Путешествие по Литературии. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Современные школьники много времени проводят за компьютером, телевизором, поэтому мало читают, редко ходят в библиотеки. Необходимо уделять большое внимание решению этой серьёзной проблемы. Обычная форма урока не всегда эффективна, часто несёт на себе печать монотонности и однообразности.

Вашему вниманию предлагается разработка урока-игры, который проводится в виде соревнования команд. Уже давно известно, что игра является уникальным средством обучения и развития. Ребята учатся принимать решения; выслушивать мнение других; выигрывать и достойно проигрывать; радоваться не только своим успехам, но и успехам других. Именно в игре ребёнку легче всего проявить свои способности и творческую активность. И самое главное, что на таких уроках у ребят нет синдрома невыученного урока, нет угнетённого состояния и плохого настроения. Игровые уроки позволяют повысить интерес школьников к литературе, чтению.

Описание игры:

Класс делится на три команды. Игра может проводиться в форме брейн-ринга, когда отвечает команда, первая объявившая о готовности, или задание выполняется на листах всеми командами одновременно, за правильные ответы каждая из получает баллы.

Ход урока

1 ведущий (слайд № 2)

Семь чудес света создали люди в древности: храм Артемиды Эфесской, величественные египетские пирамиды, прекрасную статую Зевса в Олимпии, висячие сады ассирийской царицы Семирамиды в Вавилоне, исполинскую медную статую бога Гелиоса в гавани острова Родос, Таликарнасский мавзолей и маяк в Александрии.

2 ведущий

Есть и ещё одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь. Это – книга. (слайд № 3)

1 ведущий

Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым мы дышим, к солнцу, которое освещает всё вокруг.

2 ведущий

Книги! Они рассказывают и про сказочных богатырей, и про школьную жизнь, и про дальние страны. С книгой каждый из нас может путешествовать на триста лет вперёд, в будущее, и на много лет назад, в прошлое.

1 ведущий

Откроешь страницу, другую – раздвинутся стены комнаты, станет видно далеко-далеко. Перелистаешь цветные картинки и увидишь, как старик тянет неводом золотую рыбку, как Робинзон Крузо строит хижину на зелёном необитаемом острове.

2 ведущий

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу!

Учитель

Ребята, я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие по ЛИТЕРАТУРИИ.

(Слайд № 4)

Весь год с учебником шагали,
Много нового прочли.
Немало в пути мы узнали
И на вопросы ответы нашли.

Звучит песня, появляется Баба Яга на метле.

Баба Яга

Хи-хи-хи! Хотите в путешествие отправиться, а Бабусеньку Ягусеньку не пригласили. Тэкс-тэкс! Эй, леший, чёрт, идите сюда! Ребята собрались в путешествие, а нас не пригласили.

Леший

Какая ужасная несправедливость!!!

Чёрт

Ах, так! Ну, мы устроим вам!!!

Ведущий

Здравствуйте! Мы рады видеть у нас в гостях всех литературных героев, с которыми встречались на уроках литературного чтения в этом учебном году. Мы как раз сейчас с ребятами отправляемся в путешествие, не могли бы вы стать нашими экскурсоводами?

Баба Яга

Ну ладно, раз нас так хорошо здесь встретили, поможем мы вам.

Чёрт

Начинаем наше путешествие с Поляны народной мудрости. (слайд № 5)

Леший

Но прежде, чем мы отправимся, назовите жанры произведений фольклора, о которых мы говорили.

Дети

Пословицы, поговорки, загадки, потешки, частушки…

Чёрт

Молодцы, ребята!

Внимание! Внимание! Начинаем наше соревнование!

Конкурс “Восстанови пословицу или поговорку”. (слайд № 6)

Старый друг лучше ……………………….. новых двух.
Ученье – свет, ………………………………а не ученье – тьма.
Дело мастера ………………………………..боится.
Слушай больше, ……………………………..а говори меньше.
Слово не воробей: ……………………………вылетит – не поймаешь.

Конкурс “Шифровальщики” (слайд № 7)

Идно аз схев, и вес аз огодно. (Один за всех, и все за одного.)

Улде меряв, а хетепо сач. (Делу время, а потехе час.)

Конкурс “Узнай пословицу” (пантомима)

Держи язык за зубами.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Конкурс “Частушки на школьную тему”.

