Цели урока:
- ознакомить учащихся с классификацией бутербродов, горячими напитками, историей этих блюд;
- сформировать навыки по приготовлению бутербродов и горячих напитков;
- воспитывать аккуратность и опрятность в работе.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, набор кухонной посуды, инструменты и приспособления, инструкционные карты, плакаты, набор продуктов для практической работы; мультимедийная презентация.
Тип урока комбинированный
Ход урока
I. Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку, наличия спец. одежды у учащихся.
II. Повторение пройденного материала.
Устный опрос (Слайд 2)
Вопросы для повторения:
- Каково значение блюд из яиц в питание?
- Какие блюда готовят из яиц?
- В чем заключается первичная и тепловая обработка яиц?
- Как проверить доброкачественность яиц?
- Каким требованиям должны отвечать приготовленные из яиц блюда?
- Какими столовыми приборами едят всмятку, а какими яичницу?
III. Изучение нового материала.
(Слайд 3-4)Слово учителя.
– В меню завтрака обычно входят горячее блюдо – это может быть блюдо из яиц, которые мы с вами изучили на прошлом уроке, а также горячий напиток, хлеб, масло.
Хлеб – один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труды, один из самых древних и самых значительных, самых надежных видов пищи на земле. Он не только в значительной мере покрывает энергетические затраты организма, но и обеспечивает нас большинством незаменимых пищевых веществ, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность.
Хлеб – наш добрый и постоянный друг, даже когда зачерствеет. Из черствого хлеба можно приготовить различные бутерброды, гренки и другие вкусные изделия. Бутерброды, приготовленные из черствого хлеба, лучше сохраняют форму.
Ни один стол не обходится без закусочных бутербродов. Для них используют возможные продукты: копченую рыбу, сельдь, сыр, брынзу, плавленые сырки, различные паштеты, пасты, соусы, селедочное и сырное масло, рубленую сельдь, свежие овощи и зелень. Очень аппетитны бутерброды, приготовленные из обжаренных ломтиков хлеба, так называемые тосты и гренки. Они популярны во многих европейских странах.
(Слайд 5) По способу приготовления бутерброды делятся: на холодные и горячие , простые, сложные, открытые, закрытые, слоистые, закусочные.
(Слайд 6) По виду продукта :рыбные, мясные, сладкие, гастрономические (например, с яйцом овощной икрой.)
Бутерброды имеют самую разнообразную форму: круглую, овальную, ромбическую, треугольную, квадратную.
Для того чтобы бутерброды были вкуснее, хлеб нарезают тонкими ломтиками (1 – 1,5 см) и обильно покрывают продуктом.
Приготовление различных видов бутербродов имеет свои особенности.
Открытые бутерброды могут быть простыми, если используют один видов продуктов, и сложными, когда используют несколько видов продуктов. На слегка черствый хлеб намазывают масло, сверху укладывают различные продукты, можно украсить зеленью.
Закрытые бутерброды приготавливают с двумя ломтиками хлеба, между ними укладывают продукт, такие бутерброды готовят только с твердыми видами продуктов.
Закусочные бутерброды (канапе). Это маленькие бутербродики размером 3 * 3. Канапе можно приготовить из различных продуктов. Хлеб нарезают острым ножом тонкими ломтиками, их можно пожарить на сковороде. Бутерброды подают на блюдцах или в вазах. Маленькие канапе протыкают вилочками шпажками, с помощью которых берут бутерброд.
Бутерброд сандвич – берут 2 ломтика хлеба, намазывают маслом, на один укладывают начинку. Это могут быть помидоры, листья салата, отварное мясо птицы, сваренное в крутую яйца и т.д. Ломтики между собой складывают специальной палочкой или вилочкой – шпажкой, а сверху украшают ломтиками редиса, огурца, зеленью петрушки, дольками помидора.
(Слайд 7) Существуют требования к качеству готовых бутербродов:
- Бутерброды должны быть непосредственно готовы перед подачей.
- Горячие бутерброды должны быть определенной температуры.
- Продукты, входящие в состав бутербродов, должны бать свежими.
- Хлеб не должен быть сильно тонким или толстым.
- Хлеб должен быть полностью покрыт продуктом.
(Слайд 8) Существуют специальные инструменты для приготовления бутербродов
- Острый нож или пилка для нарезки хлеба;
- Доска для нарезки хлеба;
- Острый нож и доска для резки ветчины, мяса, колбасы, сыра;
- Фруктовый нож и доска для нарезки фруктов;
- Нож с округлым концом для намазывания масла, паст и паштетов.
