Нетрадиционные формы проведения уроков с использованием современных средств обучения

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (945 кБ)


Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму.
(Древняя китайская мудрость)

Образование сегодня претерпевает существенные перемены, одна из которых – перенос центра тяжести с обучения на учение. Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание являются важнейшим условием образовательного процесса.

Современный урок – это сложное образование, подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил. Работая с учащимися 5 – 9-х классов с разной степенью подготовки по математике стала постепенно внедрять различные типы нетрадиционных уроков, тем самым, помогая учащимся найти в уроках те моменты, которые увлекают их своей необычностью, приносят радость и удовлетворение ученику и мне, расширяют кругозор, развивают сообразительность, наблюдательность и смекалку. (Показ слайда №3 в презентации)

Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются интегрированные уроки, урок-игра, урок-исследование, урок-зачет, урок– сказка и другие формы.

Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить – это повсеместная компьютеризация и информатизация многих областей человеческой жизни. Информатизация образования представляет процесс внедрения в образование информационных знаний, методов, технологий.

Именно, информационно-коммуникационные технологии не только дают учащимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным, проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность.

Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес, пытливость и прочность знаний ребенка, поэтому в школе компьютер становится посредником между учителем и учеником, позволяющим организовать процесс обучения. (Показ слайда №4 в презентации)

Основные предназначения мультимедийного урока: изучение нового материала, преподнесение новой информации; закрепление пройденного, отработка учебных умений и навыков; повторение, практическое применение полученных знаний, умений, навыков; обобщение и систематизация знаний.

Применять компьютер на уроках математики я начала несколько лет назад, когда он появился в школе. В то время программного обеспечения по математике практически не было, поэтому я презентации создавала самостоятельно. И хотя работы были просты, их использование вызывало живейший интерес у учеников.

Ведь, (показ слайда №5 в презентации) презентация – это целенаправленный информационный процесс, решающий свои задачи, в котором компьютер выступает не только как средство, дающее большую свободу для творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого в презентации материала.

Их использование позволяет разнообразить формы и методы работы как на уроке, на каждом его этапе: и при подаче нового материала, и при закреплении, и при самостоятельной работе учащихся, так и во внеурочной деятельности.

Даже самые пассивные из учащихся с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы. Во время любой презентации дети очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы, так как, во-первых, им необходимо четко запомнить интересно представленный материал, во-вторых, маленький шум может помешать ответить на вопросы по данной теме. Использование презентаций повышает интерес обучающихся к математике. Презентация помогает мне развивать познавательную активность учащихся, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу на уроке, а также снимает утомление учащихся. Кроме того, развивает внимание и сообразительность. Предлагаю Вашему вниманию одну из презентаций в 5 классе по теме “Правильные и неправильные дроби” (показ слайдов №6-15 в презентации), как изложение к объяснительному тексту. Я даю высокую оценку эффективности использования презентации, отметив очевидные ее достоинства: (показ слайда №16 в презентации) последовательность изложения, возможность воспользоваться официальными шпаргалками, мультимедийные эффекты, копируемость, транспортабельность.

С помощью компьютера провожу вычислительный (использование калькулятора) или графический эксперимент с математической моделью (построение графиков функций), показываю математические объекты в динамике (урок геометрии в 9 классе “Построение правильных многоугольников”), компьютер служит для отработки базовых умений при тестировании.

Электронные презентации дают возможность быстро показать модель изучаемого материала, решение дифференцированных заданий, могут содержать примеры выполнения заданий. Например, в 7 классе при изучении темы “Решение систем уравнений” (урок применения УДЕ (показ слайдов №17-24 в презентации). Сначала систематизирую уже полученные знания, демонстрирую способы решения систем уравнений, комментирую их, даю образцы решения, затем учащиеся в группах решают задания разной сложности, используя образцы и выбирая наиболее удобный и понравившийся им способ решения систем.

Использую компьютер для создания разнообразных дидактических материалов; создаю презентации новых тем; создаю тесты с выбором ответа (примеры тестов в приложении), использую диски с раздаточным материалом.

Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной и дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются “субъект-субъектные” отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Считаю, что применение компьютера на уроке обосновано при всех формах урока, нужно только правильно дозировать электронную информацию и электронный эксперимент с живым общением с учителем и реальными экспериментами. На таких уроках происходит восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие. (Показ слайда №25 в презентации)

Система обучения с применением информационных технологий отвечает следующим требованиям: 1)оптимизации содержания учебных курсов; 2)активизации познавательной деятельности; 3)индивидуализации учебного процесса; 4) интенсификации процесса обучения; 5) обеспечению непрерывного текущего контроля знаний учащихся и качества обучения.

Предлагаю вашему вниманию разработку презентации для интегрированного урока (план урока в приложениях к статье) математики в 5 классе по теме “ Деление десятичных дробей на натуральные числа” в форме путешествия по Новгороду, который проводила с учителем православной культуры в честь 1150 годовщины образования. (Показ слайдов №26-35 в презентации).

В заключении посмотрим презентацию к уроку-зачету в форме викторины “Счастливый случай” (разработка урока в приложениях) в 8 классе по геометрии по теме “Четырехугольники” (показ слайдов №36-41 в презентации).

Благодарю за внимание! (показ слайда №42 в презентации).

Приложение