Невозможно себе представить сказочный мир без сказок Г.Х.Андерсена. Насколько проникновенны его сказки. С детства читаешь его сказки. Перечитываешь их со своими детьми. Изучаешь с учащимися в школе. Каждый раз новые впечатления, новые раздумья. Удивительное смешение забавного и серьезного, смешного и печального, обыденного и чудесного составляет особенность стиля Андерсена, человека огромной душевной щедрости, писателя подлинно демократического по строю мыслей и чувств. “В первом выпуске, — писал он в автобиографии,— находились сказки, слышанные мною в детстве; я же только записал их”. Но в действительности дело не ограничивалось простой записью. Андерсен преобразовывал и заимствованные сюжеты, подчиняя их собственной творческой манере. Сам Андерсен говорил о мире своих сказок следующее: “Сказочная поэзия – это самая широкая область поэзии, она простирается от кровавых могил древности до разноцветных картинок простодушной детской легенды, вбирает в себя народную литературу и художественные произведения, она для меня представительница всякой поэзии, и тот, кто ею овладел, может вложить в нее и трагическое, и комическое, и наивное, и иронию, и юмор, к услугам его и струны лиры, и лепет ребенка, и речь естествоиспытателя”.
Цели:
- Познакомить детей с творчеством Г.Х.Андерсена;
- Развивать навык чтения, развивать память, словарный запас детей.
- Воспитывать интерес к зарубежной литературе.
- Воспитывать в детях чувство доброты, умение прощать и сострадать.
- Учить видеть и ценить прекрасное
Оборудование:
- экран, компьютер, мультимедийный проектор;
- выставка книг Г. Х. Андерсена.
Оформление доски:
Эпиграф
В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берёт мой мир своё начало:
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя.
Г. Х. Андерсен.
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд 2, 3)
- Приветствие.
- Тема и цели урока.
2. Биография Г.Х.Андерсена. (Слайд 6)
Посмотрите на портрет Г.Х.Андерсена.
Портрет Х.С. Андерсена, написан в 1846 г., автор — художник Кристиан Альбрехт Дженсен (1792-1870). Картина находится в Дании.
Портрет был выставлен в октябре 1836 года и Андерсен писал своей приятельнице Генриетте Ганк: “Дамы расселись с бинокулярами вокруг на креслах и рассматривали поэта, который там выглядел весьма похожим на гения. Меня нашли прекрасным”.
Андерсен родился в маленьком датском городке Оденсе в семье бедного сапожника и прачки. В доме его родителей часто не бывало хлеба, но всегда были книги. Одаренность мальчика окружающие заметили рано. Уже в четыре года Ганс научился читать, а побывав на Рождество в театре, начал сочинять пьесы и стихи.
Из-за отсутствия денег он не смог попасть в городскую школу и стал учиться в школе для бедных, где учили только письму, арифметике и закону божьему. После смерти отца в 1816 году Гансу пришлось зарабатывать на жизнь уроками. В 1819 году четырнадцатилетний Андерсен скопил немного денег и отправился на поиски своей судьбы в Копенгаген, столицу Дании.
Здесь он экстерном сдал при Копенгагенском университете экзамен на звание учителя.
Должность позволила молодому писателю избавиться от нужды и резко изменила жизнь.
Он стал много писать.
В 1838 году Андерсен публикует свой первый сборник, в который вошли ставшие всемирно известными сказки – “Огниво”, “Русалочка”, “Принцесса на горошине”, “Соловей”, “Новое платье короля”. С тех пор новые сборники его сказок стали выходить регулярно.
Хотя Андерсен написал множество прекрасных произведений (собрание его сочинений составляет восемь объемистых томов), в мировую литературу он вошел именно как писатель - сказочник”.
Обобщение учителя:
Это интересно. (Слайд 7)
- В честь дня рождения Г.Х.Андерсена – 2 апреля – проводится Международный день детской книги.
- В 1958 году учреждена Международная Золотая медаль Г.Х. Андерсена, которая присуждается лучшему современному автору раз в два года.
- В 1975 году, в год 170-летия со дня рождения и 100-летия со дня смерти сказочника по призыву Всемирного Совета Мира был объявлен годом Андерсена.
- Под Ленинградом выстроен детский игровой комплекс – “Андерсенград”.
- Международную золотую медаль Г.Х. Андерсена в 1976 году получила выдающаяся советская художница Т.А. Маврина за иллюстрации к сказкам Пушкина.
3. Просмотр отрывка из сказки “Дюймовочка. (Слайд 8)
Ребята, посмотрите отрывое и скажите из какой он сказки?
Дикие тюльпаны испокон веков были одним из
самых изысканных украшений пустынь, степей и
полупустынь. В былые, более благоприятные
времена, весной они полностью окутывали склоны
степных холмов яркими, праздничными покровами.
Среди диких тюльпанов попадаются желтые, белые,
розовые, фиолетовые, бордовые, но все же
преобладающим цветом является красный.
Интересно, что насекомые-опылители не видят
красный цвет. Для них важна не окраска цветов, а
то количество ультрафиолетовых лучей, которое
они отражают. (Шинкаренко, 2002).
Зато красный тюльпан стал источником
многочисленных легенд и сказок. Первое
упоминание о нем пришло из Персии. Многие поэты
воспевали или упоминали в своих творениях этот
чудесный цветок. Поэт Шамсиддин Мухаммад Хафиз
писал, что с тюльпаном не могут сравниться ни
стройный кипарис, ни красавица роза. И именно
этот цветок использовал Андерсен в сказке
“Дюймовочка”: “… женщина пошла домой, посадила
ячменное зерно в цветочный горшок, и вдруг из
него вырос чудесный цветок вроде тюльпана, но
лепестки его были еще плотно сжаты, точно у
нераспустившегося бутона..” Можно сказать, что
именно тюльпан подарил жизнь прекрасной
маленькой девочке Дюймовочке, как в природе
цветы дарят жизнь насекомым, например, без
сладкого нектара невозможна жизнь ни одной
бабочки.
4. Физкультминутка. (Слайд 9)
Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться)
5. Работа с текстом.
Выборочное чтение. (Слайд 11)
- Какое зерно дала старая колдунья бедной бездетной женщине?
- Что выросло из ячменного зёрнышка?
- Отчего цветок распустился?
- Какого роста была девочка в цветке?
- Что служило колыбелькою для Дюймовочки?
- Кто похитил Дюймовочку из дома?
- У кого перезимовала Дюймовочка?
- Как попала девочка к кроту?
- Кто помог Дюймовочке сбежать от крота?
- За кого Дюймовочка вышла замуж?
6. Итоговые вопросы. (Слайд 12)
- Какие чувства вызвала у вас сказка?
- Чему можно учиться у Дюймовочки?
- Как вы понимаете выражение “человек с большим сердцем”?
- Можно ли это сказать о Дюймовочке и почему?
7. Заключение. (Слайд 13)
8. Итог урока. (Слайд 14)
9. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к сказке.
Литература.
- К. Паустовский. "Великий сказочник".
Интернет-ресурсы:
- www.freesoch.com/sochineniya.../andersen-gkh (использованы отрывки из сочинений).
- bibnout.ru/andersen/p229aa1.html (портрет Г.Х. Андерсена).
- ps.1sept.ru (урок физики: начало и конец урока “Мордашки”).