Цели:
- Образовательная: вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; формирование представлений об атмосферном давление, роли атмосферного давления в жизни человека и животных; формирование навыков по исследовательской деятельности.
- Воспитательная: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников; воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы.
- Развивающая: развитие аналитического мышления и творческой самостоятельности учащихся.
Тип урока: изучение нового материала с элементами проектной деятельности и применением ППС.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором; учебник «Физика.7 класс», под ред.А.А.Пёрышкина; приборы для проведения опытов, подтверждающих существование атмосферного давления; план-конспект урока, презентация «Атмосферное давление», выполненная в Microsoft Power Point, перечень экспериментов, оценочные листы.
Ход урока
I. Целеполагание и мотивация.
Учитель: Ребята, давайте вспомним фрагмент мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»( фрагмент серии, в которой команда яхты «Беда» лечила кита).
– Что произошло с китом?
– Кит заболел.
– А как команда его лечила?
– Ставила банки, горчичники, давала лекарства.
– А на каком физическом явлении основывается постановка медицинских банок?
Учитель: Объясняя этот процесс, мы приоткроем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока.
Тема урока: Атмосферное давление(ученики записывают тему в тетрадь).
II. Изучение нового материала.
Нашу Землю окружает газовая оболочка, называемая атмосферой. Она простирается на несколько тысяч километров. Вследствие действия силы тяжести, земная поверхность испытывает давление всей толщи воздуха.
(слайды 1-3) Давайте вместе попробуем вывести определение – атмосферное давление.
Атмосферное давление – давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы.
(слайд 4) Впервые это давление было измерено итальянским учёным, математиком, физиком Эванджелисто Торричелли. Он взял стеклянную трубку длиной 1метр, запаянную с одного конца, наполнил её полностью ртутью и перевернул, опустив открытый конец в чашку со ртутью (слайд 5).
К удивлению окружающих, из трубки вылилась лишь небольшая часть ртути.
В трубке остался столбик ртути высотой 76 см (760 мм). Торричелли утверждал, что столбик удерживается атмосферным давлением. Именно ему пришла впервые эта мысль.
(слайд 6) Чтобы наглядно продемострировать это давление, в 1654 году был проведён знаменитый опыт с магдебурскими полушариями. В нём, из плотно прижатых друг к другу металлических полусфер был откачан воздух. Атмосферное давление настолько сильно сжимало их снаружи, что снова разделить полушария не смогло даже 16 лошадей, тянущих полушария в разные стороны. Проведён этот эксперимент немецким физиком, бургомистром Магдебурга Отто фон Герике.
Учитель: Как вы думаете, почему молекулы атмосферы не улетают в мировое пространство? Ведь молекулы газа беспорядочно движутся.
Ученики: Как все тела, молекулы газов, входящих в состав воздушной оболочки Земли, притягиваются к Земле.
Учитель: Чтобы покинуть Землю, они должны обладать скоростью не меньше 11,2 км/с, это вторая космическая скорость. У большинства молекул скорость меньше. (слайд 7)
Учитель: А почему атмосфера « не оседает» на поверхность Земли?
Ученики: Молекулы газов движутся непрерывно и беспорядочно.
Учитель: С какой силой атмосфера давит на нас? (слайд 8)
Почему мы выдерживаем такое давление? (слайд 9)
Какую роль играет атмосферное давление в жизни человека и животных? (слайды 10-12)
III. Закрепление изученного материала.
(слайд 13,14) Эксперименты, которые мы с вами рассмотрели, очень трудно проделать: ртуть ядовита, лошадей нам взять негде, поэтому мы проделаем свои опыты, подтверждающие существование атмосферного давления.
В процессе работы над проектом вы должны:
- Выбрать эксперимент
- Подобрать необходимое оборудование
- Изготовить пояснительный рисунок
- Показать эксперимент
- Объяснить его
Эксперименты должны быть наглядными, простыми и доступными.
- Организация деятельности. Учащиеся разбиваются на группы, распределяют роли, выбирают эксперимент (приложение 1) (можно сделать это до начала урока)
- Осуществление деятельности. Учащиеся выбираю приборы, изготавливают конструкции, проводят эксперимент. По необходимости консультируются с учителем.
- Ученики демонстрируют свои эксперименты, объясняют их. Рефлексируют свою деятельность и оценивают результаты своей работы, а также работу других групп. Результаты само – и взаимооценки заносятся в таблицу (приложение 2).
IV. Подведение итогов и выставление оценок.
V. Домашнее задание:
§40-42, придумать примеры применения атмосферного давления в жизни.