Цели урока:
- Подвести учащихся к пониманию причин возникновения государства и права, их роли в жизни современного общества.
- Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника с источником.
- Познакомить учащихся с формами политических режимов и государственного устройства.
- Воспитывать уважительное отношение к праву.
Проблемный вопрос:
Можно ли утверждать, что “Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо?
После изучения темы учащиеся должны:
- Давать определение понятию “право” и “государство”;
- Знать, что представляет собой государство как институт политической системы общества;
- Научиться отличать правовые нормы от других социальных норм, регулирующих поведение человека.
Формы работы:
- Работа с учебником.
- Работа с источником с Конституцией РФ.
- Показ видео – политические режимы Германии, СССР, США.
- Работа в группах.
- Творческое задание.
- Основные понятия: монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство, право, авторитаризм, тоталитаризм, демократия.
Оборудование: мультимедийный проектор, Конституция РФ.
План изучения новой темы:
- Происхождение государства;
- Признаки государства;
- Формы государства;
- Политический режим;
- Наше государство на современном этапе;
- Право;
- Признаки права.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний по теме “Политика и ее роль в жизни человека”.
Вопросы:
- Что такое политика?
- Что такое власть?
- Должна ли партия стремиться к получению власти в государстве?
- Какими методами партия может получить политическую власть в стране?
- Почему политика – дело каждого гражданина страны?
Работа с основными понятиями: Что такое государство?
Назвать основные признаки государства.
На каком этапе формируется государство?
I. Изучение нового материала:
Основные понятия: Форма правления государства.
Работа с мультимедийным оборудованием. На экране опорная схема: Формы правления государства.
Затем учащиеся работают со словарем в учебнике:
Политические режимы –
Учащиеся находят в словаре определение:
авторитаризм,
тоталитаризм
демократия
Продолжение работы со словарем, с учебником – с. 149 – 150.
Формы государственного устройства:
Унитарное государство.
Федеративное государство.
II.
Учитель: Сегодня мы живем в современном государстве в Российской Федерации.
А сейчас работа с Конституцией РФ, давайте найдем подтверждение какая форма правления, политический режим, федеративное устройство, органы власти в РФ.
Учащиеся работают со статьями Конституции: 1,5,10,94,80,110.
Учащиеся делают выводы: что Россия является государством с республиканской формой правления, с демократическим режимом и федеративном устройством.
Учитель переходит к следующему понятию право, и разъясняет сущность права.
Работа учащихся со словарем с. 383 необходимо найти данное понятие.
Право – совокупность общеобязательных правил (норм) охраняемых силой государства.
В чем выражено право? – в источниках права – законах, правовых обычаях, нормативно – правовых актах.
Внимание! На экране схема Источники права.
Значимость права, необходимо подчеркнуть – заключается в регулировании общественных отношений с целью предотвращения конфликтов между людьми, поддержке – стабильного существования общества.
Учитель отмечает: необходимо вспомнить первые древние государства, что с появлением государства стали охраняться и фиксироваться в письменных источниках первые законы, дозволения и запреты, и формы наказания за их неисполнение.
Работа в группах.
Класс делится на три группы, и в качестве исходного материала каждой группе предлагаются отрывки из различных законодательных актов, рассматриваемых государств – Египет, Вавилон, Индия.
Задание учащихся: работа с новым источником.
- Что являлось основой зарождения права данного государства?
- Какие стороны общественной жизни наиболее четко регламентированы в первых законах?
Ответ учащихся:
- Египет – обычай, регулирует семейные отношения, уголовное наказание.
- Вавилон – сборник законов царя Хаммурапи; регулирует семейные отношения.
- Индия – религиозные поучения, семейное право.
Для уяснения роли права и законов в обществе можно использовать такой методический прием. Выбираются два эксперта.
Задача I эксперта – попытаться показать ненужность, необязательность прав и законов, второй – обосновать их необходимость для общества.
Кто будет убедительнее.
Затем работа со схемой на экране:
Схема: Государство Общество Право
Необходимо объяснить учащимся данную схему.
III. Закрепление нового материала.
Задание в группах: Необходимо рассмотреть документальные кадры и определить. Каждой группе, какое это государство и какой политический режим в этих государствах.
Ответы:
I группа – Германия – тоталитарный режим;
II группа – Китай – тоталитарный режим СССР тоталитарный;
III группа – США – демократический авторитарный.
Работа в группах.
Задание:
I группа – без помощи сказанных или написанных слов показать понятие “Право”, используя жесты, рисунки постановки сценок и т.д.
II группа – вашей группе необходимо без помощи сказанных и написанных слов показать понятие “Государство”.
III группа – показать понятие “Парламентская республика”
Подведение итогов урока:
А) учитель подводит итоги урока (что удалось, что нет);
Б) ставит оценки и комментирует каждую оценку;
В) дает домашнее задание – § 25.
Написать небольшое эссе – рассуждение с обязательным использованием новых понятий.