(Слайд № 8)

Конкурс загадок (слайд № 9)

Ведущий Придумайте стихи-загадки о ландыше, землянике, колокольчике.

Можно использовать следующие слова:

– горошки, шарики, бубенчики, звоночки, головки;
– белые, красные, фиолетовые, душистые, сладкие, тонкая, зелёная;
– растут, зовут, сидят, висят, неслышно, звенят, дрожат, качаются, кивают;
– на ножке, на ниточке.

У ребят получились такие загадки:
Белые душистые горошки висят на зелёной ножке.
Белые душистые шарики висят на стебельке, как фонарики.
Звенит звонок на тонкой ножке в фиолетовой одёжке.
Сладкий красный шарик горит, как фонарик.

Баба Яга Молодцы, ребята! Какие замечательные загадки у вас получились, а всё о вашей школьной жизни мы узнали из частушек.

Ведущий

Спасибо, гости дорогие, до новых встреч. А мы с вами, ребята, отправляемся в Сказочное Лукоморье. Кто же лучше всех знает сказки? (слайд № 10)

Дети

Кот Ученый!

Кот

Здравствуйте, друзья! Я знаю очень много интересных сказок, ведь не зря А.С.Пушкин назвал меня Ученым.

Задание (слайд № 11)

Соотнесите виды современного транспорта и волшебные предметы, ставшие их прообразами.

Автомобиль Ковер-самолёт
Поезд Ступа Бабы Яги
Самолёт Печь Ивана-дурака
Ракета Сапоги-скороходы

Задание (слайд №12)

Определите, какие персонажи и волшебные предметы помогают, а какие препятствуют действиям героев волшебных сказок.

Щука Метла Яблоня Гуси-лебеди

Помощники Противники

Паутина Гребень Леший Сапоги-скороходы

Задание Вспомните название и автора сказки? (слайд №13 )

1. За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава:
А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит. (А.С. Пушкин “Сказка о Царе Салтане…”)

2 В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло, – но зато и глубоко там! Ни один якорь не достанет до дна; на дно моря пришлось бы поставить одну на другую много-много колоколен, только тогда бы они могли высунуться из воды. На самом дне живут… (Х.К. Андерсен “Русалочка”)

Кот Молодцы, ребята! Извините, но мне надо вернуться к делам. До новых встреч.

Ведущий А вот и Лес Басен. (слайд №14)

Задание (слайд №15)

Прочитайте “басню”. Вы заметили, что её герои “перемешаны”? Определите, из каких басен И.А. Крылова они взяты.

Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Проказница Мартышка,
Осёл, Козёл
Да косолапый Мишка
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.

Случилось соловью на шум их прилететь. (“Лебедь, Рак и Щука”, “Квартет”)

Ведущий Какие вы молодцы! Отлично справились с заданием. А вот и гора Поэзии.

(Слайд № 16)

В этом учебном году вы много учили стихотворений о родной природе. Предлагаю провести конкурс чтецов. (слайды № 17-24 –это фон к стихотворениям)

Ведущий Большое спасибо всем участникам нашего поэтического конкурса!

Давайте отправимся дальше в путь. О, перед нами море Повестей и Рассказов.

(Слайд № 25) Но что же здесь произошло? (слайд № 26) Оказывается, недавно был сильный шторм, и все авторы, названия книг и герои перепутались. Помогите, пожалуйста, навести порядок.

(Слайд №27)

Соедините имена авторов предложенных литературных произведений и названия книг, которые они написали.

А. Чехов “Глоток молока”
К. Паустовский “Янко-музыкант”
С. Алексеев “Цветок на земле”
Н. Носов “Огородники”
М. Зощенко “Корзина с еловыми шишками”
М. Пришвин “У классной доски”
Г.Сенкевич “Ёлка”
Л. Кассиль “Ванька”
А. Платонов “Радуйся малому, тогда и  большое придёт”

Команды показывают отрывки из любых литературных произведений (домашнее задание), соперники должны угадать название и автора.

Подведение итогов игры, награждение книгами всех участников путешествия.

Ведущий Вот и подошло к концу наше путешествие по ЛИТЕРАТУРИИ.

Закончен праздник. Он у нас
Рассчитан на один лишь час.
Но вы, читающий народ,
Любите книгу круглый год!