Классификация, изомерия и номенклатура непредельных углеводородов

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (838 кБ)


В Урайском профессиональном колледже на изучение химии отводится в среднем 102 аудиторных часа, из них на органическую химию приходится 62 часа. Тема “Непредельные углеводороды” изучается в течение 8 часов, из которых два часа отводятся на лабораторно-практическое занятие. В оставшиеся 6 часов мы должны подробно рассмотреть строение и свойства алкенов, алкинов, алкадиенов.

В большинстве учебников предложено поочередное изучение данных классов веществ. Мы несколько изменили структуру изучения темы. В календарно-тематическом плане деление на уроки (пары) выглядит следующим образом:

1-2. Классификация, изомерия и номенклатура непредельных углеводородов.

3-4. Химические свойства непредельных углеводородов: сходства и отличия.

5-6. Этилен и ацетилен: их свойства, получение и применение. Общая характеристика диеновых углеводородов.

Задачи урока “Классификация, изомерия и номенклатура непредельных углеводородов” таковы:

  • дать представление учащимся о группах непредельных углеводородов, их строении, общих формулах, видах изомерии и номенклатуре;
  • способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления; специальных умений: составлять формулы веществ, называть вещества; общеучебных умений: работать с текстом;
  • способствовать формированию принципиальности, критичного отношения к своим ответам и ответам товарищей, доброжелательности при работе в группе.

Поскольку данный урок начинает новую тему, то нами был выбран тип урока – усвоения новых знаний.

В ходе урока мы применили следующие средства обучения: ТСО: компьютер, проектор, экран; оценочный лист; карточки-упражнения, тесты, информационные карточки, плакаты “Ряд радикалов”, “Углеводороды – алканы, алкены, алкины”, “Гомологический ряд алканов”.

При проведения урока нами были использованы следующие методы и методические приемы: работа с текстом, работа в группах, игра, фронтальная беседа, самостоятельная работа, использование алгоритма действия, демонстрационный эксперимент, создание проблемной ситуации, иллюстрация и др.

Подготовка к занятию. Столы расставляются для групповой работы. На доске записывается тема урока. На столы для каждой группы необходимо разложить оценочные листы с критериями оценки:

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

ФИО

Устный ответ

Упр 1

Упр 2

Упр 3

Упр 4

Тест

Итого

                 
                 

КРИТЕРИИ

5б – сделал быстро и самостоятельно.
4б – сам выполнил более половины
3б – помогали товарищи
2б – списал у товарищей
1б – ничего не делал, мешал остальным.

Устные ответы оцениваем по 1 баллу за каждый.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний (разминка).
  3. Объяснение нового материала
  4. Подведение итогов.
  5. Домашнее задание

Урок проходит в сопровождении презентации, она является его неотъемлемой частью на всех этапах.

Организационный момент (5 мин). На данном этапе урока объявляется тема (Слайд 1)и основные задачи урока (Слайд 2). Одновременно с объявлением задач происходит мотивирование учащихся на изучение данного материала.

Также происходит деление учащихся на группы, выбор лидера – самого принципиального и справедливого человека, того, кто будет отмечать достижения в оценочном листе.

Актуализация знаний (разминка) (8-10 мин). Прежде чем перейти к новой теме необходимо настроить учащихся на восприятие, включить их в работу. Лучше всего это сделать в игровой форме. Одновременно повторяются вопросы, необходимые при изучении новой темы.

а) игра “крестики и нолики” (первый ряд играет против второго, ответивший теряет право второго ответа, неверный ответ засчитывается в пользу соперников, на доске рисуется поле для игры в “крестики – нолики”, каждая клетка нумеруется)

Вопросы для игры:

  1. Назовите формулу алкана, у которого 50 атомов С.
  2. Какие углеводороды называются предельными?
  3. Что такое углеводороды?
  4. На что указывает окончание –АН в названии алкана?
  5. Формула метана.
  6. Седьмой член гомологического ряда алканов?
  7. Что такое изомеры?
  8. Что такое гомологи?
  9. Какие связи называются кратными?

Б) Гомологический ряд алканов ( кто быстрее составит из разрозненных формул гомологический ряд алканов) (проверка по Слайду 3).

Объяснение нового материала начинается с видеосюжета, который был подготовлен специально к данному уроку. В нем описывается и демонстрируется опыт Бехера по получению этилена из этилового спирта, дается историческая справка об этилене. Учащиеся получают задание: разгадать формулу этилена и его строение, зная формулу этилового спирта и то, что серная кислота, является водоотнимающим средством (проверка по слайду 4).

