Задачи урока:
- Начать формирование знаний об особенностях Мирового океана, его частей;
- Сформировать понятия “океан”, “море”, “залив”, “пролив”;
- Сформировать представления о типах морей;
- Продолжить формирование умения определения географического положения и глубины морей, проливов.
- Продолжить формирование географических умений: читать и понимать географическую карту;
- Продолжить развитие общеучебных умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры; развивать любознательность и познавательный интерес, творческие способности учащихся;
- Продолжить формирование эмоционально-ценностного и эстетического отношения к водной оболочке Земли на основе понимания ее исключительного значения для всех обитателей планеты, экологической культуры, воспитание бережного отношения к использованию воды, эстетическое воспитание на примерах красоты и гармонии водных просторов.
Цель урока:
- Познакомить учащихся с Мировым океаном и его основными частями;
- Познакомить с новыми понятиями, терминами и новыми географическими объектами;
- Продолжить формирование представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве;
- Продолжить формировать умение работать с географической картой.
Планируемый результат:
Учащиеся должны:
– знать/понимать определения основных понятий темы; части Мирового океана;
– уметь называть и показывать на карте части Мирового океана; сравнивать размеры океанов; определять по карте границы океанов и принадлежность морей к бассейнам океанов; характеризовать географическое положение и глубины океанов, морей и проливов; приводить с помощью карты примеры внутренних и окраинных морей; объяснять условность границ между океанами.
Основные термины и понятия:
Мировой океан, океан, море, залив, пролив, окраинное и внутреннее море.
Средства обучения:
Физические карты полушарий и океанов, атлас, контурная карта, презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Организация урока.
- Приветствие класса.
- Просмотр видеофрагмента “Голубая планета”. (Cлайд 1)
– Посмотрев фрагмент, ответьте: какая оболочка
нашей планеты представлена и какая ее часть?
– Посмотрев на карту, мы увидим, что океаны и моря
соединены между собой. (Cлайд 2)
– Как вы думаете, почему все океаны и моря
объединили в одно название – Мировой океан?
– Значит, какая тема урока? (Запись темы в тетрадь
и на доске (Cлайд 3)
– Цели урока. (Cлайд 4)
– Кто из мореплавателей первым совершил
кругосветное путешествие и доказал
шарообразность Земли? (Ф.Магеллан)
– Послушайте загадку и определите о какой части
гидросферы идет речь. (Cлайд 6)
В сто морей тот великан,
Он зовется …………(океан)
Записать в тетрадь – океан.
– Сколько океанов располагается на нашей планете?
– Назовите их. (Cлайд 7-12)
– Какие же границы имеет океан?
Условный знак границы – карта океанов в атласе стр.18
– Как же следует правильно показывать границы океанов:
а) назвать океан;
б) показывать и говорить о том, между какими
материками находится;
в) с какими другими океанами и в какой своей части
соединяются;
г) указку вести вдоль берега океана и возвратить
в то место, откуда был начат показ.
– В южном полушарии границы океанов условно проведены по меридианам от крайних южных точек Африки, Ю.Америки, о.Тасмания к Антарктиде. Границы совпадают с берегами материков и островов.
Сначала показывает учитель, затем учащийся.
– Что разъединяет океаны? (материки и острова)
– Так что же мы будем называть океаном? Попробуйте сформулировать определение. (Cлайд 13)
– Запишем определение в наш словарик (на полях).
– Самый большой, холодный, солёный океан. (Cлайд 14)
– Посмотрев на карту и прослушав следующую загадку – определите о какой части гидросферы идет речь. (Cлайд 18)
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Море)
Записали в тетрадь – море.
– Назовите моря, известные вам. (Cлайд 19-39)
– Море соединено с океаном и в то же время, отделено от него полуостровами, островами, подводными поднятиями.
– Как правильно показать море на карте: (Cлайд 19)
а) указка должна вестись по береговой линии – границы вдоль воды и суши;
б) называются и показываются встречающиеся острова и проливы, соединяющие море с океаном.
Показывает учитель, затем учащийся.
– Что же мы будем называть морем? Попробуйте сформулировать определение. (Cлайд 40)
– Запишем определение в словарик.
– Море – часть океана; частью какого океана является: (Cлайд 19)
а) Средиземное море?
б) Берингово море?
в) Черное море?
– В чем различие в расположении морей?
– Какие виды морей можно выделить? (Cлайд 41-43)
– Внутренние и окраинные моря. Почему? Объясните их название.
– Схему в тетрадь записать.
– Приведите примеры морей. (Cлайд 42-43)
– Самые глубокие моря, самые крупные. Назвать и показать на карте. (Cлайд 44-46)
– “море без берегов” (Cлайд 47)
– В Мировом океане кроме крупных его частей (назвать их) – океанов и морей, различают еще. Какие?
– Внимательно, посмотрев на карту, и прослушав, загадку определите: (Cлайд 48)
Он у моря – как язык,
Он берега лизать привык,
И пляж в часы
Он вылизал на диво. (Залив)
Записать в тетрадь – залив.
– Назовите известные вам заливы. (Cлайд 49-55)
– По свойствам воды, течениям, живущим в них организмам заливы обычно мало отличаются от океана.
– Что же мы будем называть заливом? Сформулируйте определение. (Cлайд 56)
– Запишем его в наш словарик.
– Самый крупный залив? (Cлайд 57)
– А какая часть гидросферы соединяет океаны и моря в единое целое, а вот материки и острова разъединяет?
На этот вопрос вам поможет ответить следующая загадка: (Cлайд 59)
Он ведет из моря в море
Он не широк – всего верста,
И в нем, как в школьном коридоре,
И шум, и звон, и теснота. (Пролив)
Записать в тетрадь – пролив.
– Назовите известные вам проливы. (Cлайд 60-69)
– Пролив Дрейка, Берингов – какие океаны соединяет? Какие материки разъединяет?
– А по размерам проливы отличаются?
– Найдите Берингов, Гибралтарский проливы.
Какое заключение можно сделать о форме и размерах проливов?
– Сформулируйте определение. (Cлайд 70)
– Запишем его в наш словарик.
– Самый широкий, самый узкий пролив. (Cлайд 71-73)
– Подведем итог: (Cлайд 74)
– Какие части гидросферы мы с вами узнали? Назовите их.
– Какой океан омывает все материки?
– Назовите цветные моря.
– Какое море омывает три части света?
– Какой залив расположен между полуостровами Индостан и Индокитай?
– Какой пролив разъединяет материки Евразия и Северная Америка?
– Познакомившись с частями Мирового океана мы с вами говорили о том, что каждый объект имеет свой адрес, свое местоположение. (Cлайд 75)
Для закрепления данной темы перейдем к практической части и на примере моря определим его географическое положение.
– План определения географического положения запишите в тетради.
(Учебник стр.73 табл.4)
– Сначала вместе Средиземное море, а затем по вариантам:
1вар.– Карибское море;
2вар.– Баренцево море;
3вар.– Охотское море;
4вар.– Черное море;
5вар.– Аравийское море;
6вар.– Берингово море.
– Запишем домашнее задание параграф 24, на контурной карте отметить части Мирового океана (напомнить правильность оформления и надпись объектов).