Цели урока:
2) дидактические:
- закрепление знаний приёмов сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел, умения проверять правильность вычислений;
- закрепление навыка решения уравнений;
- закрепление умения решать задачи в два действия на увеличение (уменьшение) на несколько единиц, на нахождение суммы, умения составлять обратные задачи;
- повторение геометрического материала;
2) развивающие:
3) воспитательные:
Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, презентация, разноуровневые карточки для учащихся
Ход урока
1. Орг. момент
2. Устный счёт.
- Какое близится время года? (Слайд 1)
- Какие зимние месяцы вам известны?
- Какие изменения происходят в неживой и живой природе зимой?
- Кажется, что зимой природа засыпает, но на самом деле в зимнем лесу продолжается жизнь.
Сегодня мы убедимся в этом.
- Определите, о каком дереве мы с вами будем говорить. Для этого решите цепочку примеров. (Слайд 2)
Берёза – 7
Ель – 3
Осина – 2
- Названию какого дерева соответствует число? (Ель). (Слайд 3)
- Каким деревом является ель? (Хвойным).
- А сосна и берёза? (Лиственным).
- Красива в заснеженном лесу ель. Как и летом, она стоит зелёная. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. Живёт до 500 лет. (Слайды 4, 5, 6)
- Другие интересные сведения вы узнаете, если выполните следующее задание: “Меткие стрелки”: (Слайд 7)
70 – 60 45 (ВИДОВ ЕЛЕЙ В МИРЕ)
40 + 10 10 (ВИДОВ ЕЛЕЙ В НАШЕЙ СТРАНЕ)
91 – 90 50 (МЕТРОВ МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫСОТА ЕЛИ)
18 –9 1 (МЕТР ТОЛЩИНА СТВОЛА)
15 + 30 9 (ЛЕТ ДЕРЖИТСЯ ХВОЯ НА ДЕРЕВЕ)
- Из каких геометрических фигур составлена ель ? (Слайд 8)
- Сколько треугольников?
- Четырёхугольников?
- Прямоугольников?
- Какая фигура называется прямоугольником?
- Каким общим словом можно назвать все фигуры?
- А сейчас мы отправляемся в математический лес. (Слайд 9) Сумма чисел на веточках дерева должна составить число, которое находится на макушке ёлочки. (Два “дерева” заполняются во время совместной работы, два – индивидуально у доски).
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Какие ещё хвойные деревья вам известны? (Сосна, кедр, пихта). (Слайды 10 – 12)
- Решите задачу. (Слайд 13)
“ Ученые определили максимальную высоту ели, кедра и пихты. Оказалось, что ель не самая низкая, кедр не самый высокий и не самый низкий. Определите высоту каждого дерева”.
Низкое | Среднее | Высокое | |
Ель | – | – | + |
Кедр | – | + | - |
Пихта | + | – | - |
(Одновременно детям предлагаются индивидуальные задания (см. приложение), ответы которых соответствуют высоте кедра(35 м) и пихты (30 м).
Физминутка
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Дружно хлопнули,
Ногой топнули.
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
3. Работа над пройденным материалом.
- Нравится вам запах ёлочки? Чем она пахнет? Какое настроение создаёт этот запах?
- Воздух хвойного леса полезен для здоровья. В нём содержатся особые вещества.
- Отгадайте их название. Приготовьтесь к математическому диктанту.
- Уменьшаемое 48, вычитаемое 40. Разность? (8).
- Первое слагаемое 30, второе 5. Сумма? (35).
- Увеличить 20 на 50. (70).
- На сколько 62 больше 60? (2).
- Найдите сумму чисел 39 и1. (40).
- Уменьшить 19 на 10. (9).
- Найдите сумму чисел 93 и 6. (99).
- Прочитайте полученные ответы. (Слайд 14)
- На какие две группы можно разделить данные числа? (Однозначные и двузначные).
- Назовите однозначные числа. Почему их так называют?
- Назовите двузначные числа. Почему их так называют?
- Запишите все числа в порядке возрастания. (2, 8, 9, 35, 40, 70, 99).
- Какое число называют при счёте после 99? (100).
- Запишите его.
- На сколько 100 больше 99? (На 1).
- Куда мы поместим число 1? Запишите.
Расшифруйте запись, если данным числам соответствуют следующие буквы:
(Слайд 15)
100 – Ы | 8 – Т |
2 – И | 1 – Ф |
9 – О | 70 – И |
40 – Ц | 35 – Н |
99 – Д |
1 |
2 |
8 |
9 |
35 |
40 |
70 |
99 |
100 |
Ф |
И |
Т |
О |
Н |
Ц |
И |
Д |
Ы |
- Оказывается, все растения выделяют особые вещества – фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Для микробов это смертельные яды, а для человека они полезны. Чемпионы по выделению фитонцидов – хвойные деревья. Один гектар хвойных деревьев выделяет за сутки 5 кг фитонцидов. В хвойном лесу воздух практически стерильный: всего 500 бактерий на 1 м2 воздуха, а в городе 36000 микробов на 1 м2 . Вот какое значение имеет лес! Недаром леса называют лёгкими планеты. (Слайды 16, 17)
- А каким же птицам и зверям ель даёт пищу и укрытие? Ответы на этот вопрос вы узнаете, выполнив следующие задания. (Слайд 18)
Какая птица выводит птенцов зимой?
