В Урайском профессиональном колледже на изучение химии отводится в среднем 102 аудиторных часа, из них на органическую химию приходится 62 часа. Тема “Непредельные углеводороды” изучается в течение 8 часов, из которых два часа отводятся на лабораторно-практическое занятие. В оставшиеся 6 часов мы должны подробно рассмотреть строение и свойства алкенов, алкинов, алкадиенов.
В большинстве учебников предложено поочередное изучение данных классов веществ. Мы несколько изменили структуру изучения темы. В календарно-тематическом плане деление на уроки (пары) выглядит следующим образом:
1-2. Классификация, изомерия и номенклатура непредельных углеводородов.
3-4. Химические свойства непредельных углеводородов: сходства и отличия.
5-6. Этилен и ацетилен: их свойства, получение и применение. Общая характеристика диеновых углеводородов.
Задачи урока “Классификация, изомерия и номенклатура непредельных углеводородов” таковы:
- дать представление учащимся о группах непредельных углеводородов, их строении, общих формулах, видах изомерии и номенклатуре;
- способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления; специальных умений: составлять формулы веществ, называть вещества; общеучебных умений: работать с текстом;
- способствовать формированию принципиальности, критичного отношения к своим ответам и ответам товарищей, доброжелательности при работе в группе.
Поскольку данный урок начинает новую тему, то нами был выбран тип урока – усвоения новых знаний.
В ходе урока мы применили следующие средства обучения: ТСО: компьютер, проектор, экран; оценочный лист; карточки-упражнения, тесты, информационные карточки, плакаты “Ряд радикалов”, “Углеводороды – алканы, алкены, алкины”, “Гомологический ряд алканов”.
При проведения урока нами были использованы следующие методы и методические приемы: работа с текстом, работа в группах, игра, фронтальная беседа, самостоятельная работа, использование алгоритма действия, демонстрационный эксперимент, создание проблемной ситуации, иллюстрация и др.
Подготовка к занятию. Столы расставляются для групповой работы. На доске записывается тема урока. На столы для каждой группы необходимо разложить оценочные листы с критериями оценки:
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
№ |
ФИО |
Устный ответ |
Упр 1 |
Упр 2 |
Упр 3 |
Упр 4 |
Тест |
Итого |
КРИТЕРИИ
5б – сделал быстро и самостоятельно.
4б – сам выполнил более половины
3б – помогали товарищи
2б – списал у товарищей
1б – ничего не делал, мешал остальным.
Устные ответы оцениваем по 1 баллу за каждый.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний (разминка).
- Объяснение нового материала
- Подведение итогов.
- Домашнее задание
Урок проходит в сопровождении презентации, она является его неотъемлемой частью на всех этапах.
Организационный момент (5 мин). На данном этапе урока объявляется тема (Слайд 1)и основные задачи урока (Слайд 2). Одновременно с объявлением задач происходит мотивирование учащихся на изучение данного материала.
Также происходит деление учащихся на группы, выбор лидера – самого принципиального и справедливого человека, того, кто будет отмечать достижения в оценочном листе.
Актуализация знаний (разминка) (8-10 мин). Прежде чем перейти к новой теме необходимо настроить учащихся на восприятие, включить их в работу. Лучше всего это сделать в игровой форме. Одновременно повторяются вопросы, необходимые при изучении новой темы.
а) игра “крестики и нолики” (первый ряд играет против второго, ответивший теряет право второго ответа, неверный ответ засчитывается в пользу соперников, на доске рисуется поле для игры в “крестики – нолики”, каждая клетка нумеруется)
Вопросы для игры:
- Назовите формулу алкана, у которого 50 атомов С.
- Какие углеводороды называются предельными?
- Что такое углеводороды?
- На что указывает окончание –АН в названии алкана?
- Формула метана.
- Седьмой член гомологического ряда алканов?
- Что такое изомеры?
- Что такое гомологи?
- Какие связи называются кратными?
Б) Гомологический ряд алканов ( кто быстрее составит из разрозненных формул гомологический ряд алканов) (проверка по Слайду 3).
Объяснение нового материала начинается с видеосюжета, который был подготовлен специально к данному уроку. В нем описывается и демонстрируется опыт Бехера по получению этилена из этилового спирта, дается историческая справка об этилене. Учащиеся получают задание: разгадать формулу этилена и его строение, зная формулу этилового спирта и то, что серная кислота, является водоотнимающим средством (проверка по слайду 4).
