Цели урока:
- Показать применение масштаба в математическом и географическом смысле.
- Совершенствовать навыки применения масштаба для определения расстояния на карте.
- Развивать логическое мышление, умение выделять главное, сравнивать и обобщать.
- Воспитывать интерес учащихся к математике и географии, культуру речи.
Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.
Оборудование: географический атлас для 6 класса, мультимедийный проектор, презентация к уроку (Приложение).
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами повторим пройденные темы по математике и географии, убедимся в том, что они тесно связаны между собой, в процессе работы будем помогать друг другу в различных ситуациях. Мы отправляемся в путешествие к историческим памятникам, которые находятся в разных странах Мира, вы увидите, что не зря эти достопримечательности называют “Чудесами Света”.
II. Актуализация знаний.
В географии главным помощником в путешествии является карта.
– Что такое географическая карта?
Географическая карта – это плоское, сильно уменьшенное изображение больших частей земной поверхности при помощи условных знаков.
– Как при помощи карты узнать расстояние на местности?
– Что такое масштаб?
Масштаб – это отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.
Слово “Масштаб” пришло из немецкого языка “мас” – мера, “штаб” – размер, что уже говорит о связи с математикой, это слово хорошо прижилось в нашей речи.
– Какие виды масштаба вы знаете?
Масштаб – это дробь, у которой числитель 1, а знаменатель число, указывающее во сколько раз расстояние на плане меньше чем на местности.
1
10 000
III. Практическая часть урока.
Мы вспомнили, что такое карта, масштаб, как определять расстояния при помощи масштаба, теперь можно отправляться в путешествие.
Для начала запишем в тетради число, классная работа.
Отправной точкой путешествия будет небольшой городок России, расположенный на берегу реки Урал, главная достопримечательность которого – собор на горе Преображенская.
– О каком городе идет речь? (Орск)
– Первую остановку нам предстоит совершить в удивительной стране – индии, ее столице Дели. Недалеко от Дели расположен город Агра. В этом городе построено одно из красивейших сооружений в мире – сверкающий ослепительной белизной мавзолей Тадж-Махал, построенный в 1630 – 1653 годах. Тадж-Махал был возведен по заказу правителя империи Великих Монголов султана Шах-Джахана в память о его любимой жене – Мумтаз-Махал.
Задание №1.
По карте определите расстояние между городами Орском и Дели.
Масштаб карты 1 : 100 000 000.
3 * 1 000 = 3 000 (км) – расстояние между городами.
– Далее наш путь лежит на северо-восток в Китай. На границе Китая и Монголии есть самое большое сооружение человека всех времен – Великая Китайская стена. Ее начали строить в III веке до н.э. Стена должна была защищать китайскую империю от внешних врагов.
В 221 г. до н.э. первый император династии Цинь Шинуахнди объединил разрозненные мелкие государства. Вскоре он решил создать сплошную стену вдоль всей границы Китая. Длина стены более 6 тыс. км, высота стен составляет 3 м, ширина – около 4 м у основания и 2,5 м наверху.
Задание №2.
Расстояние от города Дели до Великой Китайской стены на карте составляет 3 см 4мм. Масштаб карты 1 : 100 000 000. Определите расстояние на местности составив пропорцию.
3,4 : Х = 1 : 100 000 000
Х = (3,4 * 100 000 000) / 1
Х = 340 000 000 (см)
340 000 000 см = 3 400 км
– Следующая остановка Япония – островная страна. Национальным достоянием этой страны является замок Химедзи. Этот замок хорошо укрепленная военная крепость. Был построен в 1346г., а в 1609 г. значительно расширен, т.е. надстроен. Его никогда не штурмовали и не осаждали, он выдержал несколько землетрясений и тайфунов.
Задание № 3.
В эту страну предстоит лететь на самолете. Полет из Китая в Японию длился 10,5 часов. Самолет летел со скоростью 200 км/ч. Каково расстояние между точками назначения?
