«Педагог должен дать исполнителю то, что называется школой».
А. Гольденвейзер.«Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука».
В. Сафонов.
Приобретение техники движений всегда связано с развитием как физических (мышечных), так и психических (волевых) свойств.
В работе над пианистической техникой, кроме указанных свойств, требуются еще такие необходимые компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение живого пульса движения музыкальной ткани, а также слуховое развитие. Недоразвитость этих сторон часто бывает причиной несовершенства техники, ее ограниченности, скованности, а также «немузыкальности», которая включает в себя недостатки звуковой области. Основная цель технического развития - обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. В дальнейшем эти условия должны привести к полному и беспрепятственному подчинению двигательной системы, музыкальной воле исполнителя во всех ее тончайших проявлениях, причем подчинению автоматическому.
Назначение музыкальной воли - управлять исполнительским процессом, а технического аппарата - подчиняться музыкальной воле. Оба эти процесса с первых шагов обучения должны находиться в полном единстве. Исходя из этого в практике преподавания всякий игровой прием, навык не может быть абстрактным, а должен быть обоснован музыкальным выражением; точно так же каждый музыкальный образ, характер звука необходимо увязать с соответствующей формой игровых движений. Нельзя понимать это упрощенно, формально. Навык может сопровождаться целой системой вспомогательных инструктивных заданий, но сам он должен быть обоснован музыкально.
Упражнения А.А.Шмидт-Шкловской - это своего рода элементарные технические формулы, в которых закодированы различные способы звукоизвлечения и приемы работы над произведением. Отличительная особенность системы А.А.Шмидт-Шкловской ряд упражнений, представляющих собой преувеличенные приемы звукоизвлечения. Предназначенные для развития важных качеств рук пианиста - легкости пальцев, растяжения, они применимы и при разучивании пьес. Так, «полетные» движения (свободное раскрытие ладони и всех пальцев быстрым движением) вырабатывает ощущение легкости, расчлененности пальцев. Обращает на себя внимание строгая систематичность, охват всех видов техники в упражнениях А.А.Шмидт-Шкловской. Можно сказать, что они являются школой последовательного овладения пианистическими навыками. Главным заданием ученику у нее было не «повторить» движение, а «найти звук» - установка, которая требовала, в первую очередь, активной работы слуха. Поиски звука всегда связывались с поисками определенного тонуса мышц состояния руки, мускульного ощущения от движения, с помощью которого извлекается данный звук. В итоге такой работы создавалась прочная связь, когда одно только представление о звуковой краске сопровождалось соответствующей настройкой, ощущением в руке. Таким путем «изнутри наружу», в поисках звука и ощущения, находилась внешняя форма движения. Объяснение ощущений, которые должны сопутствовать тому или иному двигательному приему - самое трудное в показе. А.А.Шмидт-Шкловская давала настройку с помощью образного сравнения. Целью всей работы А.А.Шмидт-Шкловской в области воспитания пианистических навыков было помочь каждому ученик индивидуально приспособиться к инструменту, найти свои удобные ощущения. При этом она давала установки, которые могли бы служить основой для построения индивидуальной техники в каждом отдельном случае.
Работа над художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано и усвоением нотной грамоты. Для того чтобы эта инструментально-техническая работа (работа над овладением инструментом и тренировкой двигательного аппарата) приносила пользу, необходимо ставить ученику ясные и определенные цели. Необходимо воспитать у ребенка привычку «прежде думать, а потом играть». Воспитание интеллектуальных и физических компонентов музыкальной одаренности на первом году обучения оказывает огромнее влияние на дальнейшее его развитие. В начальный период он знакомится с основными выразительными средствами музыки и своего инструмента. С первых шагов обучения следует стремиться к неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровым приемом. Ребенок по своим психологическим возрастным особенностям не может трудиться как взрослый человек. Наиболее полно свои возможности он раскрывает в игре. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, активизирует творческие наклонности. С ее помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение приобретает эмоциональнообразное содержание. Важно так «выстроить игру», чтобы в ее ходе ребенок сам ставил перед собой задачи и по возможности самостоятельно их решал.
