Тема рассчитана на учащихся 3-го класса, обучающихся по программе “Школа “2100”.
Структура урока:
Теория – 16 мин.
Практика – 29 мин.
Всего – 45 мин.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Организационная форма обучения: фронтальная (беседа, виртуальная экскурсия), групповая, индивидуальная (тесты, задания на CD-диске).
Режим обучения: интерактивный (работа в группах, задания на CD-диске, тесты, виртуальная экскурсия, беседа).
Средства диагностики: тематический опрос, выполнение заданий, тесты.
Цель: обобщение знаний учащихся по данным темам.
Задачи урока:
- формировать умение выполнять задания и тесты с использованием ИКТ.
- Совершенствовать умение работать в группе, развивать логическое мышление.
- Прививать бережное отношение и любовь к природе.
Техническое обеспечение:
- Компьютеры (для учеников – 9, для учителя – 1).
- Демонстрационный экран.
- Мультимедийный проектор.
Программное обеспечение:
- Программы: Microsoft Excel, Power Point.
- CD-диски: “Природа и человек. Естествознание для начальной школы” (издательство “Новый Диск”),
“Биология, 6 класс. Живой организм” (1 С: Образовательная коллекция, издательство “Дрофа”).
Дидактическое обеспечение:
1. Тесты по темам: “Экосистема луга”, “Экосистема леса”.
Применение на данном уроке ИКТ дает учителю дополнительные возможности. С помощью заданий на CD-диске и интерактивных тестов педагог может быстро проверить знания учащихся по изученным темам. Использование презентаций и виртуальных экскурсий расширяет кругозор учащихся и повышает у них интерес к изучению предмета.
Ход урока
Время |
Часть занятия |
Ход занятия |
Параметры образования |
||||
Выбор учебной ситуации |
Уровень усвоения |
Метод обучения |
Обратная связь |
||||
2 мин. | Орг. момент | Сообщается тема, цель урока, критерии оценивания, организуется личное пространство учащихся. | |||||
5 мин. | Актуализация знаний. | Постановка тематических вопросов для
групп: 1. Что такое “экосистема”? 2. Дать определения экосистемам: луга, леса и поля. |
Серия вопросов, ответы групп совместного результата на листах. | Воспроизведение знаний. | Репродуктивный | Фронтально-содержательная | |
16 мин. | Закрепление (групповая) |
Учитель ставит перед каждой группой
вопросы, требующие от учащихся творческого
применения имеющихся у них знаний: 1 группа – Определить значение экосистем луга и леса для человека и животных. 2 группа – Могут ли растения существовать без других обитателей? (составить схему взаимодействия обитателей экосистемы луга и леса) 3 группа – Чем отличается экосистема луга от экосистемы поля? |
Постановка учителем перед каждой группой вопросов, требующих от учащихся частичного поиска и использование имеющихся знаний в новой ситуации. | Частично-поисковая работа. Творческое решение вопросов с использованием имеющихся знаний. | Частично-поисковый. | Фронтально-содержательная | |
5 мин. | Физ.пауза | Выполнение упражнений “Кузнечики”, “Бабочка”. | |||||
7 мин. | Закрепление: а) индивидуальная б) групповая |
9 учащихся (по 3 чел. от каждой группы: 1-й
“сильный”, 2-й “средний”, 3-й “слабый”)
выполняют интерактивные задания и тесты,
применяя имеющиеся знания по изученным темам. 1-й – тест “Лес” или “Луг”, 2-й – задание на диске в режиме “Без подсказок”, 3-й – задание на диске в режиме “Обучение”. Остальные участники групп обсуждают вопрос: “Влияние человека на окружающую его природную среду”. |
Учащиеся действуют индивидуально, но по
заданию учителя. Организация в группах частичного поиска по изучению поставленного учителем вопроса. |
Воспроизведение знаний. Постановка учителем перед группами вопроса, требующего от учащихся частичного поиска и использование имеющихся знаний в новой ситуации. |
Репродуктивный Частично-поисковый. |
Индивидуально-содержательная Фронтально-содержательная |
|
6 мин. | Пропедевтика изучения нового материала | Просмотр учениками виртуальной экскурсии на тему: “Влияние человека на окружающую среду” ( CD-диск “Биология, 6 класс. Живой организм”). Составление правил поведения человека в окружающей его природе. | Просмотр учащимися виртуальной экскурсии. | Воспроизведение материала. | Объяснительно-иллюстративный | Интуитивно-визуальная. | |
3 мин. | Подведение итогов. | Учитель задает ученикам вопросы: Понравилось ли вам работать? Узнали ли вы для себя что-нибудь новое? Чему вы научились на уроке?” | Серия вопросов учителя, ответы учащихся. | Воспроизведение знаний. | Репродуктивный | Фронтально-содержательная | |
1 мин. | Домашнее задание | Нарисовать плакат на тему: “Берегите природу!”. | |||||
45 мин. | Итого |
Ход урока
1. Организационный момент
(2 минуты).Учитель. Сегодня на уроке вы должны вспомнить всё, что знаете об экосистемах леса, луга и поля и использовать свои знания при выполнении заданий. (На экране появляется Слайд № 1 из Презентации “Экосистемы луга, леса и поля”.)
