Правописание НЕ с глаголами. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • Расширить и углубить знания о правописании не с глаголами;
  • Развивать умение употреблять и правильно писать частицу не с глаголами;
  • Развивать логическое мышление;
  • Воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Мобилизующий этап
На доске написаны слова:
(не)г-воришь, (не)б-леешь,(не)скр-пишь, (не)б-гаешь, (не)навидишь.
Что общего у этих слов? Как будем писать частицу не? Какое слово «лишнее»?

Какое из этих слов употребляется без частицы не? Какое слово без частицы не мы произносить не будем?
В слове ненавидишь не пишется слитно.

Запись слов в тетрадь.
Это глаголы в форме настоящего времени, в единственном числе. Отвечают на вопрос что делаешь?
На конце всех слов пишется мягкий знак. В словах есть безударная гласная, проверяемая ударением. Есть частица не. Она пишется с глаголом отдельно. Без частицы не говорим слова: белеешь, говоришь, скрипишь, бегаешь. Слово ненавидишь без частицы не не употребляется.
В слове ненавидишь не пишем слитно.
II. Формулирование темы и цели урока
Сформулируйте тему урока, опираясь на общий орфографический признак.
Сформулируйте цель урока, опираясь на тему. Используйте опорные слова на доске.
Расширить и углубить…
Развивать умение употреблять и ….
Тема нашего урока: Правописание не с глаголами
Цель нашего урока: Расширить и углубить знания о правописании не с глаголами;
Развивать умение употреблять и правильно писать частицу не с глаголами;
III. Чистописание
Сегодня мы составим цепочки из букв, которые являются окончаниями данных глаголов. Назовите окончания глаголов.
Записываем в тетрадь: ешь ишь
Окончания глаголов – ешь, -ишь.
Здесь идет чередование буквы и и е
IV. Актуализация знаний учащихся
Что такое глагол? Как изменяются глаголы? Чем обычно бывает в предложении? Что узнали на прошлом уроке о глаголе? Какой смысл имеют глаголы : положительный или отрицательный? На прошлом уроке узнали, что частица не с глаголом пишется отдельно. Глаголы имеют отрицательный смысл, так как действия, которые обозначают глаголы с частицей не, не осуществляются, не происходят. Частица не придает глаголу отрицательный смысл.
V. Словарно-орфографическая работа
На доске записаны пословицы и поговорки
Учись доброму, так худое на ум (не) пойдет. Лодырю всегда (не)здоровится.
Прочитайте . Найдите глаголы, которые употребляются без частицы не. Какой глагол не употребляется без частицы не.
Записываем в тетрадь глаголы, которые не употребляются без частицы не.
Лексическое значение слов с использованием толкового словаря.
Не пойдет.
Нездоровится
Нездоровится, ненавидишь, недоумевать, негодовать.
Работа в группах со словарем.
VI. Физкультминутка
Я буду называть глаголы с не и без не. Если вы услышите глаголы с не, приседаете два раза, если услышите глагол без не, приседаете один раз. Сосчитайте, сколько глаголов с не будет названо.
Не писал, решал, помогать, не сажать, играть, не слышать, уважать, проверять, не вырастет, нездоровится, учиться, не закрывал.
Выполнение упражнений по заданию
VII. Закрепление изученного материала
Упражнение 1. Прочитайте написанные на доске словосочетания. Постарайтесь их запомнить. (Через 2 минуты глаголы с не стираются). Ориентируясь на существительные, напишите словосочетание полностью. Подчеркните орфограммы.
(Не) встретил гостя (Не) договорил слово
(Не) удалил п-тно (Не)привязал лоша—
(Не)сохранил гру- (Не)загадал желание
(Не)узнает мес-ность (Не) укрепил лес-ницу
Глагол укрепил разобрать как часть речи.
Глагол сохранил разобрать по составу.
Запись словосочетаний в тетрадь. Подчеркиваем орфограммы. При проверке объясняем
Взаимопроверка.
Укрепил – гл., укрепить, прошедшее время, единственное число, мужской род.
Сохранил. Окончание нулевое, основа слова сохранил, корень хран, приставка со, суффикс и, суффикс л.
Упражнение 2.
Напишите предложения, ориентируясь на схемы. Вставьте нужные буквы. Раскройте скобки. Разобрать 1 предложение по членам предложения и частям речи.
Дру(ж,ш)ба крепкая (не)сл(о,а)мается.
(Не)шелохнется (на)б(и,е)р(и,е)гу цапля.
Дру(к,г)( )в б(и,е)де (не)бросит.
(Не)колышется в(о,а)да (в)оз(и,е)ре.
Схемы:

Не шелохнется на берегу цапля.
Друг в беде не бросит.
Дружба крепкая не сломается.
Не шелохнется вода в озере.
Упражнение 3.
Прочитайте. Распределите слова на три группы по двум орфограммам. Составленные группы слов запишите.
(Не)подъехал, (не)следил, (не)смущал, (не)чаёвничал, (не)съел, (не)сорил, (не)смотрел, (не)сгущал, (не)щадил, (не)объест, (не)скользит, (не)робел, (не)стучал, (не)выручал.
В первой группе слов будут слова с частицей не и безударной гласной в корне, которую можно проверить. Во второй группе слова с частицей не и сочетаниями ча, ща. В третьей группе слова с частицей не и разделительным твердым знаком.
не следил не смущал
не сорил не чаевничал
не смотрел не сгущал
не скользит не щадил
не робел не стучал
не выручал
не подъехал
не съел
не объест Работа в парах.
VIII. Итог урока
Что нужно помнить о написании глаголов с частицей не?
Что нового узнали на уроке?
Оцените свою работу.
Домашнее задание. Упр. № 601 из учебника
Русский язык для 3 класса автора Рамзаевой Т.Г.