Цели урока:
- Познакомить с числом и цифрой 7; закрепить взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью составления пар, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.
- Упражнять в написании этой цифры
- Развивать мыслительные операции, речь, внимание, память, мышление
- Развивать вычислительные навыки.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Используемые учебники и учебные пособия: Учебник математики 1 класс, 1 часть «Математика» Л.Г. Петерсон.
Используемое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент
– Готовы вы начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я».
– Но в любом деле необходимо соблюдать определенные правила: (Слайд 2)
II. Устный счет
(Слайд 3)
III. Постановка проблемы.
– Какое число потерялось?
1 2 3 4 5 6 8 9 10 – 7
– Догадались, какая тема урока?
– Тема урока: “Число 7. Цифра 7.”
– Чему вы должны будете научиться?
– Узнать подробнее все о числе 7, научиться писать цифру 7.
IV. «Открытие» нового знания.
(Слайд 4)
– Из скольких отрезков состоит наш числовой отрезок? (Из 6 отрезков)
– Из скольких частей должен состоять отрезок, чтобы мы могли обозначить число 7? (Из 7 отрезков.)
– Выложите такой отрезок с помощью полосочек. (На партах равные полоски бумаги.)
– Как получили седьмой отрезок? (Добавили к шести еще 1.)
– Ответьте с помощью отрезка на каком месте в натуральном ряду чисел стоит число 7? (Число 7 стоит на седьмом месте в натуральном ряду чисел.)
– Назовите соседей числа 7? (6 и 8)
– На сколько 7 меньше последующего числа 8? (Меньше на 1.)
– На сколько 7 больше предыдущего числа 6? (Больше на 1.)
– Как можно получить число 7? (Дети предлагают свои варианты)
– В каких сказках встречается число 7? (Слайды 5-6)
– Где вы встречались с числом 7? (Дни недели, радуга и т.д.) (Слайды 7-8)
В тёмном небе звёздной ночью
Я нашел семь ярких точек
Семь горящих глаз нашёл,
Называются ковшом.
(Слайд 9)
– Что в вашей жизни связано с числом 7? (первоклассникам 7 лет)
– Как обозначить число 7? (С помощью цифры 7) Знакомство с цифрой
– Из каких элементов состоит цифра 7?
– На что похожа цифра 7? (Слайд 14)
– Давайте научимся красиво писать цифру 7.
(Знакомство детей с написанием цифры 7) (Слайд 15)
Объяснение написания цифры 7 учителем
Пальчиковая гимнастика
Письмо цифры в воздухе рукой и носиком
Обведение по контуру в тетради
Письмо цифры 7 в тетради по образцу (с. 2).
– Найдите самую красивую цифру, подчеркните её.
Физкультминутка. (Слайд 16)
V. Первичное закрепление.
(Слайд 18)
№1, с.2. Отработка состава числа 7 с помощью разбивки отрезка на части. (Подробный разбор)
– Что изображено на доске? Сколько отрезков? Назовите их. (Отрезок 7 – это целое. Он разбит на части – на отрезки 6, 1.)
– Объясните равенство, записанное к чертежу. (6 + 1= 7) (Если сложить части 6 и 1, то получится весь отрезок 7.)
– Объясните другие равенства?
– Если сложить части в другом порядке, то все равно получим весь отрезок 7: 1+ 6 = 7
– Если из всего отрезка взять часть 6, то останется другая часть 1: 7-6=1
– Если из всего отрезка взять часть 1, то останется другая часть 6: 7-1=6
Работа с равенствами 5+2=7, 4+3=7 аналогична.
№2 Решение примеров в два действия с помощью числового отрезка.
– От какой точки начнем движение? (От точки 4)
– В какую сторону будем двигаться? (Вправо)
– Почему? (Число увеличивают)
– Сколько шагов выполним вправо? (3)
– В какую сторону будем двигаться дальше? (Влево)
– Почему? (происходит уменьшение числа)
– Сколько шагов выполним влево? (2)
– Какой ответ получили? (5)
Аналогичная работа со вторым числовым отрезком. Самостоятельная работа с самопроверкой
– Кто выполнил все, верно, нарисуйте рядом звездочку.
С.3, №6 Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
– Рассмотрите задание. Гномы предлагают выполнить его вместе. Используйте карандаш для рисования стрелок. Путешествовать по пенькам будут ученики первого варианта. Развешивать фонарики – ученики второго варианта.
– Обратите внимание на образец, в какой последовательности нужно провести стрелки между пеньками? (От меньшего числа к большему)
– Как нужно развесить фонарики? (Провести стрелку от большего числа к меньшему)
– Проверьте работу друг у друга. (Взаимопроверка в парах)
Отработка состава числа (Слайд 19)
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Расскажите все, что вы узнали о числе 7?
– Где мы можем применить свои знания?
– Какие задания вам понравились больше? Отметьте их знаком +.
– Какие задания были непонятны? Обведите их в кружок.