Для работы на уроке вы должны разделиться на 3 группы. (Учащиеся рассаживаются так, чтобы им было удобно работать в группах.)
2. Актуализация знаний
(5 минут).Учитель. 1 задание – для всех групп. Расскажите, что такое “экосистема”. ( Дайте определение.)
После недолгого обсуждения, один из учеников “дает” определение.
Учитель. Давайте проверим ваш ответ. (Учитель выводит на экран слайд № 3 из Презентации.)
3. Закрепление знаний. Работа в группах
.(16 минут)Учитель. А теперь каждая группа получает для работы свое задание. (Задания напечатаны на листках.) Вы должны обсудить вопрос в группе и подготовить ответ на него. Отвечать будут 1 – 2 представителя от каждой группы, остальные участники группы могут помогать.
Задания для групп:
1 группа – определить значение экосистем луга и леса для человека и животных. Составить схему.
2 группа – ответить на вопрос: Могут ли растения существовать без других обитателей? Составить схему взаимодействия обитателей экосистемы луга и леса.
3 группа – ответить на вопрос: Чем отличается экосистема луга от экосистемы поля?
Учитель дает группам время для подготовки ответов на задания, и, по необходимости, консультирует учащихся, помогает им тем самым прийти к верным ответам. Потом представители от групп выступают с ответами перед всем классом.
После ответа учащихся групп учитель демонстрирует подготовленный слайды из Презентации:
после 1 группы – слайд № 27, 2 группы – слайд № 29, 3 группы – слайд № 33.
Таким образом, дети сверяют результаты своих выводов с верными ответами.
4. Физминутка
(5 минут).Учитель. Вы хорошо поработали, а теперь настало время всем отдохнуть.
Один из учеников (по желанию) выходит перед детьми и проводит спортивную разминку. Движения сопровождаются стихотворными строчками:
1. Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали
И тишину послушали.2. Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
5. Закрепление знаний. Выполнение интерактивных тестов и заданий.
(7 минут)Учитель. 9 учащихся класса, по 3 представителя от каждой группы, будут выполнять задания, которые я для них подготовила. Задания будут разной степени сложности, поэтому вы сами должны выбрать тех, кто пойдет “защищать” знания своих групп.
А. Индивидуальная работа. Выполнение интерактивных тестов и заданий на компьютерах.
Ученики садятся за компьютеры и выполняют задания учителя:
1) для “сильных” учеников учитель предлагает
тест “Лес” или тест “Луг” (Приложение
1, Приложение 2);
2) для “средних” учеников – задание “Луг” или
“Лес” с диска “Природа и человек.
Естествознание для начальной школы” в режиме
“Без подсказок”;
3) для “слабых” учеников – задание “Луг” или
“Лес” с диска “Природа и человек.
Естествознание для начальной школы” в режиме
“Обучение”
За выполнение данных заданий учащиеся сразу получают оценки.
Б. Групповая работа.
Пока 9 учащихся отвечают на задания тестов, все остальные ученики в группах обсуждают вопрос учителя: Влияет ли человек на окружающую его природную среду? (Учитель выдает лист с напечатанным вопросом каждой группе).
После обсуждения в группах, выбирается 1 ученик для ответа. Остальные учащиеся класса могут дополнить ответ своим мнением и аргументами.
После обсуждения ответов учитель выводит на экран слайды № 34 и 35 из Презентации.
6. Пропедевтика изучения нового материала
(6 минуты).Учитель. На следующем уроке мы с вами будем изучать тему: Влияние человека на окружающую среду. Я подготовила для вас небольшой материал об этом. Хочу, чтобы после просмотра фильма, вы назвали несколько правил поведения человека в окружающей его природе.
Учитель демонстрирует виртуальную экскурсию с диска “Биология, 6 класс. Живой организм”. После этого ученики называют правила поведения человека в окружающей его природе.
7. Подведение итогов урока
(3 минуты).Учитель. Понравилось ли вам работать на уроке? Узнали ли вы для себя что-нибудь новое? Чему вы научились?
Ученики отвечают на заданные вопросы, высказывают свое мнение об уроке.
Учитель. Закончить урок мне хочется строчками из стихотворения С. Воргунова:
Давай пройдемся медленно по лугу
И “здравствуй” скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!
Учитель выводит на экран слайд № 36 из Презентации.
8. Домашнее задание
(1 минута).Учитель. Дома придумайте и нарисуйте плакат на тему: “Берегите природу!”