Задачи урока: познакомиться с детьми, помочь детям осознать себя в новом статусе школьника, дать начальные представления о Родине, России, её современной государственной символике; познакомить с некоторыми школьными правилами и правилами безопасности, развивать речь и любознательность; воспитывать уважение к своей стране, краю и позитивное эмоциональное отношение к школе и обучению.
Оборудование:
- Таблички с названиями, складывающиеся в адрес класса;
- Рисунок с изображением Маши и Миши (сквозных героев учебников программы «Перспективная начальная школа»);
- Рисунок Солнышка;
- Трафареты цветов;
- Наборы цветных карандашей (у каждого ребёнка).
- Мультимедийный проектор, экран.
После общешкольной линейки дети входят в свой кабинет и садятся за парты. В классе остаются представители родительского комитета.
Ход урока
- Ребята, я рада видеть всех вас в этом кабинете. (Представляюсь.) Кто заметил номер кабинета?
На доске появляется табличка: «кабинет №..».
- Кабинет целое лето ждал вас, помылся, принарядился, а сейчас очень волнуется и даже немного боится. Подумайте, как вы можете успокоить наш кабинет?
(Дети обещают бережно относиться к мебели, стенам, к цветам.)
- Вы теперь ученики. А в каком классе вы будете учиться?
Над первой табличкой появляется – «1-б класс».
Как называется здание, в котором находиться наш класс?
Над второй табличкой появляется третья: «гимназия _ ».
- Закройте ладошками глаза. Представьте звёздное небо. Среди множества звёзд есть и наша. Откройте глаза. Слайд 1.
- Это наше Солнышко. Оно крепко держит вокруг себя планеты, и все вместе они называются галактикой. Слайд 2.
- А раз главное тут Солнце, значит, как называется галактика?
На доске появляется табличка: «Солнечная галактика».
- Тут живёт и наша планета. Как она называется? Слайд 3.
На доске появляется табличка: «Земля».
- В чем главное отличие Земли от других планет Солнечной галактики? (На ней есть жизнь.)
- Кто и что живёт на нашей планете? (Люди, животные и растения.)
- Земля – наш общий дом, а свой дом принято беречь и защищать.
- От чего же надо защищать Землю? (От войн, пожаров, болезней, загрязнения, голода.)
- Как же надо беречь наш космический дом? Дети высказывают свои соображения. Все вместе вспоминаем события прошедшего лета.
- Каждый человек имеет своё место на Земле. Как обычно называют его люди? (Родина.)
- От какого слова произошло слово «родина»? (Род.)
- Люди одного рода – родственники, родные. А как называют маму и папу? (Родители.)
- Какие ещё слова с частью «род» вы можете назвать? (Родня, родился, народ.)
- Значит, Родина – это то место на Земле, где ты родился, где живут твои родители, твой род, твой народ.
- Как называют наш народ? (Россияне.)
- Почему - россияне?
- Наша Россия – большая и красивая страна, а её полное имя – Российская Федерация.
На доске появляется табличка: «Российская Федерация».
- А сейчас будьте внимательны. Вам надо будет выполнить очень трудную задачу: молча дать ответ на мой вопрос так, чтобы я ничего не слышала, но поняла ответ каждого из вас.
- Кто хотел бы отправиться в путешествие по нашей прекрасной стране?
Дети понимают руки.
- Молодцы! Вы выполнили сразу два школьных правила. Кто их прочтёт?
Появляются плакаты «Подними руку, если хочешь ответить на вопрос или о чём-то спросить», «Не кричи с места, даже если знаешь правильный ответ». Слайды 4, 5 .
Физкультминутка.
- Итак, отправляемся в путешествие. Какой же вид транспорта на Земле самый быстроходный?
- Выбирайте воздушное судно по своему вкусу. Кто хочет сказать о своём выборе?
- Встаньте. Найдите свое воздушное судно.
Дети встают, прикладывают ладошку ко лбу, «высматривая» вокруг свой самолёт.
- Теперь бегите к своим самолётам.