Известный педагог, автор интенсивного курса «Аллегро» Т.И.Смирнова рекомендует на занятиях с маленькими детьми не употреблять слово «упражнение», или словосочетание «делать упражнение», лучше использовать фразы «давай поиграем в «куклу» и т.д. Стараться не делать замечания непосредственно ребенку «ты плохо сидишь, неправильно», лучше сказать «так медвежонок сидит, а Леночка у нас как сидит?». На такое замечание ребенок не обидится, т.к. оно обращено к медвежонку, и с удовольствием покажет свое умение красиво сидеть. Надо создавать психологическую комфортность для ребенка, т.к. при индивидуальной работе он все время ощущает наше пристальное внимание к себе, что часто приводит к внутренней скованности, стеснительности и излишней старательности, из-за которой упражнения выполняются хуже возможностей ребенка. От первых шагов ребёнка в музыкальном воспитании зависит и его дальнейшее музыкальное образование. Необходимо сразу построить и показать ему мостик из того мира, где он сейчас находится к тому миру, который несёт в себе музыка.
Запоминается всё, что было в первый раз. Поэтому важно, чтобы ребёнок запомнил свои первые занятия на фортепиано, как что-то очень привлекательное, приятное, эмоционально яркое и артикуляционно-удобное. Он должен справляться сразу со всем или со многим, чему его учат. У него должно получаться. Поtom будет труд, упорный труд- по мере таланта. Но в начале ребенок должен восхититься
Древняя китайская пословица гласит: люди могут забыть слова, которые вы им говорили, но они никогда не забудут чувства, которые вы у них вызывали.
Путь к вершинам техницизма труден тем, что начинается, по необходимости, с детства - здесь не обойтись без регулярных и продолжительных упражнений. В последнее время в музыкальную школу пришли учиться дети 4-5 лет. Это и побудило меня к работе над методическим пособием, основной целью создания которого явилось повышение интереса учащихся к обучению, а также стремление облегчить процесс овладения пианистическими навыками.
Упражнения Анны Абрамовны Шмидт-Шкловской - выдающегося педагога и незаурядного музыканта - легли в основу пособия.
Пособие состоит из трёх тетрадей. Упражнения сгруппированы по видам техники. Внутри каждого раздела задания усложняются постепенно, и можно одновременно работать над упражнениями одинаковой трудности на разные виды техники. Всего 45 упражнений, здесь представлены некоторые из них. Каждое упражнение имеет название, цветную иллюстрацию и стихи.
Первая тетрадь посвящена основам звукоизвлечения, штрихам, дуговым движениям.
«Воробьишка» - Я утром выпал из гнезда, ко мне спешите все сюда! (Взлет и приземление на опорный пункт, воробьишка учится летать).
«Кошачьи лапки» - Моет лапкой котик нос. (Легато на секундовых последованиях).
«Цапля» - Цапле бусы подарили, велики они ей были. (Расходящиеся гаммообразные последования в пределах октавы)
«Лягушонок» - лягушонок веселится каждый день, по болоту прыгать и скакать не лень. (Легкое стаккато. Исполнять легкой упругой рукой).
«Утенок» - Наш утенок лишь родился плавать плавно научился. (Пятипалыцевое легато).
«В чёрном море» - В чёрном море мой любимый дом. Днем и ночью я купаюсь в нём. (Пятипальцевые последования на черных клавишах. (Играть различными штрихами).
«Полет во сне» -Шарики мои словно парашют, в небо к облакам плавно унесут. (Дуговые отрезки. Играть отдельно правой рукой I вверх, левой - вниз).
«Лошадка» - Ну-ка, прыгни так как я, девочка прыгучая. (Дуговые скачки на октаву, а также через две октавы вверх и вниз.).
Вторая тетрадь содержит упражнения на боковые движения и трели.
«Бим» - Меня мой Бим из школы ждал и хвостиком вилял. (Круговое движение руки. Левая рука играет в противоположном движении).
«Ключик» - Дверь скорей открой, теперь закрой, замочек мой, ключ золотой. (Повороты кисти с опорой на 1-й и 5-й пальцы).
«Паучок» - Паучок росинку спрятал в паутинку. (Боковое движение по терциям с ощущением вращения внутри руки).
«Белый зайчик» - Белый зайчик в белой шубке рано утром чистил зубки...Сам. (Пятипальцевые последования в сочетании с трелями).
