Тема урока: РАБОТА С ГРАФИЧЕСКИМ РЕДАКТОРОМ.
Тип урока: Обобщение полученных знаний, умений и навыков.
Форма проведения урока: Нетрадиционный урок – ярмарка русской народной игрушки.
Цели урока:
1. Общеобразовательные:
- Познакомить детей с историей создания русской народной игрушки - матрешки, с различными промыслами,
- Закрепить знания учащихся по темам «кодирование информации»;
- Закрепить навыки работы с инструментами графического редактора;
- Отрабатывать навыки копирования и вставки элементов, поворота, растяжения;
- Отрабатывать навыки работы с файлами;
- Отрабатывать навыки работы с несколькими окнами.
2. Развивающие:
- Выявлять творческие способности учащихся;
- Учить анализировать, строить умозаключения, делать выводы;
- Развивать интеллект учащихся;
- Способствовать развитию самостоятельности, проявлению лучших качеств личности.
3. Воспитательные:
- Воспитывать любовь к предмету;
- Воспитывать чувство уважения к товарищам при фронтальной работе и работе в малых группах;
- Воспитывать аккуратность оформления работ в тетрадях и на доске.
4. Социальные:
- Помочь адаптироваться ребенку в детском коллективе;
- Развитие коммуникативных качеств личности;
- Приобретение уверенности в себе.
Оборудование:
- Презентации «Русская матрешка» и «Ярмарка русской народной игрушки»
- Заготовки матрешки и узоров для практической работы на компьютере.
- Карточки для игры «Какие бывают матрешки».
- Матрешки, погремушки в виде матрешек и тд.
Музыкальное оформление:
- Русские народные песни «Коробейники» <Приложение 7>, «Ярмарка» <Приложение 8>, попурри на тему русских народных песен <Приложение 9>.
- Частушки. <Приложение 10>.
План урока.
- Организационный момент.
- Защита проекта «Русская матрешка».
- Игра «Какие бывают матрешки».
- Частушки о матрешках.
- Фронтальный тест на тему «Графический редактор».
- Работа над проектом «Моя матрешка».
- Подведение итогов.
Ход урока.
1. Организационный момент.
<Презентация 1>
Слайд 1. Под песню «Коробейники»
1-я ученица.
Солнце яркое встает,
Собирается народ.
Под лучами яркими
Мы откроем ярмарку!
2-ученица.
Русская ярмарка
Не каждый день бывает,
Кто еще не побывал.
Очень много потерял.
1-я ученица.
К нам сюда скорее просим,
Подходи, честной народ.
Веселиться начинайте.
Всех нас ярмарка зовет!
2- ученица.
Мы на ярмарке бывали
И подарки выбирали.
Принесли вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Учитель.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаем напоказ
И ведем о нем рассказ.
Слайд 2
Учитель: Вы, конечно, догадались, почему наш урок начался с этой старинной русской песни. (Обращаю внимание на короб) Чем же может быть наполнен такой короб? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Народные игрушки и фольклор – сокровища русского народа. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров. Русских народных игрушек много. Но сегодняшнее занятие мы посвятим только одной.
О какой игрушке сегодня пойдет речь, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка).
Да, ребята, речь сегодня пойдет о матрешке – старинной русской игрушке. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей этой игрушки, узнаем, какие матрешки бывают и каждый из вас создаст свою матрешку средствами графического редактора.
Героиней сегодняшнего урока она стала не случайно. Матрешка - уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир. Какие же бывают матрешки – сувениры? Малышу мы можем подарить матрешку – погремушку. Ребенку чуть старше – матрешку – сказку, пальчиковый театр. Маме мы можем подарить сервиз, где в качестве матрешек представлены солонки и перечницы. Бабушке – грелку на чайник, расшитую русскими матрешками. Папе или дедушке можно подарить в подарок сувенир – матрешку, которая рассказывает об особенностях какой-нибудь страны. Матрешками можно украшать елки. Но какой бы сувенир мы с вами не выбрали, он всегда радует нас своей оригинальностью и красотой. Это прочно сохраняется за матрешкой вот уже более полувека, хотя самой ей уже более ста лет.
А знаете ли вы, как появилась на Руси эта игрушка?
<Презентация 2>
2. Защита проекта «Русская матрешка» (выполняют учащиеся).
Цели проекта:
- Познакомить учащихся с историей матрешки;
- Познакомить учащихся с этапами создания матрешки;
- Рассказать об интересных фактах, связанных с матрешками.
<Презентация 1>
Слайд 3.