- Найдите значение числового выражения: 82 – (35 + 45).
Аист – 21
Сова – 14
Клёст – 2
- Клеста называют северным попугайчиком. Такое прозвище он получил за то, что подобно настоящим попугаям, искусно лазает по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты. Когда птица закрывает клюв, обе его половинки перекрещиваются, и она действует им то как кривым пинцетом, то как ножницами. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими коготками, достают из неё семена. Если шишка упала, клёст не опускается за ней на землю, а срывает новую. Клесты – единственные птицы, выводящие птенцов зимой. Им не страшен мороз – ведь в это время года для них много корма. (Слайд 19)
- Но другим птицам приходится зимой очень тяжело. Как мы можем помочь им? (Сделать кормушки). (Слайд 20 )
Решите задачу:
“ Ученики 2-го класса сделали 8 кормушек, а ученики 3 класса на 4 кормушки больше. Сколько кормушек сделали ученики 3 класса?”
Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась в два действия.
(Сколько всего кормушек сделали ученики?) Решите задачу.
(Одновременно ученику даётся задание составить обратную задачу).
Физминутка
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Определите, какие ещё звери и птицы связаны с елью. Расшифруйте слова (идёт работа по карточкам разного уровня сложности).
(Слайд 21)
93 |
50 |
79 |
68 |
53 |
Д |
Я |
Т |
Е |
Л |
Я 42 + 8 | Е 73 – 5 |
Л 60 – 7 | Т 24 + 55 |
Д 89 + 4 |
(Слайд 22)
51 |
40 |
66 |
78 |
28 |
Б |
Е |
Л |
К |
А |
Е 36 + 4 | К 82 – 4 |
А 30 – 2 | Л 31 + 35 |
Б 48 + 3 |
(Слайд 23)
29 |
17 |
20 |
34 |
М |
Ы |
Ш |
Ь |
Ш 17 + 3 | Ь 11 + 23 |
Ы 20 – 3 | М 34 – 5 |
- Клёст, дятел, белка и мышь являются основными любителями семян ели. Но каждый из них обрабатывает шишку по – своему. Определите, кому принадлежит шишка, решив уравнения. (Слайд 24)
Х + 40 = 41 | 20 + Х = 22 | 73 – Х = 70 | Х – 3 = 1 |
(Полученный корень уравнения соответствует картинке с изображением животного). (Слайд 25)
Дятел.
Большой пёстрый дятел зимой переходит на питание семенами хвойных деревьев. Предварительно он готовит “станок”: щель в стволе дерева или в пеньке. Только после этого он отправляется на поиски шишки. Выбрав подходящую шишку, дятел несколько раз ударяет клювом по черенку и, повиснув на шишке, отрывает её тяжестью своего тела. Шишка отрывается в месте прикрепления, а потому не несёт на себе веточки. Подлетев к “станку”, он вставляет в него шишку, ударами клюва разбивает чешуйки и извлекает семена. Дятел использует шишку почти полностью.
Клёст.
- Клесты перекусывают веточку клювом, поэтому использованные ими шишки всегда имеют короткий кусочек ветки. Шишка, обработанная клестом, очень незначительно растрёпана: клёст выбирает совсем немного семян. Чем больше урожай, тем менее используется шишка – сбрасывается в снег. Шишки, упавшие в снег, не раскрываются и остаются лежать на земле 2-3 года. Они могут затем использоваться дятлами, белками, мышами и самими клестами в годы с меньшим урожаем шишек.
Белка.
- Обычно белка прячется в густой кроне, срывает шишки с веток и поедает семена. Белки, держа шишки в лапках, отрывают почти все чешуйки (остаются всего несколько на самой верхушке) и разгрызают каждое семечко. От самой шишки остаётся голый стерженёк, который белка роняет вниз.
Мышь ( полёвка).
- Мыши используют шишки ели, оказавшиеся на земле. Чтобы добраться до семени, им приходится отгрызать чешуи мелкими кусочками, но никогда мыши не отгрызают их до основания. Эти шишки имеют такой вид, будто кто-то обрезал чешуйки ножницами.
4. Итог урока.
(Читают дети)
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной.
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
“Я сберегу вас, сберегу!”
Пусть всегда бьётся зелёное сердце природы!