Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: изучение нового материала.
Время проведения: первый урок по теме “База данных (OpenOffice.org Base)”.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с понятием “база данных”, структурой БД.
- Развитие познавательно интереса, логического мышления.
- Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
План урока:
- Организационный момент (2 мин.)
- Объяснение нового материала (17 мин.)
- Закрепление. Практическая работа учащихся (16 мин.)
- Подведение итогов урока. Выставление оценок. (3 мин.)
- Домашнее задание (2 мин.)
Программное обеспечение: OpenOffice.org Base.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
Здравствуйте ребята. Эпиграфом нашего урока я взяла вот такие слова: “Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию” Я. А. Каменский (Слайд № 2).
И так, настрой есть? Вперёд!
У нас есть одна проблема?!
(Слайд № 3)
Проблема: необходимо приобрести мебель для компьютерного кабинета, но нет возможности и желания обходить все магазины подряд. Какие способы приобретения нужного товара можете предложить?
Учащиеся называют способы, в т. ч. Интернет, телемагазин, каталоги, т. е. использование баз данных.
Учитель: Да, совершенно верно. И тема нашего урока “База данных”. (Слайд 4)
Цель нашего урока – выяснить, что такое База данных, где в реальной жизни мы с ними встречаемся, а также узнаем виды БД. (Слайд 5)
И так, внимание на экран: (Слайд 6)
Здесь приведена некоторая совокупность данных. Какую полезную для вас информацию вы можете извлечь из неё?
1, Захарова Т. И, 16.06 74, 98309, ул. Гагарина, д. 1, инженер, 15; 2; Марусова И. В., 15.07.68, 98376, ул. Степанова, д. 5, кассир, 21; 3, Резвов А. А. 11.11.70, 98345, пер. Пионерский, д. 9, водитель, 19.
В этой совокупности данных, конечно, можно понять, что речь идёт о сотрудниках предприятия, но не совсем понятны некоторые данные, которые представлены в этой записи.
Если же эти данные структурировать, то получим полную информацию о сотрудниках.
Пожалуйста! (Слайд 7)
№ п/п |
ФИО | Дата рождения |
Адрес |
Телефон |
Должность |
Стаж работы (лет) |
1 |
Захарова Т. И. | 16.06.74 |
Ул. Гагарина, д. 1 |
98309 |
Инженер |
15 |
2 |
Марусова И. В. | 15.07.68 |
Ул. Степанова, д. 5 |
98376 |
Кассир |
21 |
3 |
Резвов А. А. | 11.11.70 |
Пер. Пионерский, д. 9 |
98345 |
Водитель |
19 |
Рассматриваем таблицу.
Скажите, какая эта форма представления информации (табличная). База данных, поддерживающая такой вид структуры, называется реляционной (записывают в тетрадь).
Вид связи в этой БД “один к одному”. Все строки имеют один шаблон, в столбцах находятся данные одного типа.
Столбцы табличной базы данных называют полями, а строки записями. (Определения поля и записи записать в тетрадь).
Каждое поле имеет имя может хранить данные определённого типа (Слайд 8):
- Текст,
- Число,
- Дата, (Слайд 13)
- ID (№ п/п)
- И т. д.
(Слайды 9-12)
Здесь представлена файловая система в Линукс Юниор.
База данных, поддерживающая структуру в виде дерева называется иерархической (записывают в тетрадь).
Вид связи “один ко многим”. Подобная структура имеет несколько уровней.
(Слайд 14)
Сетевая модель базы данных похожа на иерархическую. Она имеет те же основные составляющие (уровень, узел, связь), однако характер их отношений принципиально иной. В сетевой модели принята свободная связь между элементами разных уровней. Вид связи “многие ко многим”. База данных, поддерживающая структуру данных в виде сети, называется сетевой (ученики записывают в тетрадь).
В настоящее время в школах, магазинах, аптеке, больнице и т. д. вся необходимая информация представлена в базах данных, что помогает быстрому поиску в компьютере нужной информации.
И чтобы оперировать данными, составляющими
базу, необходима отдельная программа — База
данных. В Линуксе Юниор она называется OpenOffice.org
Base. Эта программа предназначена для хранения,
поиска и обработки данных в базе. Попробуем
сформулировать определение базы данных,
подумайте какие прилагательные нужно вставить
вместо пропущенных слов:
(Слайд 15)
Позволяет упорядоченно хранить данные о
большом количестве … объектов, обладающих …
набором свойств. (Определение записать в
тетрадь).
И так, мы выяснили, что существуют основные три
вида структур: реляционная, иерархическая и
сетевая.
3. Закрепление. Практическая часть.
