Цель классного часа:
- дать общее представление о понятиях: "ООН", "Всеобщая Декларация прав человека";
- подвести детей к пониманию необходимости объединения усилий по защите прав человека;
- создать условия для размышления детей о человеческих ценностях;
- воспитывать чувство гордости за Родину.
Оборудование:
- презентация; модель "Солнышко";
- таблички для зрительного восприятия;
- костюмы (сказочные герои; магистры);
- лепестки цветка.
Постановка цели и задач классного часа.
Ребята, сегодня мы познакомимся с некоторыми статьями "Всеобщей декларации прав человека", поговорим о главных человеческих ценностях, встретимся со сказочными героями, поможем им разобраться в их правах.
Что такое закон? (Важные правила, которые все обязаны соблюдать).
Если кто-то без законов
Хочет жизнь свою прожить,
То его, конечно, надо
И лелеять, и хвалить
Фотографию в газету
Поместить и подписать:
Он советует законы
Никогда не выполнять.
- Вы согласны с таким жизненным девизом?
- Как называется Основной закон нашего государства? -Когда она была принята? (Демонстрация слайдов, книг).
Беседа (учитель).
- В Конституции, основном, главном законе государства, записаны многие статьи, где сказано, как строятся взаимоотношения граждан друг с другом и с государством. Только закон и исполнение закона может нам обеспечить порядок.
- Давайте попробуем составить свод правил школьной жизни:
1) В школу приходить за 15 мин. до начала уроков со сменной обувью.
2) Без причины не пропускать занятия в школе.
3) Беречь школьное имущество.
4) Вне школы вести себя достойно.
5) Во время урока не шуметь, не отвлекаться самому и не отвлекать других.
6) На перемене не бегать по лестнице, не толкать друг друга, не употреблять непристойные выражения (и другие).
Человеку много нужно, чтобы счастливо прожить,
Нужен дождь и даже лужи, нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море, нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе и родные голоса.
Невозможно без природы, без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу, мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете, чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить, всё почувствовать вокруг.
Учитель. Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди.(слайд) Одновременно с ними появились и главные вопросы.
- Что люди могут делать и что не могут?
- Что они обязана делать и что не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
- Что для человека самое важное , что он должен беречь и ценить?
- Сегодня нашу встречу с вами освещает Солнышко. И это не случайно.
- Какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты?
(Солнце даёт жизнь всему живому)
- И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.
1) - Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым важным?
("Жизнь" - луч на доске, пословица "Жизнь дана на добрые дела")
- Докажите, почему самым богатством для человека является жизнь.
Вывод: Человек имеет право на жизнь.(слайд)
2) Учитель. Не менее важным, подсказывает Солнышко, является - здоровье.
Луч "здоровье", пословица "Здоровый нищий счастливее больного короля")
- Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других?
Вывод. Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.(слайд)
3)- Без чего, без кого человек не сможет быть счастливым? (Без семьи)
(Луч "семья", пословица "Вся семья вместе, так и душа на месте")
Докажите своё мнение, (слайд)
Вывод. Каждый человек имеет право жить в семье.
4) - Что же ещё является значимым для человека?
Почему люди вдалеке тоскуют? (Луч "Родина", пословица "Родина - мать, умей за неё постоять")
- Кем мы являемся для своей родины? (Гражданами)
Вывод. Человек имеет право быть гражданином своей страны.
5) - Ребята, что нужно для того. Чтобы люди не воевали друг с другом, а жили в согласии?
(Луч "Мир", пословица "Мир да лад- большой клад")
Вывод. Да, действительно, мир является одним из важных условий для жизни человека. Война может лишить человека всего, включая его жизнь. Поэтому уважающие себя народы заботятся о сохранении мира на земле. Так появилась Организация Объединённых Наций, (слайд, книга)
Главной целью ООН является поддержка мира во всём мире, развивать дружеские отношения между народами.
- Ребята, одним из направлений деятельности ООН является защита прав человека. Поэтому в 1948 году ООН был принят очень важный документ - Всеобщая Декларация прав человека, (слайд)
- Если в точности соблюдать всё, что в ней указано, то порядок на Земле восстановится.
