Авторская индивидуальность Геннадия Цыферова

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Вид урока: комбинированный.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Технология: проблемное обучение.

Методы: исследовательский, частично-поисковый.

Система обучения: система “Школа-2100”.

Цели: способствовать общему развитию учащихся через решения следующих задач:

Образовательные.

  • Приобщение детей к искусству, развитие художественного вкуса, развитие любви и интереса к чтению.
  • Формирование умения анализировать произведения с точки зрения работы над языковыми средствами, настроением произведения, и самого автора.
  • Формирование творческого воображения через умение представлять картины, изображаемые автором.

Развивающие.

  • Развитие эмоциональной сферы детей через работу с авторским произведением.
  • Развитие воображения через умение обосновывать свою точку зрения.

Воспитательные.

  • Воспитание норм нравственности через определение проблемы, поставленной в художественном произведении.
  • Воспитание эмоционально развитого читателя.
  • Приобщение детей к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания.

Ход урока

1. Организационный этап.

Эмоциональный настрой. Беседа.

Можете ли вы поделиться своими ощущениями настроения?

Когда у вас бывает хорошее настроение? От чего оно зависит?

Кто улыбается чаще взрослые или дети? Почему?

Может ли, сказанное кем-либо, слово повлиять на ваше настроение?

2. Мобилизующий этап.

Действительно, сказанное слово очень сильно влияет на наше настроение. Тон играет исключительную роль в устной речи. Он отражает самые разнообразные чувства. Какие?

Радость и горе, веселье и печаль, ласка и грубость, похвала и порицание.

Тон: убеждающий, уверенный, приказывающий, просительный, радостный, грустный, суровый, ласковый. (Слайд 1)

Я предлагаю вам прочитать отрывок из одного произведения. Возьмите карточку №1.

Приложение 1.

(Слайд 2)

№1

Раньше в лесу было просто жарко. Раньше в лесу просто говорили: а, как жарко! А теперь в лесу было очень жарко, и все вздыхали: о-о-о-о, как жарко; у-у-у-у, как жарко; а-а-а-а, как жарко.

А я молчал. Мне было обидно. О-о-о-о, как обидно; у-у-у-у, как обидно; э-э-э-э, как обидно.

Какой тон вы будете использовать при чтении? Будет ли он изменяться по мере прочтения текста? Громкость?

Дети выполняют задание.

Какой приём использует автор? Каким вам представился этот человек?

Кому принадлежат эти слова? Чей это монолог?

Узнали ли вы героя? (Слайд 3)

А автора этого произведения?

Что вы знаете о нём?

Сообщение задач урока.

Мне хочется, чтобы сегодня на уроке вы вновь открыли для себя имя замечательного детского писателя Геннадия Цыферова. И ответили на главный вопрос: в чём авторская индивидуальность этого писателя. Раскрыли тайну его индивидуальности.

3. Работа с текстом (распространение предложений). “Реставрация”.

Когда мы с вами читаем какой-то текст, то не слышим голос автора, но можем определить его настроение, отношение к героям и их поступкам. Что нам в этом помогает?

Возьмите карточку №2. (Слайд 4)

№2

Но однажды _________ ветер размотал __________ клубочек. На пути, где ходило солнышко, от __________ холмов до __________ речки, протянулась ___________ радуга.

Взглянул цыплёнок на радугу и улыбнулся: да ведь солнышко совсем не ____________ . Оно ____________ .

Но однажды озорной ветер размотал золотой клубочек. На пути, где ходило солнышко, от зелёных холмов до синей речки, протянулась разноцветная радуга.

Взглянул цыплёнок на радугу и улыбнулся: да ведь солнышко совсем не жёлтое. Оно разноцветное.

Что необычного вы видите?

Я предлагаю вам отреставрировать текст и рисунок. Какая часть речи поможет?

Я подскажу: слова, обозначающие признаки предметов, а именно - цвет.

А ещё какие средства вам понадобятся?

Работа в парах.

А теперь сравните свою работу с оригиналом. (Слайд 5)

Какие средства художественной выразительности применил Цыферов?

Какие качества Цыферова вы для себя открыли?

4. Творческое проектирование. Работа в группах.

Обычно все дети очень любят фантазировать. А вы?

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите устойчивое выражение: смех сквозь слёзы. Я даю вам время пофантазировать. Это может быть миниатюра, инсценировка или что-то иное.

Самостоятельная работа.

Представление своих работ.

А вот, что об этом думает Геннадий Цыферов. Чтение отрывка из сказки “Как цыплёнок встретил гусёнка”.

Съел цыплёнок одну клюквинку и не вырос. Съел другую – тоже самое. Заплакал цыплёнок, и от слёз у него покраснели глазки. Все смотрели на цыплёнка и не могли понять, что с ним. Если глазки покраснели от того, что он съел красную клюквинку, - это смешно. Если от того, что он плакал – это уже грустно. Никто не мог ничего понять. И сам цыплёнок тоже. Весь день он смеялся и весь день плакал. Взрослые говорят: это смех сквозь слёзы.

Каким вы видите его сейчас?

К какому жанру относятся эти произведения?

5. Работа с текстом.

Ребята, сейчас я предлагаю вам поразмышлять. Людей размышляющих о жизни называют…(философами). Давайте и мы с вами на несколько минут превратимся в философов. Вам нужно подумать и написать такие вопросы к тексту №3, которые затронули какие-то чувства в вашей душе. Постарайтесь понять, о чём важном хочет рассказать вам Г. Цыферов?

№3

А однажды я влюбился в старинного человека, который сказал так:

- Ветер вернулся, чтобы погасить последнюю свечу.

Хорошее слово – “вернулся”. Например, солнышко не взошло, а вернулось.

Вернулось к тебе, значит, оно доброе.

И звёзды тоже добрые. Всякий раз они возвращаются на небо.

Нет, это не сказка.

Просто я хочу, чтобы ты любил людей и думал о них.

Когда думаешь о человеке, он как бы вновь возвращается к тебе. Входит в твою комнату, садится за стол, говорит с тобой.

Так вернулись ко мне эти старинные люди.

Так думай же всегда хоть немного о людях.

И пусть всегда твои друзья и знакомые будут с тобой.

(Работа в парах)

Каким вам представился Г. Цыферов теперь? (Слайд 6)

6. Итог урока.

В чём авторская индивидуальность Г. Цыферова?

Каким чувством наполнились ваши сердца от слов Г. Цыферова?

Мне остаётся пожелать всем вам, чтобы вы любили людей и думали о них. И пусть всегда ваши друзья и знакомые будут с вами. (Слайд 7)