Данная экспериментальная задача показывает, что кроме углеводородов с простыми связями существуют углеводороды с двойными связями (вероятно, есть и с тройными?). Такие связи называют кратными, углеводороды – непредельными.
Далее рассматривается деление непредельных углеводородов на несколько групп: алкены, алкины и алкадиены, которые отличаются общими формулами и наличием кратных связей (Слайд 5).
Учащиеся получают задание по схеме на слайде: самостоятельно дать определения и записать их в тетрадь. Правильность написания проверяют по слайдам 6,7,8. Учащиеся видят первоначальные отличия классов веществ и одновременно запоминают структуру определений (общий план).
Далее, решая упражнения, отрабатываем ряд необходимых умений.
В упражнении №1 (4 мин) отрабатываем умения пользоваться общими формулами
Задание. Составьте формулу алкена, у которого 15 атомов углерода.
-----------------------– алкана----------------32 атома углерода.
------------------------алкадиена-------------16 атомов углерода
-------------------------алкина----------------22 атома углерода
-------------------------алкана, у которого 22 атома водорода
-------------------------алкена----------------102 атома водорода
-------------------------алкина----------------48 атомов водорода
Проверка по слайду 9.
Упражнение №2 (4 мин) предполагает закрепление классификационных признаков.
Задание. Из предложенных веществ выберите алканы, алкены и алкины (запишите в три столбика). Какие признаки вы положили с основу разделения?
С6Н12, СН3—СН3, октин-2, С3Н4, СН3—СН2—С?СН, С5Н12,
ундекан, С12Н24, С10Н22, пентен-1, СН3—СН=СН2, С11Н22,
СН3—СН2—СН2—СН3, С15Н28, метан, СН?СН
Проверка по слайду 10.
Зная общие формулы, можно легко составить гомологические ряды алкенов и алкинов. Что учащиеся и проделывают (проверка и запись названий веществ по слайдам 11, 12). Учащиеся легко делают вывод о том, что корень в названии алкенов и алкинов означает число атомов углерода, а суффиксы –ен и –ин указывают на тип кратной связи.
По слайду 13 повторяем понятие “гомологи”.
Далее решая упражнение №3, учимся правильно писать структурные формулы веществ. На слайде 14 приведен алгоритм составления формулы.
Задание. Напишите развернутые формулы следующих веществ:
Пентен-1, гексадиен-1,3, октан, пропин, С4Н10, С7Н14, бутин-2.
Проверка по слайду 15.
Умение обратное предыдущему (назвать непредельные углеводороды) отрабатывается в упражнении №4. На слайдах 16-18 приведен алгоритм называния веществ.
Задание. Дайте названия веществам:
Проверка по слайду 19.
Переходим к следующему вопросу – “Изомерия непредельных углеводородов”. В ходе фронтальной беседы повторяем: что такое изомеры? и как узнать являются ли вещества изомерами? (слайд 20)
Задание: самостоятельно по информационной карточке выпишите в тетрадь виды, подвиды изомерии и примеры к ним. Как правило, в ходе изучения предыдущих тем учащиеся уже хорошо усвоили структурную изомерию, и для них не составляет особого труда написать изомеры для непредельных углеводородов.
По завершении работы, в качестве обратной связи, учащимся предлагается выполнить тест из 5 заданий, отражающих основное содержание урока (см. приложение 1). Исправления в тесте не допускаются, так как по завершении работы осуществляется его проверка (слайд 21)
Подведение итогов(5 мин). В течение всего урока лидеры групп вели записи в оценочных листах в соответствии с предложенными критериями. После окончательного подсчета баллов происходит их перевод в отметки:
более 25 баллов – “5”
20-25 баллов – “4”
15-20 баллов – “3”.
Обязательно нужно проговорить, понравился ли урок учащимся, что нового они узнали, что было лишним, чего не хватило и т.д..
Также обязательным моментом является разбор домашнего задания (Слайд 22).
И не забудьте поблагодарить учащихся за урок: за честность, трудолюбие, хорошую дисциплину и прочее. Чем больше хороших слов вы скажете в ходе урока в адрес своих учеников, тем увереннее они будут в своих силах, и все даже самые сложные темы будут им по плечу!