Бегут на месте.
- Занимайте места в кабинах экипажей. Полетели.
Ребята выполняют движения, имитирующие полёт.
Поднимаемся всё выше и выше, выше и выше.
Подняв руки, дети тянуться вверх, постепенно становясь на носочки.
- А теперь садитесь.
- С высоты Российская Федерация выглядит вот так. Слайд 6. Это карта нашей страны. Почему она раскрашена различными цветами?
- Кружочками обозначены города, а звездочкой обозначена столица нашего государства – Москва. Сделаем остановку в Москве. Здесь, в Кремле Слайд 7), работает наше правительство.
- Много стран на Земле. Часто их представители собираются вместе для решения различных вопросов, на спортивные соревнования, олимпиады. Какие символы помогают различать страны? (Флаг, гимн и герб.) Слайд 8.
Это символы нашей страны. Назовите их. Что обозначают цвета флага? Какие символы изображены на гербе? Где сегодня уже слышали главную песню страны?
- Наше путешествие продолжается. Теперь мы совершим пеший переход из Москвы в Сибирь.
Физминутка.
- Пробираемся через лес, переплываем полноводную красавицу-реку Волгу, карабкаемся вверх и спускаемся вниз по Уральским горам, бредём по лесостепи.
(Дети имитируют движения.)
На пути – один из красивейших городов Сибири, которому исполнилось 294 года. Назовите этот город.
(На доске появляется карточка: « город Омск».)
- В Омске живёт более миллиона человек. Как называют жителей Омска?
- А для кого этот город является Родиной?
- Благодаря труду омичей наш любимый город становится краше год от года.
- А чем вы, маленькие жители, можете помочь большому городу оставаться таким же красивым и привлекательным?
- Представьте, что к вам приехал гость. Подумайте, что бы вы ему показали в Омске, куда бы сводили? (Слушаем детей.)
- Давайте вместе погуляем по городу. Это набережная Иртыша (слайд 9), это Речной вокзал (слайд 10), а это место рождения города Омска и памятник «Держава» (слайд 11), где изображён основатель нашего города – Иван Бухгольц. Площадь, в центре которой стоит этот памятник, носит его имя. Это старинная торговая улица Омска – Любинский проспект (слайд 12). А вот и сама Любочка спокойно сидит на лавочке (слайд 13). Каждый может посидеть с ней рядом и отдохнуть. На Любинском проспекте находится музей изобразительного искусства им. М. А. Врубеля (слайд 14). Напротив него стоит Омский академический театр драмы (слайд 15).
На улице Ленина мы можем заглянуть в исторический музей, полюбоваться зданием Кадетского корпуса (слайд 16), посидеть у цветных фонтанов у Музыкального театра на ул.Думской (слайд17). А может быть, мы сходим на спектакль в театр кукол «Арлекин» (слайд 18), в ТЮЗ (слайд 19) или на представление в цирке (слайд 20). А можем просто погулять в парке (слайд21), посетить аттракционы, полакомиться мороженым.
Но мы, кажется, устали, и не только от увиденного и услышанного. В большом городе всем приходиться соблюдать правила безопасности. Какими из них нам пришлось воспользоваться?
Дети расскажут о соблюдении правил дорожного движения, о том, что нельзя общаться с незнакомыми людьми, поднимать различные предметы, далеко отходить от родителей.
- А если вы всё же потерялись, какие действия будете предпринимать?
(Слушаем предложения детей по выходу из данного положения.)
- Люди, которые решили вам помочь, вызвали такси.
Сценка «Такси».
Действующие лица: таксист – учитель с табличкой «такси» в руках, два первоклассника.
Подъезжает такси. Таксист интересуется: «Куда вас отвезти?»
(Дети, обычно, теряются и молчат.) Таксист обращается к классу: «Почему они молчат? Может быть, они не понимают по-русски?