« Хвост колечком» - Наша кошка на крылечке закрутила хвост колечком. (Фигурации. Движения, окутывающие средние звуки. В основе их движения «колесика»).
«Бусинки» - Словно бусинки дождинки покатились по травинке. (Повороты кисти по рисунку мелодии).
«Два гнома» - Два веселых гнома здесь живут, чистят коврик песенку поют». (Упражнения на «станке». Трель играется легко и ровно).
Третья тетрадь - репетиции, гаммы, арпеджио, терции.
«Дождик» - Кап, кап, кап стучит по крыше, на прогулку дождик вышел. (Репетиции на ступенях гаммы. Исполняется непрерывным вибрационным движением).
« Вальс» - Я хочу вальс танцевать. (Гаммовые отрезки. Правая рука играет по позициям гаммы до конца клавиатуры и обратно).
«Три - четыре» - Три - четыре, три - четыре черный кот живет в квартире. (Перенос руки с одной позиции гаммы на другую).
«На четвертом этаже» - На четвертом этаже кран течет давно уже. (Постепенное увеличение гаммообразной линии в прямом и обратном движении).
«Дельфииы» - В теплой волне как в сказочном сне. (Арпеджио. Упражнения исполняются вверх и вниз каждой рукой).
«Гибкий осьминог» - Гибкий осьминог в платье золотом, а на дне морском его новый дом. (На задержанном аккорде проверить пружинность и устойчивость всей руки).
«Прогулка» - В лес мы спешим опять с утра, за работу нам пора. (Прогулка терциями).
«На окошке» - На окошке сидит кошка и хвостом стучит немножко. (Восьмые исполнять близко к клавишам легким стаккато).
Специфика обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста исходит из возрастных особенностей детей, которые определяют способы детского восприятия и детского познания мира. Наиболее важным из них принадлежат: превалирование образно-чувственных представлений об окружающем мире, склонность ребенка к одушевлению всего видимого и слышимого.
Ребенку очень помогает проникнуть в музыкальное содержание - упражнения - образность поэтической речи и звукоизобразительность. Взаимодействие этих компонентов развивает творческий потенциал учеников.
У музыки и слова одна первооснова - интонация. Трудно определить, что возникло раньше - слово или музыка. Словесный образ и музыкальный - не разделимы. А значит, чем глубже мы постигаем словесно-поэтический образ, тем легче создаем образ музыкальный, и наоборот. Занимаясь стихосложением на уроках, можно в стихах уместить целые методические формулы.
Стихи в данном пособии не обычная подтекстовка. В небольшом четверостишии есть образ, характер, настроение, что вызывает внутреннее эмоциональное переживание и помогает ребенку найти естественные приёмы для решения художественной и пианистической задачи. Пение стихов ( или звуко-речевая игра) играет большую роль как в становлении музыкальной речи, музыкального интеллекта, так и в развитии вербального интеллекта.
Радость жизни есть суть детского восприятия мира. Это «вещество» из которого для ребенка состоит сама жизнь!
Радость - единственная жизненная энергия, которая всегда и везде работает эффективно, и именно поэтому, прежде всего она нужна в детской педагогике. Можно радостно и весело учить детей труднейшим вещам, считая при этом количество «выработанной» в процессе обучения радости главным педагогическим успехом.
Современная русская педагогика рассматривает упражнения как важное и эффективное средство для технического развития ученика. Их значение в том, что они дают возможность в наиболее концентрированном виде работать над основными фактурными формулами, над самым ядром пианистических трудностей, что способствует рационализации процесса обучения.
Литература
- Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика». Феникс, Ростов-на-Дону,2002г.
- Шмидт-Шкловская А.А. «Воспитание пианистических навыков», Ленинград «Музыка», 1985г.
- Сборник статей и воспоминаний «М.Н.Баринова - ученица великих», Санкт- Петербург, Папирус, 2002.
- Смирнова Т.И. «Allegro, фортепиано, интенсивный курс. Методические рекомендации», изд-во ЦСДК., М.,1999.
- Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста», М., Советский композитор, 1989.
- Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», М., Музыка, 1987.
- Дроздова М. «Уроки Юдиной», Классика-XXI, М., 2006
- Дельнова В.В. «Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы М.,1972.