Авторские сказки К.Д. Ушинского. "Лиса и козел"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (635 кБ)


Тип урока: комбинированный.

Цели урока: ознакомление детей с творчеством и со сказкой К.Ушинского “Лиса и козел”, учить правильно находить в тексте ответы на вопросы, развитие умения работать с текстом, упражнение в выразительном чтении диалога действующих персонажей, умение слушать и слышать своих товарищей, совершенствовать навык чтения целыми словами, воспитывать интерес к произведениям писателя, способствовать развитию речи учащихся.

Оборудование урока: учебник для 1 класса “Литературное чтение”, ИКТ.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Прозвенел звонок, начинается урок. Наши ушки на макушке, глазки широко открыты, слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем. Сегодня снова к нам пришли гости, повернитесь и поздоровайтесь. Тихо сели.

Слайд 1. Итак, урок литературного чтения.

2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

– Ребята, вы любите сказки читать?

– Какие сказки мы читали на уроках?

– Назовите из них те, которые больше всех вам понравились.

– А к каким сказкам они относятся? (народным)

– Чему учат сказки? (добру, честности, смелости, трудолюбию)

– Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с произведениями нового раздела. Откройте книгу на с.81.

– Прочитайте, как называется раздел? (авторские сказки)

Чтение статьи об авторских сказках.

– Давайте вспомним, какие сказки относятся к народным, а какие к авторским?

Слайд 2.

– Каких писателей – сказочников вы знаете? Какие сказки они написали?

Интеллектуальная игра “Угадай-ка!”

Слайд 3,4.

– Знаете ли вы сказочных героев, которые нарисованы на этом слайде?

– Из какой он сказки?

– К какой сказке она относится? Народная или авторская?

– Кто автор?

3. Изучение нового материала.

Знакомство со сказкой К.Д. Ушинского “Лиса и козел”.

– Прочитайте название произведения.

– Кто написал эту сказку?

Творчество Ушинского К.Д.

Слайды 5,6,7,8,9

– К.Д.Ушинский прожил всего 47 лет. Он был учителем всех учителей. Составителем учебников для детей “Детский мир”, “Родное слово”, очень много писал для детей. Первая книга, составленная Ушинским, называлась “Детский мир” и предназначалась для ребят 10—11 лет. В этой книге были разделы “первое знакомство с родиной”, “Из русской истории” и другие. Входили в книгу также стихи, басни, отрывки из произведений русских писателей. Через три года он создал еще одну книгу – “Родное слово”. Она была адресована младшим детям -6-9 лет, поэтому состояла из азбуки и двух книг для чтения. В этом учебнике было особенно много поговорок, пословиц, скороговорок, загадок. Еще совсем молодой Ушинский записал в дневнике: "Сделать как можно больше пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней – то я должен направлять все мои способности!" Вот таким замечательным и интересным человеком был Константин Дмитриевич.

Подготовка к восприятию текста.

Слайд 10.

– Настало время познакомиться со сказкой “Лиса и козел”. Закройте книги, отложите их на край парты, сядьте удобно. Во время моего чтения подумайте над тем, чему учит эта сказка.

Первичное чтение.

Проверка первичного восприятия текста.

– Понравилась ли вам сказка?

– А что особенно понравилось?

– Чему учит эта сказка?

Речевая разминка.

Слайд 11.

Ве-во-ви-вы-ва-в лесу выросла трава.
Са-си-сы-со-су-даю Саше лису.
Ра-ро-ру-ре-ри-ры-ра-начинается игра.
Ар-арь-ар-ар-арь-на стене висит фонарь.
Жа-за-са-жу-су-зу-мы поймали стрекозу.
Со-зо-цо-снесла курица яйцо.

– Прочитайте. (Дети читают хором)

Подготовка к чтению сказки “Лиса и козел”

– Откройте учебник на с.81. Прежде чем начать чтение сказки, подготовьтесь, прочитайте слова сначала по слогам, затем целыми словами. Некоторые из них встретятся нам в тексте.

Чтение произведения детьми.

– Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем рассказ все вместе: по цепочке, друг за другом.

Физминутка

Раз, два, три – веселей шагайте.
Раз, два, три – ноги поднимайте.
Раз, два, три – потянитесь дружно.
Раз, два, три – сели и привстали.
Раз, два, три – ручками похлопали.
Раз, два, три – ножками похлопали.

Тихо сели.

Чтение по ролям

– А теперь, попытаемся прочитать по ролям.

– Сколько действующих лиц?

Анализ сказки Выборочное чтение

– Какие слова из сказки можно поставить как подпись под рисунком? (Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца).

– В начале сказки написано: “Идет козел, умная голова…” Кто так думает, что у козла “умная голова”: другие животные и люди или сам козел?

– Всерьез или с насмешкой Ушинский сказал о козле “умная голова”?

– Почему лиса назвала козла “бородатый дурень”?

– Сравните лису из сказки Ушинского с лисицами из народных русских сказок (его лиса хитрая, коварная, жестокая).

– Какой совет дали бы козлу?

4. Итог. Рефлексия.

– С какой сказкой познакомились?

– Кто автор этой сказки?

Спасибо за урок!