Может быть, они что-то забыли или просто не знают? Что эти ребята должны мне сказать, чтобы я доставил их домой?» (Домашний адрес.) Если дети не знают своего адреса, то таксист говорит: «Поднимите руку те, кто знает место своего жительства?» Он предлагает нескольким первоклассникам назвать свой адрес.
- Можно отвести вас к одному из этих детей, а лучше – в школу, где вы учитесь, там вас знают и быстро помогут. Где же вы учитесь? А, на какой улице находиться ваша гимназия? – спрашивает таксист.
На доске появляются таблички с названием улицы и учебного заведения.
- Что это записано на доске? Вывешивается табличка: «Адрес».
- Кто хочет прочитать адрес нашей гимназии?
(Кабинет _ , класс _ ,
гимназия _ ,
улица ______, дом ___,
город _____,
Российская Федерация,
планета Земля,
Солнечная галактика.)
- Ну, теперь нас может найти даже инопланетянин! Почему?
- В галактике – главное Солнце, в стране – президент, а в школе? (Директор.) Называю ФИО директора.
- Нужен ли в классе главный? Зачем?
- Кто помнит, как меня зовут?
- Я буду Солнышком, а вы – моими цветочками. Я буду растить и согревать вас. (Прикрепляю рисунок Солнышка на магнитную доску.) Возьмите рисунки и раскрасьте их цветными карандашами, а в середине цветочка маркером подпишите своё имя.
Дети раскрашивают, подписывают и прикрепляют свои цветочки на магнитную доску вокруг Солнышка.
- Поднимите руку те, кому нравиться картинка на доске. Мне тоже она очень понравилась. Это наш класс: добрый, умный, дружный и красивый.
Физминутка.
Если мы захлопаем (хлопают в ладошки), ножками затопаем (топают), встанем, ручками взмахнём. Крикнем громкое «Ура!» Нас услышит детвора.
- Какие у вас красивые имена: Устин, Святослав, Анжелика, Василина, Софья, Тимур, Антоний, Рената, Дарья, Алёна, Ольга, Валерия, Богдан. А сколько у нас Дим, Екатерин? (Услышав своё имя, ребёнок встаёт.)
- Ребята! Я поздравляю вас с первым учебным днём и вашим первым уроком. Желаю успехов в учёбе, воли и упорства в дости -жении цели. А какую цель вы поставили перед собой? (Хорошо учится.) Дарю вам ручки с надеждой, что они помогут вам быстрей научиться красиво и правильно писать.
Слышится стук.
- Это Маша и Миша пришли к нам в гости. (На доске появляются рисунки героев учебников.)
Маша говорит: «Здравствуйте, ребята! Мы с Мишей поздравляем вас с Днём Знаний. Догадайтесь, как мы вас нашли?» (По адресу. Дети повторяют адрес класса.)
- Мы принесли и хотим подарить вам первый школьный учебник – «Азбуку». Берегите эту книгу, пользуйтесь ею очень аккуратно, ведь над ней трудились много умных и работящих взрослых людей.
Дети получают учебники, благодарят Машу и Мишу, которые, попрощавшись, уходят, пообещав завтра вернуться.
- Вы получили новые учебники. Чтобы они остались такими до конца года, надо их обвернуть. А кто поможет вам это сделать?
- Ваши родители хотят вас поздравить.
Предоставляется слово родителям. Председатель родительского комитета поздравляет детей, после чего члены родительского комитета дарят детям небольшие подарки.
- Вот и закончился ваш первый в жизни урок. В школе есть такое правило: когда учитель произносит такие слова, дети встают.
Первоклассники строятся и выходят во двор школы. Там их ждут родители. Они встречают детей аплодисментами и три раза громко произносят: «Поздравляем! Поздравляем! Поздравляем!». Папы и мамы дарят детям воздушные шарики и, собравшись все вместе, выпускают их в небо, загадывая желания.
Литература:
- Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. «Здравствуй, школа!» Адаптационные занятия с первоклассниками. М., УЦ «Перспектива», 2002г.
- Поливанов К. М., Цекерман Г.А, «Учимся общаться с ребёнком», М., «Просвещение», 2001г.