речи?
  • Отвечает на вопрос “Кто?” или “Что?”
  • Обозначает признак предмета?
  • Изменяется по падежам?
  • Изменяется по числам?
  • Изменяется по родам?
  • В русском языке пять падежей?
  • Ко второму склонению относятся сущ.м.р.с нулевым окончанием.
  • К первому склонению относятся сущ.ж.р. с нулевым окончанием?

 

 

 

Начинается урок, он пойдет нам впрок.
Будем знания добывать,
Чтоб с успехом применять!

Запись в тетради числа и классной работы (объясняют орфограмму слов:

Декабря, классная работа)

(Да – хлопают в ладоши, нет – топают)

.

 

 

 

 

2. Минутка чистописания.
Улица Каллиграфическая.

– Какие буквы мы будем сегодня писать, вы должны их отгадать.
– Эти буквы обозначают согласный, непарный, звонкий звук и находятся в существительном.
(Стол, стучать, мак, жидкий.)

Лм (показ на доске)

3. Актуализация знаний.

___Улица Орфографическая.

– Запишите словарные слова на букву ЛМ.
– Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Кто скажет ?
– Какое слово спряталось в слове ЛЕСТНИЦА
– Запишите предложение
– Объясните смысл предложения.

– Какую помощь вы можете оказать?

Тему урока вы назовете сами, используя ключ к разгадке.

  а б в г
1 ний пра окон имен
2 ча вопи падеж витель
3 сущест свние   ных

Ключ к разгадке

  1. 1б 2б 3б
  2. 2в 3г
  3. 1в2а 1а
  4. 3а2г3г

Тема урока (на доске)

Чему мы должны научиться на уроке?
Каждой группе даны слова, вы должны посовещаться и найти “ лишнее” слово по какому-то признаку.

Лагерь “Склонения”.

Упражнение в распознавании слов разных по склонению.

– Мы в лагере “Склонения”. Нам надо расселить слова в корпуса по типу склонения.
В окно, у сосны, в тиши, на дне, в стране, на цепи, у коня, в глуши, с Ильёй.

Пишут до середины строки, а остальное дома

 

Письмо словарных слов

ВЗАИМОПРОВЕРКА (оценка соседа)

Лес

Лес – наше богатство

Лес даёт человеку кислород, которым мы дышим. Лес – это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес даёт строительный материал. Лес – прекрасное место отдыха. Леса спасают поля от засухи и очищают воздух.

 

Правописание падежных окончаний имен существительных

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют задачи урока

 

 

1-я гр. Сестра, ходьба, зелень, стена.
2-я гр. Стекло, ковёр, светильник, земля.
3-ягр. Площадь, цепочка, метель, лошадь.
4-я гр. Степь, книга, печь, речь

Комментирование слов и запись в 3 столбика

4. Санаторий “Падежный” .

– Сейчас мы пойдем в гости к падежам.

Разделимся на три группы по рядам в соответствии с количеством склонений. Внимательно читайте задание и “шаг” за “шагом” выполняйте работу.

(Каждой группе предлагается лист-пособие со словами и алгоритм выполнения работы)

1-й ряд слова 1 склонения – стена, земля, песня
2-й рядслова 2 склонения – стол, окно ,брат
3-й ряд слова 3 склонения – рожь, степь, осень

Памятка.

1. Просклонять существительные.
2. Выделить окончания.

(Если не знаете, какую букву писать, поставьте знак “?”)

3. Поставить ударение.

– Проверим вашу работу

–  окончания существительных 1-го склонения.

– окончания существительных  2-го склонения.

– окончания существительных 3-го склонения.

5. Физкультминутка.

Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.

Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

6. Учебный центр.

Работа по учебнику с.142, упр.140

Улица Правильная. Летучая мышь дает нам подсказку.
– Что надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания имен существительных?
– Это первый способ проверки написания этой орфограммы
– А чтобы найти второй способ, нам надо побывать в роли исследователей..
– Кто такие исследователи?
– Мы будем исследовать слова и попробуем сделать открытие.
Вы выполняли работу в группах.
В каких словах окончание не вызвало затруднений? Почему?
– В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? Почему?

– Сейчас в поликлинике мы найдем лекарство для нашей орфограммы.

Поликлиника.

– Какие слова стали бы ключом к решению проблемы написания безударных падежных окончаний?
– Это опорные слова для определения безударного падежного окончания имени существительного – второй способ.
– Давайте применим это знание на наших словах.

На слайде эти же слова с безударным окончанием проверяются с помощью опорных слов.

 

 

– Надо определить склонение, падеж существительного и найти в таблице окончание.(комментируют свои действия)
– это люди, которые проводят опыты с предметами и делают разные открытия.
– стена, земля, стол, окно, рожь, степь. В этих словах окончание ударное, мы ясно слышим звук.
песня, брат, осень. Эти слова с безударными окончаниями, звук может не соответствовать букве.

Дети высказывают свои мнения и приходят к вывод, что безударные окончания проверяются ударными в пределах одного склонения.

7. Алгоритмизация нового знания.

– В какой последовательности мы должны действовать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание?

Алгоритм:

1. Ставлю существительное в начальную форму и определяю склонение.
2. Подбираю слово-помощник и ставлю его в ту же форму.
3. Пишу такое же окончание, как у слова – помощника.
4. Проверяю, обозначаю орфограмму графически.

 8 .Первичное закрепление.

– А сейчас мы применим новое знание для грамотного написания безударного окончания.
– Вот улица Существительная.
Здесь гостят Маша и Миша.
Туда, где Маша мы поселим слова с окончанием – е,
а туда, где Миша – слова с окончанием – и.

на дуб .., от злост…, в пол.., из бочк.., в озер.., на вол.., в зелен.., у дич...

9.Самостоятельная работа.
Это Фабрика слов.
Карточки с окошками
Вставить нужное окончание

Дети комментируют и записывают слова в столбики.

 

 

 

 

 

 

Диф. работа по карточкам

11. Итог урока.

Итак, наше путешествие подходит к концу.
– Чему учились на уроке?
– Как надо действовать, чтобы не ошибиться в правописании безударных падежных окончаний?
– На память от себя я хочу подарить вам ключики(ключики с опорными словами и памятка с алгоритмом) С их помощью вы сможете открыть дверь в безударные окончания имён существительных.

12. Рефлексия.

– А теперь поднимите красные фишки, кто доволен своей работой на уроке?
– Жёлтые фишки, кто не совсем доволен и мог бы работать лучше.
– Зелёные фишки, кто не доволен.

13. Оценки с коментированием.