Задания для закрепления материала. (Слайд 9)
К бутербродам подают горячие напитки. (Слайд 10) К горячим напиткам относятся чай, кофе, какао. Их готовят на воде, а также на молоке. При добавление сахара, молока или сливок питательная ценность горячих напитков повышается.
Горячие напитки чаще всего подают на завтрак или полдник. Готовить их рекомендуют непосредственно перед подачей. (Слайд 11)
Чай – один из самых древних напитков, употребляемых человеком. Родина чая – Китай. Молодой листочек по-китайски называется “тцайей”. Отсюда и произошло слово “чай”. Это тонизирующий напиток, обладающий высокими вкусовыми, ароматическими свойствами. Он оказывает положительное влияние на организм человека, придает ощущение бодрости.
Чайное растение – вечнозеленый кустарник, культивируемый в районах с тропическими и субтропическим климатом. Для получения чая используют в основном молодые листья растения. Более 95% всемирного чая приходится на долю черного.
Помимо черного чая, есть зеленый (обладает нежным ароматом, напоминает запах свежего сена); красный (является наиболее ароматным сортом чая); желтый (относится к наиболее высококачественным видам чая). (Слайд 12)
Для приготовления чая используют заварной чайник. Чтобы заварить чай, необходимо ополоснуть и ошпарить заварной чайник, насыпать в него заварку и залить кипятком на 1/3 чайника. Дать настояться под специальной грелкой 5 – 8 минут, а потом долить чайник кипятком.
Какие пословицы про чай вы знаете? (Слайд 13)
Чай пить – приятно жить.
Выпей чайку – позабудешь тоску.
С чая лиха не бывает.
Устал – пей чай; жарко – пей чай; хочешь согреться – пей чай!
Если чай не пьёшь, где силы берёшь?
(Слайд 14)
Кофе – тонизирующий напиток. Кофе очень стимулирует физическую и психологическую активность человека. Натуральные кофе – это семена (зерна) плодов тропического кофейного дерева, вечнозеленого. Существует много сортов кофе. Лучшим сортом кофе считается арабский, его называют “Мокко”. Он отличается прекрасными вкусовыми качествами. В настоящие время Бразилия является крупным производителем кофе, там его готовят по особенному, смешивают различные сорта, благодаря чему поддерживается высокий стандарт.
(Учащиеся знакомятся с этими правилами, а также с технологией приготовления кофе по учебнику)
Детям лучше не пит кофе, а кофейные напитки, в состав которых в основном входят такие продукты, как соя, ячмень, цикорий, каштаны и др.
(Слайд 15) Какао. Семена какао были впервые привезены в Европу в 1520году завоевателем Мексики Эрнаном Кортесом. Ацтеки использовали семена какао для приготовления особого тонизирующего напитка. Свой “чоколатль” атцеки пили без сахара или мёда, но с перцем и ванилью. Затем какао стали выращивать в Венесуэле, Вест – Индии, а с XVIII века и в Бразилии. Какао – порошок получают в результате переработки какао – бобов – семян тропического древа какао. Это дерево называют еще шоколадным деревом. Родина шоколадного дерева – Южная Америка. Из какао – порошка готовят какао – питательный и вкусный напиток, полезный детям. Хранят какао – порошок в плотно закрытых банках.
(Слайд 16)
Существуют требования, которые предъявляют при приготовлении горячих напитков :
- Напитки приготовляют непосредственно перед употреблением.
- Нельзя использовать чайную заварку 3– 4 часа или на следующие сутки после приготовления.
- Готовый кофе подают горячим или холодным, но не теплым.
- Цвет напитка должен быть, если это чай, красно – коричневым или зеленоватым, если кофе – темно-коричневым.
- Напиток должен быть прозрачным.
Физминутка (Слайд 17)
IV. Практическая работа
. (слайды 18-21)Для закрепления изученного материала учащиеся выполняют практическую работу: приготовление бутербродов и чая с сахаром. Класс можно разделить на группы и предложить приготовить различные виды бутербродов и чая.
Учащиеся пользуются инструкционными технологическими картами.
Учитель, обходя рабочие места, контролирует соблюдение технологической последовательности при работе, соблюдение правил технике безопасности.
По окончанию практической работы происходит дегустация готовых бутербродов и чая.
V. Анализ и оценка урока.
Анализируя урок, учитель проводит с учащимися беседу:
- Что узнали нового на уроке?
- Что научились делать на уроке?
Затем учитель обращает внимание на допущенные ошибки, совместно с учащимися находит пути их исправления. Оценивает практическую работу и устные ответы учащихся.
VI. Домашняя работа.
На следующий урок принести фотографии или рисунки по теме “Сервировка стола к завтраку” и “Правила поведения за столом”.