"Своя игра" на уроках истории Древнего мира

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Эту форму занятий можно использовать как на повторительно-обобщающем уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень детей. Я использую эту форму работы в разных классах, при изучении как зарубежной, так и отечественной истории. При проведении мероприятия необходимо сформировать 3 команды, каждая выбирает капитана, у которого есть привилегия выбирать тему и вопрос, ответ дается командой, а капитан фиксирует в своей карточке, кто ответил и какие баллы заработал. Например:

Команда «…» Капитан__________

№ п/п Ф.И. участника Заработанные баллы
1.    
2.    
3.    
4.    

Команды выбирают и отвечают на вопросы по очереди. Подсчет общей суммы баллов по каждой команде ведет помощник учителя (назначает учитель), а учитель на уроке присутствует в роли ведущего. По окончании урока карточки команды сдаются учителю, а он выставляет оценки за работу на уроке: наиболее успешные получают «5», «4» в зависимости от состояния личного счета, а остальные «3». Количество и формулировка вопросов в туре может варьироваться в зависимости от особенностей класса, можно установить таймер – 10-15 минут на тур, игра должна вестись мобильно, непринужденно, иначе теряется интерес, и дети быстро устают. При проведении данного занятия можно использовать как компьютерные технологии (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать.

Ход игры 

I тур

География   10     20     30  
Материалы и вещества 10 20 30
Письменность 10 20 30
Календари и система мер 10 20 30
Знаменитые женщины 10 20 30

География

10 – Эти две реки дали название стране «Междуречье». Что это за реки? (Тигр и Евфрат)
20 – Именно в этой части материка Евразия находились такие государства, как Вавилон, Ассирия, Шумер, Финикия, Палестина. (Передняя Азия)
30 – На побережье этого моря стояли такие города как Тир, Сидон, Библ, Карфаген. (Средиземное море)

Материалы и вещества

10 – Этот материал был главным в Древнем Междуречье. (глина)
20 – Секретом этого вещества владели финикийцы, они могли его делать цветным или прлзрачным. (стекло)
30 – Ассирийцы первыми научились обрабатывать это вещество. (железо)

Письменность

10 – именно так назывались значки на глиняных табличках. (клинопись)
20 – этот принцип письма пришел от древних финикийцев, название ему дали греки, пользуемся им до сих пор мы. Как он называется? (алфавит)
30 – в эту книгу вошли предания и мифы, созданные народами Месопотамии, Передней Азии, Египта, а также реальная история евреев. Что это за книга? (Библия)

Календари и система мер

10 – именно это число считалось священным в Древнем Междуречье. (60)
20 – именно на столько дней разделили неделю жрецы Древнего Междуречья (на 7)
30 – столько месяцев в году насчитали жители Древнего Междуречья (12)

Знаменитые женщины

10 – семь главных чудес света насчитывали древние греки. Одно из них находилось в Вавилоне и, по легенде, было посвящено именно этой женщине. Что это за чудо? (Висячие сады Семирамиды)
20 – по преданию эта хитроумная финикийская царевна сумела основать огромный город на территории занятой одной воловьей шкурой. Как звали женщину и основанный ею город? (Элиса и Карфаген)
30 – эта небольшая женщина необычной красоты стала виновницей разрушения огромного города – столицы Персии. (Таис Афинская)

II тур

Религия   10     20     30  
Великие ученые 10 20 30
Цифры 10 20 30
Военное дело 10 20 30
Правители 10 20 30

Религия

10 – эта богиня считалась богиней плодородия, женщин и детей, ей были посвящены ворота в Вавилоне. (Иштар)
20 – этот бог был покровителем города Вавилона, верховным божеством, ему построили огромную башню, дорогу, статую из чистого золота. (Мардук)
30 – этот бог, по мнению древних евреев, был единственным настоящим богом на Земле. (Яхве)

Великие учёные

10 – благодаря этому учёному мы знаем, что Вавилон существовал на самом деле. (Роберт Кольдевей)
20 – этот английский офицер и дипломат успешно начал расшифровывать загадочные клинописные знаки. (Генри Роулинсон)
30 – этот английский археолог-любитель, начав раскопки на холме Нимрут, открыл неизвестные сокровища погибшей ассирийской цивилизации. (Остин Лейярт)

Цифры

10 – именно столько ног было у огромных загадочных крылатых быков. (5)
20 – именно столько «бессмертных» было в войске персидского царя. (10 тысяч)
30 – именно столько законов было высечено на черном базальтовом столбе по велению Хаммурапи. (282)

Военное дело

10 – из этих родов войск состояла ассирийская армия. (пехота, кавалерия, саперные отряды и разведка)
20 – эти орудия, изобретения ассирийцев, с успехом брали даже самые высокие стены, а финикийцы использовали их на своих кораблях. (тараны)
30 – с помощью этих инструментов, которые вовсе не были военными орудиями, рухнули стены города Иерихона. (трубы)

Правители

10 –он проявил себя как талантливый полководец и мудрый правитель, правивший 42 года, но главной своей заслугой считал не это, а то, что он «установил право в стране», то есть издал законы. (Хаммурапи)
20 – царь этого воинственного народа не только воевал и покорял другие народы, но и собрал великолепную библиотеку из глиняных книг, благодаря чему мы можем узнать обо всех сторонах жизни людей в его державе. Имя этого царя? (Ашшурбанапал)
30 – этого царя в древности считали самым мудрым и справедливым, мудрейшим из мудрейших. Его имя до сих пор хранит крылатое выражение. Как звали этого царя? (Соломон)

III тур

Образование и искусство   10     20     30  
Администрация 10 20 30
Города 10 20 30
История в названиях 10 20 30
Всякая всячина 10 20 30

Образование и искусство

10 – так называли школу в Древнем Междуречье (дом табличек)
20 – эта темы были любимыми в искусстве Ассирии. (темы войны и охоты)
30 – именно этих звуков не было в письменности финикийцев (гласных)

Администрация

10 – именно он был верховным правителем, главой государства и в Ассирии, и в Персии, и в Палестине, и в Междуречье. (царь)
20 – именно так называли наместников царя в Персии (сатрапы)
30 – так называли чиновников тайной полиции в Персии (глаза и уши царя)

Города

10 – от названия этого древнего города произошло современное слово, обозначающее место хранения книг. Что это за город? (Библ)
20 – Этот город покоренные народы называли «город крови», «логовище львов». (Ниневия)
30 – этот город был столицей Персидского государства. (Персеполь)

История в названиях

10 – название этого воинственного племени сохранилось в современном названии Палестины, а как называлось это племя? (филистимляне)
20 – предполагают, что слово «финикиец» произошло от греческого слова «файнекес», а что означало это слово? (пурпурные люди)
30 – мы называем эту местность Двуречье или Междуречье, а как её называли древние греки, и что это означало? (Месопотамия – Междуречье)

Всякая всячина

10 – этого героя очень любили жители Древнего Междуречья, он голыми руками мог задушить льва, а ради друга отправился на край света. (Гильгамеш)
20 – Благодаря этому человеку, греку, мы много знаем о нравах и обычаях древних народов. (Геродот)
30 – Какие здания в Древнем Междуречье раскрашивались в разные цвета? (храмы-зиккураты)

Литература:

  1. Драхлер А.Б. Всеобщая история. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. (Вопросы к олимпиаде).
  2. Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  3. Саплина Е.В., Ляпустин Б.С., Саплин А.И. «История Древнего Мира»: учебник для 5-х классов. М. Дрофа. 2002.