Цели урока:
Учебные:
- Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Односоставные предложения».
- Закрепить умение различать виды односоставных предложений.
- Совершенствовать умение видеть их в контексте и использовать в собственно речи.
- Углубить знания о речевой роли односоставных предложений.
Развивающие:
- Развитие мыслительных процессов, творческого исполнения
- Развитие умений по актуализации ранее полученных знаний, внимания, речи, памяти.
- Развитие умений аргументировать и обосновывать принятые решения, функции целеполагания, умений по саморегуляции и рефлексии.
- Развитие положительной мотивации к изучению русского языка и литературы.
Воспитательные:
- Развитие и совершенствование таких качеств личности, как внимательность, организованность, самостоятельность, целеустремленность, коллективизм.
Тип урока: урок-зачет в игровой форме «Морское путешествие».
Материально-техническое оснащение:
- Судовой журнал
- Карточки- задания
- компьютерная поддержка
Время занятия: 40 минут.
Ход урока
1. Организационная часть
2. Теоретическая часть
2.1 Целеполагание и мотивация
Слайды №2- №5
- Ребята, сегодня у нас урок - зачет. Он будет проходить в игровой форме. Сегодня мы отправимся в далекое и трудное плавание. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче. Это море знаний – самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на земле. Мы отправляемся в путешествие на трех кораблях. И девиз нашего путешествия будет такой: «Если штурмуешь познания кручи, выучи русский язык!»
Вопросы учащимся:
- Посмотрите внимательно и попробуйте определить, почему именно это предложение я взяла девизом нашего путешествия?
- Чем оно для нас интересно, каково оно по структуре?
- А какой смысл несёт в себе это предложение?
- О чём пойдёт речь на нашем уроке?
- Попробуйте сформулировать тему урока?
- Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
- А что мы для этого должны знать и уметь?
- А как вы думаете, для чего нужно правильно определять вид односоставных предложений?
Итак, тема нашего урока «Односоставные предложения». - Ребята, а как вы думаете, что мы должны взять с собой в плаванье, чтобы не утонуть?
- А какими качествами вы должны обладать, чтобы пройти все испытания?
-Наше плаванье будет проходить не только в пространстве, но и во времени. И прежде чем нам отправиться в путешествие, как и на настоящем корабле, у нас должна быть команда, где каждый должен отвечать за свое дело. Оценивать знания всей команды я попрошу наше жюри, а участие каждого члена в команде вы будете оценивать сами, делая записи в судовом журнале. Итак, в путь!
2.2. Актуализация опорных знаний.
Слайды №6-№15
- Чтобы отправиться в путь, нам надо отойти от причала. И первое задание так и называется «Чей корабль первым отойдет от причала» Перед вами основные вопросы теории по данной теме. Давайте проверим, как вы их знаете. Вы можете выбрать любой вопрос, при этом вы можете заработать балл для своей команды.
Вопросы викторины:
- На какие две группы делятся предложения по наличию грамматической основы?
- Какие предложения называются односоставными?
- Какие виды односоставных предложений вы знаете?
- Какие предложения называются определенно – личными?
- Какие предложения называются неопределенно – личными?
- Какие предложения называются безличными?
- Какие предложения называются назывными?
- Назовите основную функцию обобщенно – личных предложений?
- Какие предложения называются инфинитивными?
3. Практическая часть
Слайд № 16
Задания учащимся:
- Итак, корабли отошли от причала. А вот и первый риф. Его преодолеет только та команда, которая правильно установит соответствие.
- Музыку Чайковского знают и любят во всем мире.
- Приятно пахнет черемухой?
- Миша, поедешь летом в деревню?
- Семь раз отмерь- один раз отрежь
- Еще чуть брезжится.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Кричали далеко.
- Большая пригородная слобода.
А. Определенно-личное
Б. Назывное
В. Обобщенно-личное
Г. Безличное
Д. Неопределенно- личное
Слайд №17
- Корабли во время маневрирования среди рифов сбились с курса. Нам нужно его срочно восстановить. А для этого попробуйте по форме глагола – сказуемого определить тип односоставного предложения.
-у (-ю), - ешь, -ем, - им
-ют, - ут, - ат, - ят
-ет, -ит, -л
Слайд №18
- Ну, вот корабли правильно плывут по курсу, можно плыть дальше. Но что это вдалеке? Кажется, пираты. Для того чтобы их обойти, нужно быстро и правильно отредактировать текст, заменяя двусоставные предложения односоставными.
Пришла дождливая осень.
Рано наступает темнота.
По утрам сохраняются холода.
Осенний дождь щедро кропил землю.
Гром оглушил всех.
Буря с корнем вывернула сосну
Ветер гнал листву.
Слайд № 19
- Молодцы, теперь можно вздохнуть свободно и немного отдохнуть. А чтобы путешествие было нескучным, проведем конкурс « Сообрази». Для этого вы должны по данному рисунку определить тип односоставного предложения.
Слайд №20
- Смотрите, смотрите справа по борту, какой – то предмет. Это закупоренная бутылка. Выловим и откроем ее. О чем это послание? Найдите односоставные предложения, определите вид. Какова их роль в этом тексте?
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.
К. Бальмонт.
4. Аналитическая часть
4.1. Рефлекторный этап
- Наше плаванье подходит к концу. Мы благополучно обошли все препятствия, но чтобы пристать к берегу,нужно до конца заполнить судовой журнал, ответив на вопросы:
- Я сегодня на уроке узнал....
обобщил .....
закрепил ..... - Мне понравилось сегодня на уроке
- Достигли ли мы цели урока
4.2. Задание на дом
- Из произведений художественной литературы выписать односоставные предложения разных типов.