Правда, в том случае, если соблюдать. А чтобы соблюдать, надо, по крайней мере, ознакомиться со всеми 30 статьями.
А вот познакомиться с некоторыми из них нам помогут литературные герои. Ведь если внимательно посмотреть и поразмыслить, то в любой сказке, рассказе герой сталкивается с либо торжеством прав человека, либо с нарушением их.
- Давайте послушаем, о чём же нам расскажут хорошо знакомые герои сказок. Ведь как говориться: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок". (Слайд, Красная Шапочка, загадка о ней).
1) Выход Красной Шапочки.
- Злой и коварный Серый Волк прикинулся совсем не злым, разузнал, как попасть в домик бабушки. Он проглотил мою старенькую бабушку и меня.
Учитель. На нашем классном часе присутствует знатоки-магистры.
- Какая статья была нарушена?
Магистр. Он нарушил статью З Декларации прав человека, в которой написано: Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность.
Красная Шапочка. И я сейчас с вами только потому, что за нарушение этих прав Волк здорово поплатился. Проходившие мимо дровосеки услышали шум и спасли нас с бабушкой, убив Злого Волка. Так ему и надо, пусть впредь не нарушает права человека.
2) (Слайд, Буратино, загадка).
- Карабас-Барабас схватил меня, отнёс в кладовую кукольного театра и повесил на гвоздь. К тому же он хотел кинуть меня в огонь, чтобы приготовить себе жаркое.
- Обратимся к магистрам.
Уважаемый магистр, какую статью нарушил Карабас-Барабас?
Карабас-Барабас нарушил статью 4. В ней записано, что никто не должен содержаться в рабстве.
3) (Баба-Яга, загадка, слайд).
- Баба-Яга. Ох, я бедная, несчастная Баба-Яга. Захотела немного покушать и приготовить на обед Иванушка-дурачка. А он не будь дурак, хитростью заманил меня на сковороду, посадил в горячую печку, (плачет) Магистр Тимур.
- Ведь согласно статье 5 -никто не должен. подвергаться пыткам.(слайд)
Баба Яга. Даже такие вредные старушки, как я!.
Магистр. В статье записано, что каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда.(слайд)
Баба Яга. - Может, в суд обратиться? За мной ведь и хорошие дела водятся - глядишь, Ивашку и накажут.
4) Выход Кощея Бессмертного.
- Вот уж кому в суд подавать, так это мне, Кощею. Нет меня несчастней. Называют меня Кощеем Бессмертным, а даже любой двоечник знает, как со мной расправиться.
Вот Иван-царевич взял иголку и сломал, а в ней моя жизнь была. Убил меня ни за что, ни про что.
- А что скажут магистры?
Магистр. Статья 11. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана законным и справедливым судом, обеспечивающим его право на защиту.(слайд - статья)
Кощей Бессмертный. Подайте мне немедленно защитника!
Учитель. Ребята, что же происходит? Как нам разобраться с Кощеем Бессмертным? Нам нужны обвинители, защитники и судьи.
Ребята, а вы не согласитесь быть судьями? Хорошо, судьи есть. Теперь нужен обвинитель и защитник.
5) Выход Василисы Прекрасной.
- Я буду обвинителем. Послушайте, меня похитил Кощей Бессмертный из родительского дома, запер в неприступной башне и силой Кощей на мне женился. Я его не люблю.
Баба Яга. Замолчи. Василиса Прекрасная, я буду защитником Кощея. Подумаешь, похитил. Да я мечтаю, чтобы меня похитили и златом осыпали. Ишь, какая "принцесса" нашлась, жениха ей не надо, злата не надо! Подавай свободу! Не виноват Кощей Бессмертный, и точка.
Василиса Прекрасная, (топнув ногой) Нет, Виноват, скажите магистры (обращается к магистрам) Магистр В статье 12 говорится, что каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилища, защиту от вмешательства в его личную и семейную жизнь.
Василиса Прекрасная. -Не знаешь ты, Баба Яга, законов, дремучая ты и неграмотная, вот и говоришь, что Кощей не виноват. А он нарушил закон и должен быть наказан.
