Пояснительная записка
Данный урок дает возможность осмыслить проблемы причин и последствий народных бунтов, поразмышлять о лидерах народных восстаний и их роли в историческом процессе, о народе как творце истории и разрушителе устоев государства.
Форма урока:
1. Интерактивный урок:
- Групповая работа.
- Урок-поиск: группы учащихся, получив проблемные задания, стремились разрешить общую проблему.
2. Урок с использованием элементов компьютерных технологий (компьютерной презентации)
- для оживления исторической карты,
- для создания зрительных образов,
- для активизации зрительной памяти,
- для ассоциативного восприятия исторических событий.
Оборудование: ноутбук, слайд-проектор, экран, доска, столы в классе сдвинуты, чтобы создать условия для работы 4-х ученических групп (дети разделяются на группы по желанию, но при условии наличии в группе сильных 1-2 учащихся, интересующихся предметом).
Материалы к уроку:
- Компьютерная презентация, созданная средствами Power Point (Презентация.ppt).
- Портреты Е.И. Пугачева (4-5 разных изображений), портрет Екатерины II, портрет А.В. Суворова, плакаты с высказываниями Екатерины II и современников о Пугачевском бунте (если позволяет место на доске) – Приложение 2.
- Пакеты документов для работы групп (Приложение 3).
- Карта “Российская империя во второй половине XVIII века”.
- Атласы “История Отечества с древнейших времен до конца XVIII века”.
Цели урока:
- Дать характеристику восстания под предводительством Е.И. Пугачева, выявив его причины, особенности, направленность, ход, состав участников и их цели, причины поражения восстания, значение событий. Охарактеризовать лидера народного восстания Е.И. Пугачёва.
- Продолжить формирование умений строить монологическое высказывание, анализировать исторические документы, обобщать и делать выводы, читать историческую карту, находить связь между прошлым и настоящим, альтернативы в истории.
- Воспитывать уважение к прошлому России, богатому на события яркие и неоднозначные, к многонациональному российскому народу, к народным вождям, способным на самопожертвование ради счастья обездоленных.
Задачи урока:
- Актуализация знаний и умений учащихся по теме “Народные восстания”
- Закрепление умений сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, строить высказывание, выступать перед аудиторией.
- Продолжение формирования чувства любви к Родине, уважения к её прошлому.
- Отработка навыков работы с историческими источниками, исторической картой, диаграммами, историческими картинами.
- Формирование навыков работы в группе, умения слушать одноклассников.
Этапы урока
1. Повторение домашнего задания с целью приближения учащихся к теме урока и изучаемой эпохе, создания эмоционального настроя
2. Вычленение проблемы урока, получение групповых заданий и работа над проблемой в группах – один из вариантов интерактивной формы работы на уроке: обучение через совместную деятельность, передача опыта на уровне ученик – ученик и учитель – ученик.
Проблема – могло ли восстание под предводительством Е.И. Пугачева закончиться победой восставших?
3. Отчет о работе каждой группы с привлечением представителей соседних групп для активизации мыслительной деятельности учащихся, исключения равнодушных к проблеме, создания ситуации успеха и достижения целей урока. На этом этапе урока учитель максимально использует компьютер, помогая выступающим и акцентируя внимание на наиболее значимых проблемах.
4. Вывод и обобщение по поставленной проблеме для решения одной из обучающих задач – формирования умения обобщать и делать выводы.
Учащиеся делают вывод – могло ли восстание под предводительством Е.И. Пугачева закончиться победой восставших?
5. Создание дополнительной проблемной ситуации для активизации мыслительной деятельности учащихся одновременно всех групп, решающих одну проблему, для подведения итогов дискуссии и осмысления темы.
6. Рефлексия успешности урока и деятельности учащихся на уроке в целях осмысления учащимися и учителем ценности урока и сделанных на нём выводов, открытий и подведения итогов работы каждого на уроке.
Ход урока (Приложение 1)Литература к уроку:
- “История России и её ближайших соседей”. – Энциклопедия для детей “Аванта +”, ООО “Кордис & Медиа”, ЗАО “Новый Диск” (CD – диск)
- История государства Российского: Жизнеописания. XVIII век/ Рос. нац. б-ка.– М.: Изд-во “Кн. палата”, 1996.
- Пушкин А.С. История Пугачевского бунта. – М., Просвещение, 1989.
- Пушкин А.С. Капитанская дочка. – М,
- Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века: Пособие для учителя / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова.– 2-е изд., дораб.– М.: Просвещение, 1989.
- Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до Великих реформ / Гл. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 1997.
- Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI – XVIII вв.: Учебник для VIII класса средних учебных заведений. – М.: МИРОС, ВЕНТАНА-ГРАФ, 1995.