10,5 * 200 = 2 100 (км)
Расстояние между Китаем и Японией 2 100 км.
– Путешествие продолжается, нам предстоит пересечь Тихий океан, чтобы попасть в город инков Мачу-Пикчу, расположенном на вершине горной цепи Перуанских Анд. Город –крепость Мачу-Пикчу построен на высоте 2 450 м над уровнем моря. Вокруг поднимаются вершины горной цепи. Окружающий пейзаж настолько величествен, что поражает воображение. Почему он был построен в этом уединенном и недоступном месте? Почему жители покинули его? Никто не может с уверенностью ответить на эти вопросы.
– А теперь нам предстоит лететь через Атлантику во Францию. В столице Франции городе Париже мы посетим собор Парижской Богоматери – одно из самых древних и прекрасных готических сооружений. Его начали строить в 1163 г., а закончили почти век спустя. Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний и императорских коронаций. Собор Парижской Богоматери – это духовное и географическое “сердце” Парижа.
Задание № 4.
Расстояние между Перу и Францией 10 200 км. Изобразите отрезком расстояние в тетради в масштабе 1 : 100 000 000.
10 200 км = 1 020 000 000 см
х : 1 020 000 000= 1 :100 000 000
х = 1 020 000 000: 100 000 000 = 10,2
Вычерчивается отрезок длиной 10,2 см
– Из Парижа на скоростном поезде едем в Италию город Пизу.
Задание № 5.
Поезд из Парижа в итальянский город Пиза мчится со скоростью 120 км/ч. Как долго в пути мы будем находиться, если расстояние от Парижа до города Пизы на карте 4,2 см. Масштаб карты 1 : 20 000 000.
4,2 : х = 1 : 20 000 000
х = 4,2 * 20 000 000 = 84 000 000
84 000 000 см = 840 км
840 : 120 = 7
Ответ: 7 часов
– Чем знаменит итальянский город Пиза?
Колокольню, или кампанилу, романского собора Санта-Мария Ассунта в г. Пиза называют Падающей башней. Она возвышается на “Площади чудес”. Пизанская башня достигает высоты 55 м, в ней 8 ярусов, винтовая лестница из 294 ступеней. Первым архитектором считается Боннано Пизано. Он начал строительство в 1174 году. Круглая в плане башня, выполненная из камня и мрамора, вызывает восхищение своими грандиозными размерами, ажурностью и ощущением “эффекта падения”. Падающая башня – одно самых из известных архитектурных сооружений.
– Наше путешествие подходит к завершению. Город, в который отправляемся, является столицей самой большой страны мира.
– О каком городе и какой стране идет речь? (Россия, город Москва)
– Назовите достопримечательности города Москвы.
Московский Кремль, древний “град”, возвышающийся в центре столицы России, поражает воображение блеском десятков золоченых куполов своих церквей, соборов и дворцов, окруженных красной кирпичной стеной. Самые красивые кремлевские сооружения были построены в конце XV – начале XVIв. Их возводили по повелению великого князя московского Ивана III, чтобы Москва поражала иноземцев своим великолепием. Московский Кремль – символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшая сокровищница исторических реликвий, памятников культуры и искусства.
IV. Итог урока.
Урок наш подошел к концу и путешествие тоже. Нам предстоит отправиться в наш родной город. Во время путешествия мы вспомнили что показывает масштаб, основные виды масштаба, применяли понятие масштаб при решении практических задач. Познакомились с удивительными творениями человека. Люди, оставившие потомкам такие чудеса, достойны всяких похвал, огромное им спасибо! Эти люди были не только талантливыми мастерами, но и математиками, архитекторами. Они смогли возвести сооружения, которые простояли не одно столетие. Это выдающиеся мастера. Об умном человеке говорят: “Масштабно мыслит!” Будем этому следовать!
V. Домашнее задание.
Построить план своей комнаты, масштаб выбрать самостоятельно.