Баба Яга (примирительно)
- Ладно, ладно, хватит. Может, я и не знаю законов, но вы тоже хороши. Чуть что не так, сразу смертный приговор.
- Ребята, пожалейте Кощеюшку. Он ведь влюбился. Может, сохраним ему жизнь.
Василиса Прекрасная
- Я тоже согласна. Пусть живёт себе и чахнет в одиночестве над своим златом. А мне свобода милее. Только впредь Кощей Б. пусть внимательно читает законы, там ведь не только права, но и обязанности написаны.
Учитель. - Что, ребята, пощадим Кощея. Пожелаем ему впредь внимательнее читать законы и не нарушать их. (Книгу - Кощею) -Кощей, прочитай статью 29.
Кощей(читает) - Права и свободы каждого человека могут быть ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод людей. (хлопает по лбу) Я понял! У Василисы Прекрасной тоже есть права, точно такие же, как у меня. Прости.(уходит)
Учитель. -Да, ребята. Свобода каждого имеет свой предел- она кончается там. Где начинается свобода другого. Так считал великий мыслитель Жан Жак Руссо. Ребята, а вы поняли?
6) Буратино - Я, я всё понял. Ох, какой же я глупый. У меня было право на образование. Папа Карло подарил мне Азбуку, сшил куртку, шапочку, штанишки. Чтобы я там хорошим мальчиком стал , умным и грамотным. А я? Что я натворил? Я продал Азбуку и не пошёл в школу.
Вот из-за этого со мной и приключились все несчастья. А хитрые разбойники Кот Базилио и Лиса Алиса украли у меня деньги, но я теперь знаю закон.
Магистр - В статье17 говорится, что каждый человек имеет право владеть имуществом и никого нельзя произвольно лишать своего имущества.
Буратино
- Очень хорошо, что я хочу в школу. Вот уж сколько законов я знаю, которые защищают от всяких несчастий и плохих людей.
7) (Появляется Колобок)
- Погодите, погодите. Я что-то не понял. Я, Колобок Сусекович, воспользовался своим правом свободного передвижения и выбора места жительства. А коварная Лиса не досчиталась с моими правами, и, сами знаете, чем всё это закончилось. Буратино, ты, как и я, сделал большую ошибку, что ушёл из дома и подверг себя смертельной опасности. А ведь пока мы маленькие, наше благополучие зависит от родителей. Они первыми несут ответственность за нас и поэтому запрещают нам делать то, что может принести нам вред.
Учитель.
- Молодец, Буратино! Ты многое понял. А вы, ребята, немножко разобрались в своих правах и обязанностях? Давайте проверим, как вы разобрались, проведём сказочную викторину по Декларации прав человека. (Таблица - стр. 105, слайд)
- Какие герои лишены следующих прав? (карточки -1,2, 3)
Право на жизнь | Золушка |
Колобок | |
Кот в сапогах | |
Право на неприкосновенность | Сестрица Алёнушка |
жилища | Три поросёнка |
Колобок | |
Право на свободный труд | Золушка |
Красная Шапочка | |
Балда | |
Право на свободу вступления | Золушка |
в брак | Дюймовочка |
Алёнушка | |
Право на владение личным | Красная Шапочка |
имуществом | Буратино |
Баба Яга |
Итог занятия.
- Ребята, назовите те права, которые отражены во Всеобщей Декларации прав человека.
- Как называется организация, главной целью которой является поддержка мира во всём мире? (ООН)
- Какой документ был принят OOН, включающий в себя права и свободы человека?
- С какими правами, отражёнными во Всеобщей Декларации прав человека, мы познакомились на занятии?
- Право на жизнь и её охрану.
- Право на охрану здоровья.
- Право жить в семье.
- Право быть гражданином своей страны.
- Право жить в мире.
Заключение
- Ребята, а кто читал сказку В.Катаева "Цветик-семицветик"?
Какой хороший поступок совершила девочка Женя? (помогла мальчику выздороветь)
- Ребята, у каждого на парте лежит единственный лепесток. Какое желание вы бы загадали , чтобы быть счастливыми?
(Чтение желаний детей