Современные школьники много времени проводят за компьютером, телевизором, поэтому мало читают, редко ходят в библиотеки. Необходимо уделять большое внимание решению этой серьёзной проблемы. Обычная форма урока не всегда эффективна, часто несёт на себе печать монотонности и однообразности.
Вашему вниманию предлагается разработка урока-игры, который проводится в виде соревнования команд. Уже давно известно, что игра является уникальным средством обучения и развития. Ребята учатся принимать решения; выслушивать мнение других; выигрывать и достойно проигрывать; радоваться не только своим успехам, но и успехам других. Именно в игре ребёнку легче всего проявить свои способности и творческую активность. И самое главное, что на таких уроках у ребят нет синдрома невыученного урока, нет угнетённого состояния и плохого настроения. Игровые уроки позволяют повысить интерес школьников к литературе, чтению.
Описание игры:
Класс делится на три команды. Игра может проводиться в форме брейн-ринга, когда отвечает команда, первая объявившая о готовности, или задание выполняется на листах всеми командами одновременно, за правильные ответы каждая из получает баллы.
Ход урока1 ведущий (слайд № 2)
Семь чудес света создали люди в древности: храм Артемиды Эфесской, величественные египетские пирамиды, прекрасную статую Зевса в Олимпии, висячие сады ассирийской царицы Семирамиды в Вавилоне, исполинскую медную статую бога Гелиоса в гавани острова Родос, Таликарнасский мавзолей и маяк в Александрии.
2 ведущий
Есть и ещё одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь. Это – книга. (слайд № 3)
1 ведущий
Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым мы дышим, к солнцу, которое освещает всё вокруг.
2 ведущий
Книги! Они рассказывают и про сказочных богатырей, и про школьную жизнь, и про дальние страны. С книгой каждый из нас может путешествовать на триста лет вперёд, в будущее, и на много лет назад, в прошлое.
1 ведущий
Откроешь страницу, другую – раздвинутся стены комнаты, станет видно далеко-далеко. Перелистаешь цветные картинки и увидишь, как старик тянет неводом золотую рыбку, как Робинзон Крузо строит хижину на зелёном необитаемом острове.
2 ведущий
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу!
Учитель
Ребята, я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие по ЛИТЕРАТУРИИ.
(Слайд № 4)
Весь год с учебником шагали,
Много нового прочли.
Немало в пути мы узнали
И на вопросы ответы нашли.
Звучит песня, появляется Баба Яга на метле.
Баба Яга
Хи-хи-хи! Хотите в путешествие отправиться, а Бабусеньку Ягусеньку не пригласили. Тэкс-тэкс! Эй, леший, чёрт, идите сюда! Ребята собрались в путешествие, а нас не пригласили.
Леший
Какая ужасная несправедливость!!!
Чёрт
Ах, так! Ну, мы устроим вам!!!
Ведущий
Здравствуйте! Мы рады видеть у нас в гостях всех литературных героев, с которыми встречались на уроках литературного чтения в этом учебном году. Мы как раз сейчас с ребятами отправляемся в путешествие, не могли бы вы стать нашими экскурсоводами?
Баба Яга
Ну ладно, раз нас так хорошо здесь встретили, поможем мы вам.
Чёрт
Начинаем наше путешествие с Поляны народной мудрости. (слайд № 5)
Леший
Но прежде, чем мы отправимся, назовите жанры произведений фольклора, о которых мы говорили.
Дети
Пословицы, поговорки, загадки, потешки, частушки…
Чёрт
Молодцы, ребята!
Внимание! Внимание! Начинаем наше соревнование!
Конкурс “Восстанови пословицу или поговорку”. (слайд № 6)
Старый друг лучше ……………………….. новых двух.
Ученье – свет, ………………………………а не ученье – тьма.
Дело мастера ………………………………..боится.
Слушай больше, ……………………………..а говори меньше.
Слово не воробей: ……………………………вылетит – не поймаешь.
Конкурс “Шифровальщики” (слайд № 7)
Идно аз схев, и вес аз огодно. (Один за всех, и все за одного.)
Улде меряв, а хетепо сач. (Делу время, а потехе час.)
Конкурс “Узнай пословицу” (пантомима)
Держи язык за зубами.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Конкурс “Частушки на школьную тему”.
