Фосфор

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

А. Образовательные

  1. Способствовать формированию умения учащихся давать сравнительную характеристику элементов с помощью периодической систему Д.И. Менделеева. (На примере азота и фосфора)
  2. Продолжить формирование понятия аллотропия (на примере аллотропных модификаций фосфора)
  3. Продолжить формирование умения учащихся давать характеристику окислительно-восстановительных свойств элементов на основании строения атомов этих элементов. (На примере фосфора)
  4. Познакомить учащихся с биологическим значением фосфора в жизни растений, животных и человека.

Б. Развивающие

  1. Способствовать формированию учебно-познавательных компетенций, (способность самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, приобретать знания из различных источников;
  1. умение структурировать информацию), навыков логического мышления (умения сравнивать, обобщать, делать выводы)
  2. Способствовать формированию информационных компетенций (самостоятельно искать, извлекать , анализировать и отбирать информацию ).
  3. Способствовать формированию критичности мышления.

В. Воспитательные

  1. Формирование устойчивой положительной мотивации к изучению химии
  2. Формирование здоровьесберегающей компетенции: позитивно относиться к своему здоровью;

Оборудование: Видеофильм «Фосфор», презентация к уроку, образец красного фосфора.

Ход урока

I. Мотивационный этап.

(Просмотр видеофрагмента из видеофильма «Фосфор» о собаке Баскервилей )

II. Актуализация знаний   учащихся

(Заполнение таблицы по сравнительной характеристике азота и фосфора на основании их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева)

1. Сравнительная характеристика элементов азота и фосфора

Признаки сравнения Азот Фосфор
Сходство
Положение в П.С. V группа, главная подгруппа
Строение атома 5 ē на внешнем уровне
Степени окисления: а) ВСО (высшая степень окисления) б) НСО ( низшая степень окисления) +5 -3
Различия
Положение в П.С. II период III период
Строение атома 2 энергетических уровня 3 энергетических уровня
Степени окисления: (Промежуточные степени окисления) +1, +2, +3, +4 +3

III. Изучение нового материала

2. Аллотропия фосфора

(Заполнение таблицы по сравнительной характеристике аллотропных модификаций фосфора на основании просмотра видеофрагмента, изучении отрывка из учебника и просмотра слайдов)

Аллотропия фосфора

Признаки сравнения Белый фосфор Красный фосфор
Тип кристаллической решетки Молекулярная Атомная
Физические свойства:
а) цвет
б) растворимость в воде
в) влияние на организм
г) светится ли в темноте
Желтоватое воскообразное вещество, не растворимое в воде, хорошо растворяется в сероуглероде, ядовито, светится в темноте, имеет запах чеснока Темно-малиновый порошок, не растворяется в воде и сероуглероде, неядовит, не светится в темноте.
Химическая активность Более химически активен, самовоспламеняется на воздухе Менее химически активен, горит при поджигании

3. Химические свойства фосфора

(составление уравнений реакций, характеризующих окислительные и восстановительные свойства фосфора, демонстрация эксперимента «горение красного фосфора, растворение оксида фосфора (V) в воде и доказательство образования фосфорной кислоты в растворе»)

как восстановитель как окислитель
Взаимодействует с неметаллами
Р + О2 →
P + S →
P + Cl2 →
Взаимодействует с металлами, образуя фосфиды
Na + P →
Ca + P →
Взаимодействует со сложными веществами – окислителями
P + KClO3 → P2O5 + KCl

4. Нахождение в природе, биологическое значение в организме человека

(сообщение учащегося)

Организм человека содержит около 1,5 кг фосфора: 1,4 кг – в костях, 130 г – в мышцах и 13 г в нервной ткани.

Содержание фосфора в организме человека составляет приблизительно 1% от массы тела.

Суточное потребление фосфора человеком – около 2 г.

Продукты, содержащие фосфор:

  • СЫР ЧЕДДЕР 100 г — 40% рекомендуемой суточной нормы
  • СЕМЕНА ПОДСОЛНУХА 30 г — 21%
  • ЦЫПЛЯТА 100 г — 20%
  • ЯЙЦА 2 штуки (100 г) — 17%
  • ГОВЯЖЬЯ ПЕЧЕНЬ 100 г — 29%

IV. Первичное закрепление и проверка усвоения знаний (выполнение и самопроверка теста о свойствах фосфора)

Тест «Фосфор»

  1. Атом фосфора по сравнению с атомом азота имеет:
    а) большее число электронов на внешнем уровне
    б) больший радиус атома
    в) меньшее число энергетических уровней
    г) меньшее число электронов

  2. Для фосфора характерны степени окисления:
    а) -3, +2,+5
    б) -3, +3,+5
    в) +1, +3, +5
    г) -2, +3, +5

  3. Белый фосфор в отличие от азота …
    а) обладает заметной электрической проводимостью
    б) химически высоко реакционноспособен
    в) не встречается в природе в свободном состоянии
    г) хорошо растворим в воде

  4. Фосфор, как и азот, входит …
    а) в состав всех минеральных солей
    б) в состав всех живых организмов
    в) в состав воздуха
    г) царской водки

  5. Какая из аллотропных модификаций фосфора наименее реакционноспособна?
    а) белый фосфор
    б) черный фосфор
    в) красный фосфор
    г) фосфор так же, как и азот, не имеет аллотропных модификаций

  6. Укажите верное утверждение:
    а) белый и красный фосфор ядовиты
    б) белый фосфор неядовит, красный ядовит
    в) белый фосфор ядовит, красный неядовит
    г) ни белый, ни красный фосфор не ядовиты

  7. При горении фосфора образуется:
    а) фосфин
    б) оксид фосфора (V)
    в) фосфорная кислота
    г) фосфид металла

V. Подведение итогов урока, рефлексия.

Почему академик Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли?

VI. Домашнее задание

параграф 27 + конспект урока, задание 2, 3(письменно), повторить 24-26

Вопросы для творческих работ:

  • Зачем человеку фосфор?
  • Появление благодатного огня: чудо или мистификация?