Так как реляционная модель является наиболее используемой для хранения информации, переходим к работе с реляционной моделью БД. И первый этап работы – создание таблицы. Цели работы:
- Познакомиться с основными понятиями БД;
- Научиться создавать таблицу БД в режиме Конструктор;
- Освоить переход из режима Конструктор в режим таблицы;
- Освоить основные приёмы заполнения и редактирования таблиц БД;
- Познакомиться с простой сортировкой значений таблицы;
- Научиться сохранять и загружать БД; научиться распечатывать таблицы. Время выполнения 15 минут.
(Слайд 16)
Карточки с заданием раздаются каждому ученику.
Задание 1.
Создайте новую базу данных и изготовьте структуру таблицы с информацией о учащихся нашей школы.
Порядок работы:
- Вызовите программу OpenOffice.org Base (KDE-Офис– OpenOffice.org Base);
- Включите мышкой переключатель Создать новую базу данных и щёлкните по кнопке Далее;
- Включите мышкой переключатель Да, зарегистрировать базу данных и щёлкните по кнопке Готово. Появится диалоговое окно. В поле Расположение в качестве имени базы данных введите свою фамилию. Это будет название вашей личной базы данных;
- Щёлкните по кнопке ОК;
- В следующем окне выберите базу данных таблицы – создать форму в режиме дизайна (конструктора). Появится окно Конструктора;
- В верхней левой кнопке введите имя поля (набирайте слово “Фамилия”, а не свою фамилию и нажмите на клавишу Enter. В соседней клетке появится тип данных, по умолчанию он создаётся Текстовый. Любой другой выбирается с помощью ниспадающего меню;
- Заполните поля в Конструкторе данными из таблицы1. Общие свойства поля оставляем по умолчанию (какие задаёт сама программа).
Имя поля | Тип данных |
Фамилия | Текстовый |
Имя | Текстовый |
Отчество | Текстовый |
Год рождения | Числовой |
Школа | Числовой |
Класс | числовой |
- Сохраните таблицу, щёлкнув по кнопке Закрыть;
- В появившемся окне наберите имя таблицы Список и щёлкните по кнопке ОК. Появится запрос на создание ключевого поля – уникального поля записи, по которому удобно связывать таблицы.
- Ответьте Да;
- Перейдите в режим таблицы, щёлкнув по кнопке. Ввод данных вы будете производить в этом режиме, заполняя клетки таблицы. Значение кнопки ID будете заполнять номерами по порядку. Если закончить ввод в ячейку нажатием клавиши (Enter), то маркер перейдёт в следующую ячейку;
- Заполните базу данных значениями из табл. 2.
ID | Фамилия | Имя | Отчество | Год рождения | Школа | Класс |
1 | Балбышева | Нина | Леонидовна | 1993 | МОУ “Икейская СОШ” | 11 |
2 | Шек | Николай | Фёдорович | 1995 | МОУ “Икейская СОШ” | 9 |
3 | Гапеевцева | Анна | Олеговна | 1994 | МОУ “Икейская СОШ” | 10 |
4 | Юрченко | Алёна | Александровна | 1994 | МОУ “Икейская СОШ” | 10 |
5 | Чиж | Анастасия | Владимировна | 1995 | МОУ “Икейская СОШ” | 9 |
6 | Сороковикова | Светлана | Сергеевна | 1993 | МОУ “Икейская СОШ” | 11 |
7 | Ареськин | Владислав | Антонович | 1996 | МОУ “Икейская СОШ” | 8 |
8 | Галуза | Олеся | Петровна | 1993 | МОУ “Икейская СОШ” | 11 |
9 | Рябова | Екатерина | Юрьевна | 1994 | МОУ “Икейская СОШ” | 10 |
10 | Довыденко | Анастасия | Михайловна | 1995 | МОУ “Икейская СОШ” | 9 |
- Сохраните введённые данные. В результате вы получили таблицу, с которой можно работать.
- Произведите сортировку данных по полю Фамилия по алфавиту (по возрастанию). Для этого нужно выбрать на панели инструментов значок Сортировать по возрастанию.
4. Подведение итогов.
Подведём черту. Учитель с учениками подводит итог, ещё раз обращая внимание учащихся на важные слова урока. Выставить оценки за работу на уроке, учитывая практическую часть.
5. Домашнее задание.
Подготовиться к письменной и практической работе по теме: “База данных OpenOffice.org Base” (Слайд 17).
Быстрая рефлексия на интерес к теме урока (Слайд 18).
Шкала:
4 – интересно;
3 – скорее интересно, чем нет;
2– трудно сказать;
1 – скорее не интересно, чем интересно;
0 – не интересно совершенно.
Итоги урока.
Вопросы:
- С какими новыми понятиями познакомились?
- Объясните смысл каждого понятия;
- Приведите примеры баз данных.
Выставить оценки.
Домашнее задание:
- Выучить все основные определения понятий.
- Придумать свою базу данных.