3. Игра «Какие бывают матрешки»
по теме «Кодирование информации» (групповая работа) Существует несколько школ росписи традиционной русской матрешки, чтобы узнать какие это школы, мы поиграем в игру, «Какие бывают матрешки», но для этого вам необходимо будет расшифровать закодированную информацию. (По ходу игры учитель рассказывает об особенностях матрешек, выполненных в разных городах)
1) Сергиев Посад (кодирование с помощью цифр)
Задание. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки следующей кодовой таблицы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
1 | К | Л | М | Н | О | Ь | Ъ | Ы | Э | Ю | Я | <пробел> |
2 | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ц | Ш | Щ | , |
3 | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й | . |
Расшифруйте следующее сообщение:
(3,2) (6,3) (2,2) (4,3) (10,3) (6,3) (3,3) (12,1)
(1,2) (5,1) (3,2) (1,3) (5,3)
<Рисунок 1>
Слайд 4. МАТРЕШКА ИЗ СЕРГИЕВА ПОСАДА.
Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Но сам образ стал иным по характеру – ярким, броским, открытым.
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
2) Семеново (ребус)
<Рисунок 2>
Слайд 5. СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА.
В Семенове Нижегородской области, на родине хохломской росписи, матрешки расписываются иначе. Роспись наносится на естественную золотистую фигурку, краски кажутся необычайно чистыми, яркими. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием семёновской матрешки является её форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла.
Букет цветов садовых
Розовых, бардовых
В подарок принесла.
3) Полховский Майдан (графическое кодирование)
<Рисунок 3>
<Рисунок 4>
Слайд 6. ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА.
Это соседка семеновской матрешки. Матрешки в Полховском Майдане появились тоже не случайно. Это большое село – центр народного художественного промысла. Полховско-майданская матрешка неизменно расцвечена веткой с алыми цветами. У нее нет таких деталей, как руки, сарафан, кофта, как у семеновской матрешки, а из-под платка обязательно видны кудри.
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
4) Вятские
Задание. Известно, что некто для шифрования сообщений после каждой гласной буквы вставляет букву «А», а после согласной – букву «Т». Декодируйте зашифрованную информацию. ВТЯАТТКТАА
<Рисунок 5>
Слайд 7. ВЯТСКАЯ МАТРЕШКА
Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.
Наши губки бантиком, да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские всех на свете краше.
Расписные, яркие сарафаны наши.
Слайды 8 – 13
5) Авторские
- В стиле росписи «Гжель»;
- В стиле росписи «Хохлома»;
- С цветочными мотивами;
- С живописными пейзажами;
- С сюжетами из народных сказок и мультфильмов;
- С памятниками архитектуры;
- Политическая сувенирная.
4. Частушки. Слайд 14.
Ну, какая же ярмарка бывает без русских народных частушек. А исполнят нам их матрешки. (Исполняют девочки в русских народных сарафанах.)
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрешки!
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
Толстая матрешка
Ходит с поварешкой.
Поварешку обронила –
Себе руку обварила!
Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку –
Вспомнили матрешку.
Шла по ягоды матрешка,
Позабыла взять лукошко.
И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?
Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили.
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась!
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем мы и прядем,
Сами в гости к вам придем.
Пыль клубится по дорожке –
Едут с ярмарки матрешки.
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках!
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.
Слайд 15.
Сегодня каждый из вас будет создавать свою матрешку на ярмарку. Но прежде чем преступить к работе вспомним, что мы знаем о графическом редакторе Paint.
Фронтальная работа по теме «Графический редактор» в форме теста.
Слайд 16.
Графический редактор – это
- устройство для создания и редактирования рисунков;
- программа для создания и редактирования текстовых документов;
- устройство для печати рисунков на бумаге;
- программа для создания и редактирования рисунков.
Слайд 17.
Чтобы выбрать основной цвет, необходимо
- Сделать щелчок левой кнопкой мыши на нужном цвете палитры;
- Сделать щелчок правой кнопкой мыши на нужном цвете палитры
Слайд 18.
Чтобы закрасить замкнутую область, необходим инструмент
- Карандаш;
- Масштаб;
- Заливка;
- Ластик.
Слайд 19.
Для того чтобы скопировать определенный элемент изображения сначала его нужно
- Закрасить;
- Удалить;
- Выделить.
Слайд 20.
5. Практическая работа «Моя матрешка»
1) Работа у нас с вами необычная – мы будем расписывать матрешку средствами графического редактора Paint. А девизом вашей работы будут слова: работа хороша, если в ней польза и душа.
Ваша задача
- определить узор для росписи матрешки;
- украсить этим узором передник матрешки.
Работы учащихся
2) Дополнительное задание (для учащихся, которые справятся с заданием быстро):
- Открыть файл «Мозайка» в папке «Русская матрешка» на рабочем столе.
- Используя в меню РИСУНОК команды ОТОБРАЗИТЬ / ПОВЕРНУТЬ собрать матрешку.
- С помощью операции КОПИРОВАНИЕ создать набор матрешек (от большой до маленькой).
Слайд 21.
6. Подведение итогов.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идетНаша русская матрешка
Не стареет сотню лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
…Прекрасный мир
Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.