Тип урока: комбинированный.
Цели урока: ознакомление детей с творчеством и со сказкой К.Ушинского “Лиса и козел”, учить правильно находить в тексте ответы на вопросы, развитие умения работать с текстом, упражнение в выразительном чтении диалога действующих персонажей, умение слушать и слышать своих товарищей, совершенствовать навык чтения целыми словами, воспитывать интерес к произведениям писателя, способствовать развитию речи учащихся.
Оборудование урока: учебник для 1 класса “Литературное чтение”, ИКТ.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Прозвенел звонок, начинается урок. Наши ушки на макушке, глазки широко открыты, слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем. Сегодня снова к нам пришли гости, повернитесь и поздоровайтесь. Тихо сели.
Слайд 1. Итак, урок литературного чтения.
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
– Ребята, вы любите сказки читать?
– Какие сказки мы читали на уроках?
– Назовите из них те, которые больше всех вам понравились.
– А к каким сказкам они относятся? (народным)
– Чему учат сказки? (добру, честности, смелости, трудолюбию)
– Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с произведениями нового раздела. Откройте книгу на с.81.
– Прочитайте, как называется раздел? (авторские сказки)
Чтение статьи об авторских сказках.
– Давайте вспомним, какие сказки относятся к народным, а какие к авторским?
Слайд 2.
– Каких писателей – сказочников вы знаете? Какие сказки они написали?
Интеллектуальная игра “Угадай-ка!”
Слайд 3,4.
– Знаете ли вы сказочных героев, которые нарисованы на этом слайде?
– Из какой он сказки?
– К какой сказке она относится? Народная или авторская?
– Кто автор?
3. Изучение нового материала.
Знакомство со сказкой К.Д. Ушинского “Лиса и козел”.
– Прочитайте название произведения.
– Кто написал эту сказку?
Творчество Ушинского К.Д.
Слайды 5,6,7,8,9
– К.Д.Ушинский прожил всего 47 лет. Он был учителем всех учителей. Составителем учебников для детей “Детский мир”, “Родное слово”, очень много писал для детей. Первая книга, составленная Ушинским, называлась “Детский мир” и предназначалась для ребят 10—11 лет. В этой книге были разделы “первое знакомство с родиной”, “Из русской истории” и другие. Входили в книгу также стихи, басни, отрывки из произведений русских писателей. Через три года он создал еще одну книгу – “Родное слово”. Она была адресована младшим детям -6-9 лет, поэтому состояла из азбуки и двух книг для чтения. В этом учебнике было особенно много поговорок, пословиц, скороговорок, загадок. Еще совсем молодой Ушинский записал в дневнике: "Сделать как можно больше пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней – то я должен направлять все мои способности!" Вот таким замечательным и интересным человеком был Константин Дмитриевич.
Подготовка к восприятию текста.
Слайд 10.
– Настало время познакомиться со сказкой “Лиса и козел”. Закройте книги, отложите их на край парты, сядьте удобно. Во время моего чтения подумайте над тем, чему учит эта сказка.
Первичное чтение.
Проверка первичного восприятия текста.
– Понравилась ли вам сказка?
– А что особенно понравилось?
– Чему учит эта сказка?
Речевая разминка.
Слайд 11.
Ве-во-ви-вы-ва-в лесу выросла трава.
Са-си-сы-со-су-даю Саше лису.
Ра-ро-ру-ре-ри-ры-ра-начинается игра.
Ар-арь-ар-ар-арь-на стене висит фонарь.
Жа-за-са-жу-су-зу-мы поймали стрекозу.
Со-зо-цо-снесла курица яйцо.
– Прочитайте. (Дети читают хором)
Подготовка к чтению сказки “Лиса и козел”
– Откройте учебник на с.81. Прежде чем начать чтение сказки, подготовьтесь, прочитайте слова сначала по слогам, затем целыми словами. Некоторые из них встретятся нам в тексте.
Чтение произведения детьми.
– Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем рассказ все вместе: по цепочке, друг за другом.
Физминутка
Раз, два, три – веселей шагайте.
Раз, два, три – ноги поднимайте.
Раз, два, три – потянитесь дружно.
Раз, два, три – сели и привстали.
Раз, два, три – ручками похлопали.
Раз, два, три – ножками похлопали.
Тихо сели.
Чтение по ролям
– А теперь, попытаемся прочитать по ролям.
– Сколько действующих лиц?
Анализ сказки Выборочное чтение
– Какие слова из сказки можно поставить как подпись под рисунком? (Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца).
– В начале сказки написано: “Идет козел, умная голова…” Кто так думает, что у козла “умная голова”: другие животные и люди или сам козел?
– Всерьез или с насмешкой Ушинский сказал о козле “умная голова”?
– Почему лиса назвала козла “бородатый дурень”?
– Сравните лису из сказки Ушинского с лисицами из народных русских сказок (его лиса хитрая, коварная, жестокая).
– Какой совет дали бы козлу?
4. Итог. Рефлексия.
– С какой сказкой познакомились?
– Кто автор этой сказки?
Спасибо за урок!