Данная экспериментальная задача показывает, что кроме углеводородов с простыми связями существуют углеводороды с двойными связями (вероятно, есть и с тройными?). Такие связи называют кратными, углеводороды – непредельными.

Далее рассматривается деление непредельных углеводородов на несколько групп: алкены, алкины и алкадиены, которые отличаются общими формулами и наличием кратных связей (Слайд 5).

Учащиеся получают задание по схеме на слайде: самостоятельно дать определения и записать их в тетрадь. Правильность написания проверяют по слайдам 6,7,8. Учащиеся видят первоначальные отличия классов веществ и одновременно запоминают структуру определений (общий план).

Далее, решая упражнения, отрабатываем ряд необходимых умений.

В упражнении №1 (4 мин) отрабатываем умения пользоваться общими формулами

Задание. Составьте формулу алкена, у которого 15 атомов углерода.

-----------------------– алкана----------------32 атома углерода.

------------------------алкадиена-------------16 атомов углерода

-------------------------алкина----------------22 атома углерода

-------------------------алкана, у которого 22 атома водорода

-------------------------алкена----------------102 атома водорода

-------------------------алкина----------------48 атомов водорода

Проверка по слайду 9.

Упражнение №2 (4 мин) предполагает закрепление классификационных признаков.

Задание. Из предложенных веществ выберите алканы, алкены и алкины (запишите в три столбика). Какие признаки вы положили с основу разделения?

С6Н12, СН3—СН3, октин-2, С3Н4, СН3—СН2—С?СН, С5Н12,

ундекан, С12Н24, С10Н22, пентен-1, СН3—СН=СН2, С11Н22,

СН3—СН2—СН2—СН3, С15Н28, метан, СН?СН

Проверка по слайду 10.

Зная общие формулы, можно легко составить гомологические ряды алкенов и алкинов. Что учащиеся и проделывают (проверка и запись названий веществ по слайдам 11, 12). Учащиеся легко делают вывод о том, что корень в названии алкенов и алкинов означает число атомов углерода, а суффиксы –ен и –ин указывают на тип кратной связи.

По слайду 13 повторяем понятие “гомологи”.

Далее решая упражнение №3, учимся правильно писать структурные формулы веществ. На слайде 14 приведен алгоритм составления формулы.

Задание. Напишите развернутые формулы следующих веществ:

Пентен-1, гексадиен-1,3, октан, пропин, С4Н10, С7Н14, бутин-2.

Проверка по слайду 15.

Умение обратное предыдущему (назвать непредельные углеводороды) отрабатывается в упражнении №4. На слайдах 16-18 приведен алгоритм называния веществ.

Задание. Дайте названия веществам:

Проверка по слайду 19.

Переходим к следующему вопросу – “Изомерия непредельных углеводородов”. В ходе фронтальной беседы повторяем: что такое изомеры? и как узнать являются ли вещества изомерами? (слайд 20)

Задание: самостоятельно по информационной карточке выпишите в тетрадь виды, подвиды изомерии и примеры к ним. Как правило, в ходе изучения предыдущих тем учащиеся уже хорошо усвоили структурную изомерию, и для них не составляет особого труда написать изомеры для непредельных углеводородов.

По завершении работы, в качестве обратной связи, учащимся предлагается выполнить тест из 5 заданий, отражающих основное содержание урока (см. приложение 1). Исправления в тесте не допускаются, так как по завершении работы осуществляется его проверка (слайд 21)

Подведение итогов(5 мин). В течение всего урока лидеры групп вели записи в оценочных листах в соответствии с предложенными критериями. После окончательного подсчета баллов происходит их перевод в отметки:

более 25 баллов – “5”
20-25 баллов – “4”
15-20 баллов – “3”.

Обязательно нужно проговорить, понравился ли урок учащимся, что нового они узнали, что было лишним, чего не хватило и т.д..

Также обязательным моментом является разбор домашнего задания (Слайд 22).

И не забудьте поблагодарить учащихся за урок: за честность, трудолюбие, хорошую дисциплину и прочее. Чем больше хороших слов вы скажете в ходе урока в адрес своих учеников, тем увереннее они будут в своих силах, и все даже самые сложные темы будут им по плечу!

Приложение 1