Государство и право

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (113 кБ)


Цели урока:

  1. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения государства и права, их роли в жизни современного общества.
  2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника с источником.
  3. Познакомить учащихся с формами политических режимов и государственного устройства.
  4. Воспитывать уважительное отношение к праву.

Проблемный вопрос:

Можно ли утверждать, что “Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо?

После изучения темы учащиеся должны:

  • Давать определение понятию “право” и “государство”;
  • Знать, что представляет собой государство как институт политической системы общества;
  • Научиться отличать правовые нормы от других социальных норм, регулирующих поведение человека.

Формы работы:

  1. Работа с учебником.
  2. Работа с источником с Конституцией РФ.
  3. Показ видео – политические режимы Германии, СССР, США.
  4. Работа в группах.
  5. Творческое задание.
  6. Основные понятия: монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство, право, авторитаризм, тоталитаризм, демократия.

Оборудование: мультимедийный проектор, Конституция РФ.

План изучения новой темы:

  • Происхождение государства;
  • Признаки государства;
  • Формы государства;
  • Политический режим;
  • Наше государство на современном этапе;
  • Право;
  • Признаки права.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний по теме “Политика и ее роль в жизни человека”.

Вопросы:

  1. Что такое политика?
  2. Что такое власть?
  3. Должна ли партия стремиться к получению власти в государстве?
  4. Какими методами партия может получить политическую власть в стране?
  5. Почему политика – дело каждого гражданина страны?

Работа с основными понятиями: Что такое государство?

Назвать основные признаки государства.

На каком этапе формируется государство?

I. Изучение нового материала:

Основные понятия: Форма правления государства.

Работа с мультимедийным оборудованием. На экране опорная схема: Формы правления государства.

Затем учащиеся работают со словарем в учебнике:

Политические режимы –

Учащиеся находят в словаре определение:

авторитаризм,
тоталитаризм
демократия

Продолжение работы со словарем, с учебником – с. 149 – 150.

Формы государственного устройства:

Унитарное государство.

Федеративное государство.

II.

Учитель: Сегодня мы живем в современном государстве в Российской Федерации.

А сейчас работа с Конституцией РФ, давайте найдем подтверждение какая форма правления, политический режим, федеративное устройство, органы власти в РФ.

Учащиеся работают со статьями Конституции: 1,5,10,94,80,110.

Учащиеся делают выводы: что Россия является государством с республиканской формой правления, с демократическим режимом и федеративном устройством.

Учитель переходит к следующему понятию право, и разъясняет сущность права.

Работа учащихся со словарем с. 383 необходимо найти данное понятие.

Право – совокупность общеобязательных правил (норм) охраняемых силой государства.

В чем выражено право? – в источниках права – законах, правовых обычаях, нормативно – правовых актах.

Внимание! На экране схема Источники права.

Значимость права, необходимо подчеркнуть – заключается в регулировании общественных отношений с целью предотвращения конфликтов между людьми, поддержке – стабильного существования общества.

Учитель отмечает: необходимо вспомнить первые древние государства, что с появлением государства стали охраняться и фиксироваться в письменных источниках первые законы, дозволения и запреты, и формы наказания за их неисполнение.

Работа в группах.

Класс делится на три группы, и в качестве исходного материала каждой группе предлагаются отрывки из различных законодательных актов, рассматриваемых государств – Египет, Вавилон, Индия.

Задание учащихся: работа с новым источником.

  1. Что являлось основой зарождения права данного государства?
  2. Какие стороны общественной жизни наиболее четко регламентированы в первых законах?

Ответ учащихся:

  1. Египет – обычай, регулирует семейные отношения, уголовное наказание.
  2. Вавилон – сборник законов царя Хаммурапи; регулирует семейные отношения.
  3. Индия – религиозные поучения, семейное право.

Для уяснения роли права и законов в обществе можно использовать такой методический прием. Выбираются два эксперта.

Задача I эксперта – попытаться показать ненужность, необязательность прав и законов, второй – обосновать их необходимость для общества.

Кто будет убедительнее.

Затем работа со схемой на экране:

Схема: Государство     Общество      Право

Необходимо объяснить учащимся данную схему.

III. Закрепление нового материала.

Задание в группах: Необходимо рассмотреть документальные кадры и определить. Каждой группе, какое это государство и какой политический режим в этих государствах.

Ответы:

I группа – Германия – тоталитарный режим;

II группа – Китай – тоталитарный режим СССР тоталитарный;

III группа – США – демократический авторитарный.

Работа в группах.

Задание:

I группа – без помощи сказанных или написанных слов показать понятие “Право”, используя жесты, рисунки постановки сценок и т.д.

II группа – вашей группе необходимо без помощи сказанных и написанных слов показать понятие “Государство”.

III группа – показать понятие “Парламентская республика”

Подведение итогов урока:

А) учитель подводит итоги урока (что удалось, что нет);

Б) ставит оценки и комментирует каждую оценку;

В) дает домашнее задание – § 25.

Написать небольшое эссе – рассуждение с обязательным использованием новых понятий.