(Слайд № 8)
Конкурс загадок (слайд № 9)
Ведущий Придумайте стихи-загадки о ландыше, землянике, колокольчике.
Можно использовать следующие слова:
– горошки, шарики, бубенчики, звоночки, головки;
– белые, красные, фиолетовые, душистые, сладкие,
тонкая, зелёная;
– растут, зовут, сидят, висят, неслышно, звенят,
дрожат, качаются, кивают;
– на ножке, на ниточке.
У ребят получились такие загадки:
Белые душистые горошки висят на зелёной ножке.
Белые душистые шарики висят на стебельке, как фонарики.
Звенит звонок на тонкой ножке в фиолетовой одёжке.
Сладкий красный шарик горит, как фонарик.
Баба Яга Молодцы, ребята! Какие замечательные загадки у вас получились, а всё о вашей школьной жизни мы узнали из частушек.
Ведущий
Спасибо, гости дорогие, до новых встреч. А мы с вами, ребята, отправляемся в Сказочное Лукоморье. Кто же лучше всех знает сказки? (слайд № 10)
Дети
Кот Ученый!
Кот
Здравствуйте, друзья! Я знаю очень много интересных сказок, ведь не зря А.С.Пушкин назвал меня Ученым.
Задание (слайд № 11)
Соотнесите виды современного транспорта и волшебные предметы, ставшие их прообразами.
Автомобиль Ковер-самолёт
Поезд Ступа Бабы Яги
Самолёт Печь Ивана-дурака
Ракета Сапоги-скороходы
Задание (слайд №12)
Определите, какие персонажи и волшебные предметы помогают, а какие препятствуют действиям героев волшебных сказок.
Щука Метла Яблоня Гуси-лебеди
Помощники Противники
Паутина Гребень Леший Сапоги-скороходы
Задание Вспомните название и автора сказки? (слайд №13 )
1. За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава:
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит. (А.С. Пушкин “Сказка о Царе Салтане…”)
2 В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло, – но зато и глубоко там! Ни один якорь не достанет до дна; на дно моря пришлось бы поставить одну на другую много-много колоколен, только тогда бы они могли высунуться из воды. На самом дне живут… (Х.К. Андерсен “Русалочка”)
Кот Молодцы, ребята! Извините, но мне надо вернуться к делам. До новых встреч.
Ведущий А вот и Лес Басен. (слайд №14)
Задание (слайд №15)
Прочитайте “басню”. Вы заметили, что её герои “перемешаны”? Определите, из каких басен И.А. Крылова они взяты.
Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Проказница Мартышка,
Осёл, Козёл
Да косолапый Мишка
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь. (“Лебедь, Рак и Щука”, “Квартет”)
Ведущий Какие вы молодцы! Отлично справились с заданием. А вот и гора Поэзии.
(Слайд № 16)
В этом учебном году вы много учили стихотворений о родной природе. Предлагаю провести конкурс чтецов. (слайды № 17-24 –это фон к стихотворениям)
Ведущий Большое спасибо всем участникам нашего поэтического конкурса!
Давайте отправимся дальше в путь. О, перед нами море Повестей и Рассказов.
(Слайд № 25) Но что же здесь произошло? (слайд № 26) Оказывается, недавно был сильный шторм, и все авторы, названия книг и герои перепутались. Помогите, пожалуйста, навести порядок.
(Слайд №27)
Соедините имена авторов предложенных литературных произведений и названия книг, которые они написали.
А. Чехов “Глоток молока”
К. Паустовский “Янко-музыкант”
С. Алексеев “Цветок на земле”
Н. Носов “Огородники”
М. Зощенко “Корзина с еловыми шишками”
М. Пришвин “У классной доски”
Г.Сенкевич “Ёлка”
Л. Кассиль “Ванька”
А. Платонов “Радуйся малому, тогда и большое придёт”
Команды показывают отрывки из любых литературных произведений (домашнее задание), соперники должны угадать название и автора.
Подведение итогов игры, награждение книгами всех участников путешествия.
Ведущий Вот и подошло к концу наше путешествие по ЛИТЕРАТУРИИ.
Закончен праздник. Он у нас
Рассчитан на один лишь час.
Но вы, читающий народ,
Любите книгу круглый год!